Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной стратегии предприятия - природопользователя.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 обобщить основные подходы к пониманию стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
 проанализировать экологическую стратегию;
 сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;

Работа содержит 1 файл

Курсовая полностью.docx

— 69.61 Кб (Скачать)
ign="justify">- обеспечение соответствия разработанной самим предприятием и открыто декларируемой экологической политики;

- демонстрация такого соответствия заинтересованным сторонам (прочим организациям, потребителям, партнерам, населению);

- получение сертификата соответствия и официальная регистрация (если таковая предусмотрена) системы экологического менеджмента специально уполномоченными органами;

- самостоятельная оценка деятельности и степени ее соответствия международным стандартам в области экологического менеджмента.

     Экологический маркетинг — функция менеджмента, сопряженная с изменениями как внутренней среды предприятия: его структуры, политики (а так же целей и задач), технологий, кадров и т.д., — так и взаимоотношений его с внешней средой. Для того чтобы обеспечить устойчивый сбыт произведенной продукции, необходимо внимательно относиться к поставщикам (прежде всего к их имиджу), используемой ими технике, технологиям заготовки, налаживать каналы сбыта, а также вести активную совместную работу по решению приоритетных экологических задач (например, оптимизация транспортных потоков). Репутация экологически ориентированного предприятия в значительной степени зависит от того, кто является его деловым партнером.

     В целом же экологическая составляющая продукта на всех стадиях его жизненного цикла становится все более значимым фактором. Экологический маркетинг  предполагает принятие предприятием общественной ответственности и обеспечение  им баланса интересов экономики  и охраны окружающей среды.

     Экологический аудит — систематический документально оформленный процесс верификации объективно получаемых свидетельств аудита. Осуществляется с целью определения соответствия отдельных (конкретных) видов экологической деятельности критериям аудита и сообщения заказчику его результатов. Целью аудита является содействие предпринимателям в определении их экологической политики, приоритетных мероприятий (в том числе предупредительных), направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.[14]

     Проведение  экологического аудита необходимо в  следующих случаях:

- смена собственника;

- процедура банкротства предприятия;

- запрос на получение кредита (отечественного и зарубежного);

- создание СП или проведение совместных мероприятий;

-разработка программы уменьшения воздействия предприятия на окружающую среду;

-подготовка программы вторичного использования отходов;

-предварительная подготовка предприятия для работы в условиях нового, более жесткого природоохранного законодательства.

Идея экологического аудита зародилась в США, где подобного рода мероприятия предусмотрены в системе государственного регулирования. Однако в профессиональных целях и для подготовки к внешней экологической проверке большинство американских фирм проводит внутрифирменный экологический аудит (ревизию). Причем внешний и внутренний экологические аудиты осуществляются специально подготовленными юристами-экологами.[28]

     В системе EMAS содержание экологического аудита существенно отличается от американского  варианта. Основываясь на рыночных принципах, он значительно расширяет  компетенцию внутреннего и внешнего (независимого) аудиторов от гарантий соблюдения экологических законов  до проверки структурных, процедурных  и организационных инструментов, используемых для анализа и оценки загрязненности окружающей среды. При  таком подходе экологический  аудит должен установить степень  достижения предприятием целей, поставленных в сфере экологии.

     Представляется, что в общем случае экологический  аудит должен представлять независимое  исследование всех аспектов хозяйственной  деятельности предприятия для установления степени прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей природной среды. Главная его  цель должна заключаться в приведении природоохранной деятельности в  соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизации  использования природных ресурсов, уменьшении количества отходов и  вредных выбросов.

     Необходимо  отметить, что поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной  деятельности предприятия с точки  зрения учета экологических факторов, постольку экологический аудит должен охватывать производственную и финансовую деятельность (рис. 2.1).[22]

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2.1 Содержание экологического аудита предприятия 

     Вследствие  большого практического значения выполнения природоохранных требований на уровне предприятия перед его руководством встает задача разработки экологической  стратегии, способствующей формированию «стратегических экологических  потенциалов» обеспечивающих экологическую  эффективность предприятия и  в будущем. Причем речь должна идти как о снижении экологических  потенциалов риска, так и о  создании экологического потенциала успеха.

     Экологический контроль можно рассматривать в  качестве наиболее простого и доступного элемента экологического менеджмента.

     Разработка  концепции экологического контроля была начата одновременно в Германии и Швейцарии с середины 80-х  годов.

