Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:07, реферат
Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.
Тема важности и способов разработки региональной стратегии социально-экономического развития довольно редко освещается в экономических деловых изданиях, в ходе научно-практических дискуссий. Лишь совсем недавно правительство приступило к разработке постановления на эту тему, а президент России призвал руководителей субъектов федерации наладить долгосрочное планирование путей развития.
Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадигмы должным образом разрешен быть не может, так как, согласно оценкам, она в значительной степени исчерпала свой потенциал и явно испытывает своего рода логистическое насыщение или же близка к нему.
Исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в различных, иногда мало связанных друг с другом областях теории и практики. Лишь в последнее время выполнены работы, в которых предприняты попытки разрешить эти вопросы с позиций общесистемных представлений, в частности научного обоснования концепции формирования условий устойчивого развития экономики региона.
Научная концепция устойчивости и устойчивого развития экономики регионов, а так же городов и административных районов, должна включать:
• теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия – в определенных пределах по силе и времени – внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям;
• указания на то, что истоки этого качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций; это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал, соответствующим образом воспроизводимый, в особых формах проявляющийся и используемый;
• выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;
• критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разной таксономии и типов развития;
• обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических пропорций;
• обоснование путей преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития; сохранение во многом абстрактных воззрений на проблемы устойчивости территориальных социально-экономических систем, сложившихся под воздействием более синергетики, чем практики региональной организации; указания на то, что наиболее значимыми факторами нарушения устойчивого развития экономики региона являются опасность физического разрушения основных фондов, усиления автаркии, отказ от корректировки реформ, в частности усиления их социальной направленности, государственного регулирования и стимулирования производства.
Всестороннее
обоснование концепции
Потенциал устойчивости экономики региона
Категория «потенциал» в современном менеджменте трактуется по-разному. Распространенным является представление, что при этом речь идет о «совокупности чего-либо». Мы исходим из того, что ее содержанию больше соответствуют такие характеристики, как возможность, способность и т.п., так как они указывают на некие скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.
Например, стратегия регионов, специализирующихся на добыче природных ресурсов, особенно невоспроизводимых, жестко связана с данными геологоразведки. Полученные новые сведения могут коренным образом изменить представления о минерально-сырьевой основе и, соответственно, о перспективах экономики.
Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть результат противоречивого взаимодействия множества факторов и условий, векторы которых во многих случаях разнонаправлены.
Особое
значение имеет инерция векторов
развития, заданная объективно сложившимся
территориальным разделением
Как пример, можно рассмотреть потенциал устойчивости развития применительно к разным экономическим районам и зоне Севера.
Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геолого-разведочных и эксплуатационных работ и др.
Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме производимой продукции.
Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутренних рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затянувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.
Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличием столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию производства в ней специалисты обусловливают поддержкой предприятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и формирующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.
В Волго-Вятском районе отсутствуют высокоэффективные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:
• относительного сокращения потребления топлива и энергии;
• стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;
• развития предприятий путем их технологического перевооружения и реконструкции;
• повышения конкурентоспособности продукции.
В Центрально-Черноземном экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышленный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэтому потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и гражданского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса3 и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством развития атомной энергетики; укрепление агропромышленного комплекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его экологической безопасности и др.
Поволжский экономический район является крупным регионом, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, развития экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.
Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.
Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, а также развитием производства оборудования для аграрного сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности, стройиндустрии.
Уральский экономический район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот экономический район, являются дотационными.
Износ производственных фондов достиг критического уровня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, превосходящими среднероссийские, доведя ее до 15,5% всей электроэнергии, производимой в стране.
На Западно-Сибирский экономический район приходится большая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной степени гарантирует энергетическую безопасность Российской Федерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.
Повышение устойчивости, темпов и качества развития региона, согласно оценкам специалистов, обусловлено:
• обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посредством развития партнерства предприятий ВПК, машиностроения, структур нефтяной и газовой промышленности;
• внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;
• вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;
• стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;
• развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;
• усилением специализации региона по выпуску прогрессивных полимерных материалов.
Восточно-Сибирский экономический район обладает уникальными месторождениями цветных металлов – никеля, меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.
В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращивания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближайшие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспропорции – степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.
Дальневосточный экономический район продолжительное время находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустриального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не Увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возможна, если удастся провести комплекс неотложных мер по существенному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно-энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимизация межбюджетных отношений и т.п.
Дальнейшее наращивание экономического потенциала связано с использованием резервов:
• относительное снижение энергетической и транспортной составляющих в себестоимости производимой продукции, в том числе посредством развития собственного ТЭК и доведения его доли в общем объеме потребляемого топлива и энергии до 30—40% в 2005 г. против 7—8% в 1990-х гг.;
• увеличение рыбодобычи и морепродуктов;
• развитие транспортной инфраструктуры, в том числе повышение эффективности портов и портового хозяйства, пропускной способности железных дорог, расширение и улучшение сети автодорог и др.;
Информация о работе Стратегия экономического развития регионов РФ