Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:17, курсовая работа
Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной стратегии предприятия - природопользователя.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
обобщить основные подходы к пониманию стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
проанализировать экологическую стратегию;
сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;
- демонстрация такого соответствия заинтересованным сторонам (прочим организациям, потребителям, партнерам, населению);
- получение сертификата соответствия и официальная регистрация (если таковая предусмотрена) системы экологического менеджмента специально уполномоченными органами;
- самостоятельная оценка деятельности и степени ее соответствия международным стандартам в области экологического менеджмента.
Экологический маркетинг — функция менеджмента, сопряженная с изменениями как внутренней среды предприятия: его структуры, политики (а так же целей и задач), технологий, кадров и т.д., — так и взаимоотношений его с внешней средой. Для того чтобы обеспечить устойчивый сбыт произведенной продукции, необходимо внимательно относиться к поставщикам (прежде всего к их имиджу), используемой ими технике, технологиям заготовки, налаживать каналы сбыта, а также вести активную совместную работу по решению приоритетных экологических задач (например, оптимизация транспортных потоков). Репутация экологически ориентированного предприятия в значительной степени зависит от того, кто является его деловым партнером.
В целом же экологическая составляющая продукта на всех стадиях его жизненного цикла становится все более значимым фактором. Экологический маркетинг предполагает принятие предприятием общественной ответственности и обеспечение им баланса интересов экономики и охраны окружающей среды.
Экологический аудит — систематический документально оформленный процесс верификации объективно получаемых свидетельств аудита. Осуществляется с целью определения соответствия отдельных (конкретных) видов экологической деятельности критериям аудита и сообщения заказчику его результатов. Целью аудита является содействие предпринимателям в определении их экологической политики, приоритетных мероприятий (в том числе предупредительных), направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.[14]
Проведение экологического аудита необходимо в следующих случаях:
- смена собственника;
- процедура банкротства предприятия;
- запрос на получение кредита (отечественного и зарубежного);
- создание СП или проведение совместных мероприятий;
-разработка программы уменьшения воздействия предприятия на окружающую среду;
-подготовка программы вторичного использования отходов;
-предварительная подготовка предприятия для работы в условиях нового, более жесткого природоохранного законодательства.
Идея экологического аудита зародилась в США, где подобного рода мероприятия предусмотрены в системе государственного регулирования. Однако в профессиональных целях и для подготовки к внешней экологической проверке большинство американских фирм проводит внутрифирменный экологический аудит (ревизию). Причем внешний и внутренний экологические аудиты осуществляются специально подготовленными юристами-экологами.[28]
В
системе EMAS содержание экологического
аудита существенно отличается от американского
варианта. Основываясь на рыночных
принципах, он значительно расширяет
компетенцию внутреннего и
Представляется,
что в общем случае экологический
аудит должен представлять независимое
исследование всех аспектов хозяйственной
деятельности предприятия для установления
степени прямого или косвенного
воздействия на состояние окружающей
природной среды. Главная его
цель должна заключаться в приведении
природоохранной деятельности в
соответствие с требованиями законодательства
и нормативных актов, оптимизации
использования природных
Необходимо отметить, что поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения учета экологических факторов, постольку экологический аудит должен охватывать производственную и финансовую деятельность (рис. 2.1).[22]
Рис.2.1
Содержание экологического аудита предприятия
Вследствие
большого практического значения выполнения
природоохранных требований на уровне
предприятия перед его
Экологический контроль можно рассматривать в качестве наиболее простого и доступного элемента экологического менеджмента.
Разработка концепции экологического контроля была начата одновременно в Германии и Швейцарии с середины 80-х годов.
В настоящее время в системе экологического контроля можно выделить три основных направления (рис. 2.2).
Рис.
2.2 Направления экологического контроля
Эффективность
экологического контроля в значительной
мере зависит от системы используемых
показателей и их информационного
обеспечения. Он может предусматривать
ориентацию предприятия на определенного
«экологического лидера».[22]
2.2 Анализ различных видов природоохранной стратегии
В России в соответствии с Федеральным бюджетом «Об охране окружающей среды» (2002,ст.15) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия. Планирование природоохранной деятельности начинается со всестороннего её анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект. В качестве исходных данных для разработки плана по охране окружающей среды на последующий период (один год или более длительную перспективу) являются:
- прогноз
состояния окружающей среды в
районе расположения
- региональные
экологические программы (
- комплексные
планы экономического и
- территориальные
комплексные схемы охраны
- стратегия
и перспективы развития
- данные научно-технической информации;
- предложение рабочих, специалистов, служащих и общественных экологических организаций;
- предложения рабочих, специалистов, служащих и общественных экологических организаций.[40]
Обычно
в планах находят отражения следующие
аспекты природоохранной
План предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов чаще всего состоит из следующих разделов:
- охрана атмосферного воздуха;
- охрана и рациональное использование водных ресурсов;
- охрана и рациональное использование земель;
- охрана и рациональное использование минеральных ресурсов;
- обогащение с отходами производства и потребления.[32]
Основой
разработки мероприятий первого
раздела - «Охрана атмосферного воздуха»
- является прогноз воздействия
В перспективных и годовых планах разрабатывается мероприятия, обеспечивающие снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм. Для стационарных источников загрязнения намечаются мероприятия по переходу на коллективное нормирование выбросов, организации систем контроля за выбросами, оснащению источников вредных выбросов газоочистными и пылеулавливающими установками, установками для утилизации веществ и газа и др.
Второй раздел плана – «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» - содержит комплекс мероприятий, которые обеспечивают:
- сокращение потребления воды из водных источников, её потерь при транспортировке и использовании;
- полное
прекращение (уменьшение) сбросов
загрязнённых и
- извлечение из сточных вод ценных веществ с последующей их утилизацией.
Определяется
перспективная и годовая
Объём
водоотведения планируется на основе
данных об объёме производства и с
учётом норм водоотведения. Из общего
объёма водоотведения отдельно выделяют
сброс сточных вод в