     В настоящее время в системе  экологического контроля можно выделить три основных направления (рис. 2.2).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.2  Направления экологического контроля 

     Эффективность экологического контроля в значительной мере зависит от системы используемых показателей и их информационного  обеспечения. Он может предусматривать  ориентацию предприятия на определенного  «экологического лидера».[22] 

2.2 Анализ различных видов природоохранной стратегии

В России в соответствии с Федеральным  бюджетом «Об охране окружающей среды» (2002,ст.15) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную  и иную деятельность, которая оказывает  негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать  и осуществлять природоохранные  мероприятия.          Планирование природоохранной деятельности начинается со всестороннего её анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект. В качестве исходных данных для разработки плана по охране окружающей среды на последующий период (один год или более длительную перспективу) являются:

- прогноз  состояния окружающей среды в  районе расположения предприятия;

- региональные  экологические программы (республик  в составе России, краев, областей, городов);

- комплексные  планы экономического и социального  развития территории;

- территориальные  комплексные схемы охраны природы;

- стратегия  и перспективы развития предприятия;

- данные  научно-технической информации;

- предложение  рабочих, специалистов, служащих  и общественных экологических  организаций;

- предложения  рабочих, специалистов, служащих  и общественных экологических  организаций.[40]

Обычно  в планах находят отражения следующие  аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование  технологических процессов с  целью сокращения негативного воздействия  на окружающую среду; строительство, реконструкция  и оборудование природоохранных  и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение  эффективности их использования; планируемое  снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов(сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объём капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.

План  предприятия по охране окружающей среды  и рациональному использованию  природных ресурсов чаще всего состоит из следующих разделов:

- охрана  атмосферного воздуха;

- охрана  и рациональное использование  водных ресурсов;

- охрана  и рациональное использование  земель;

- охрана  и рациональное использование  минеральных ресурсов;

- обогащение  с отходами производства и  потребления.[32]

      Основой разработки мероприятий первого  раздела - «Охрана атмосферного воздуха» - является прогноз воздействия предприятия  на состояние воздушного бассейна. При  этом учитывается соотношение устанавливаемых для предприятия лимитов, т.е. относительного ограничения загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, роста объёма и изменения структуры производства. Проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха должно быть направлено на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и воздухом, отходящим от стационарных источников  загрязнения и передвижных транспортных средств.

      В перспективных и годовых планах разрабатывается мероприятия, обеспечивающие снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм. Для стационарных источников загрязнения намечаются мероприятия по переходу на коллективное нормирование выбросов, организации систем контроля за выбросами, оснащению источников вредных выбросов газоочистными и пылеулавливающими установками, установками для утилизации веществ и газа и др.

      Второй  раздел плана – «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» - содержит комплекс мероприятий, которые обеспечивают:

- сокращение  потребления воды из водных  источников, её потерь при транспортировке и использовании;

- полное  прекращение (уменьшение) сбросов  загрязнённых и необезвреженных  вод в реки и другие водоёмы;

- извлечение  из сточных вод ценных веществ  с последующей их утилизацией.

      Определяется  перспективная и годовая потребность  в водных ресурсах и объём сточных  вод, его соответствие лимиту допустимых сбросов сточных вод в поверхностные  водоёмы. При этом объём потребления  воды рассчитывается исходя из её расхода  на производственные и хозяйственно-бытовые  нужды (включая объём воды, используемый предприятием для санитарно-бытовых  и хозяйственных целей), а так  же роста производства и прогрессивных  норм водопотребления. Объём оборотной  и повторно-последовательно использованной воды включает её суммарный объём, использованный каким-либо потребителем (цехом, установкой) и переданный другому потребителю  на данном предприятии, или полученный от других предприятий и использованный на производственные нужды. Степень  рационально использования водных ресурсов определяются долей (уровнем) оборотной и повторно-последовательно использованной воды в общем объёме потребления на производственные нужды. Этот показатель рассчитывается как отношение объёма оборотной и повторно-последовательно использованной воды к суммарному объёму потребления воды  на производственные нужды.[24]

      Объём водоотведения планируется на основе данных об объёме производства и с  учётом норм водоотведения. Из общего объёма водоотведения отдельно выделяют сброс сточных вод в поверхностные  водоёмы с различной степенью очистки  - нормативно-чистые воды, нормативно-очищенные  и загрязнённые сточные воды. Рассчитывается показатель степени очистки как  отношение объёма сброса нормативно -очищенных вод к общему объёму стоков, подлежащих очистке. К целевым мероприятиям по охране и рациональному использованию водных ресурсов относятся:

Информация о работе Стратегия предприятия