Стратегия экономического развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.
Тема важности и способов разработки региональной стратегии социально-экономического развития довольно редко освещается в экономических деловых изданиях, в ходе научно-практических дискуссий. Лишь совсем недавно правительство приступило к разработке постановления на эту тему, а президент России призвал руководителей субъектов федерации наладить долгосрочное планирование путей развития.

Работа содержит 1 файл

sdelannaya.docx

— 107.75 Кб (Скачать)

     Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

     1. Определение целей развития.

     2. Анализ внешней среды развития  региона.

     3. Определение сильных и слабых сторон региона.

     4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

     5. Разработка концепции развития.

     6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

     7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов  их достижения.

     Планы стратегического развития региона  служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие  программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

     При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие  принципы:

     • переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

     • постановка целей и определение задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

     • выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

     • выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;

     • выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

     • проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности;

     • разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации;

     • применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам);

     • закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

     Общая структурная схема механизма  реализации программы включает в  себя следующие блоки: 1) информационный; 2) нормативно-правового регулирования; 3) организационно-распорядительный; 4) финансово-экономический; 5) ресурсный; 6) оценочный.

     Для разработки и реализации программ привлекаются на договорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.

     Разработка  социально-экономических проектов решения конкретных проблем региона проводится на основе выбранных приоритетов с учетом действительного положения дел в регионе и опыта, накопленного в других регионах.

     Механизмы проведения преобразований, которые  включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без разработки такого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономических преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

     Программы реализации проектов включают в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

     • поиск заинтересованных юридических и физических лиц, концентрация и задействование материальных и финансовых ресурсов;

     • формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и «выращивание» ростков нового;

     • подготовка и принятие на соответствующих уровнях нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;

     • создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

     • контроль за выполнением планов и программ.

     Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкубатор, выявить резервы использования нежилых помещений, организовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно заняться разработкой общественного видения решения проблем, для чего регулярно проводить в администрации встречи с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

     Планирование  экономического развития региона – это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

     Региональный  маркетинг

       Региональный маркетинг – одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориентировать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.

     Региональный  маркетинг – это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправленные визиты региональных руководителей, встречи с руководителями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизнеса, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития.

     Одна  из целей регионального маркетинга – донести информацию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская администрация принимает активное участие в их деятельности.

     Своеобразной  сверхзадачей регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей – близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов – климатические условия, достопримечательности; для инвесторов – цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.

     Можно по-разному оценивать мероприятия  регионального маркетинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сводится лишь к изданию брошюр, – это подмена живого дела бумаготворчеством; существует и противоположное убеждение, что все перечисленные действия местных властей по «продаже» региона представителям деловой общественности – необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. Думается, что даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона.

     Конкретным  инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения  региона, состоящий из следующих  разделов:

     • исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;

     • образование;

     • связи с общественностью и реклама.

     Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля.

     План  продвижения региона полностью  аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем – весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона – один из действенных методов управления развитием региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Резервы устойчивого развития экономики региона1 

     Время подтвердило актуальность проблем  устойчивости развития территориальных образований. Производственные предприятия, экономические структуры, институты власти регионов, городов и районов постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов.

     Не  преодолены угрозы разрушения, в том  числе физического, систем жизнеобеспечения населения – производственной и социальной инфраструктуры, снабжения продовольствием, топливом, электроэнергией и т.п.

     Чрезмерны региональные различия уровней социально-экономического развития, прежде всего дифференциация доходов населения.

     Рынок в конечном счете должен привести к относительному выравниванию территориального развития – посредством перелива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффективность их использования выше, и т.п. Однако на первоначальном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как правило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство – территориальное, отраслевое и др.

     Специальные исследования показывают, что различия социально-экономического развития субъектов РФ не только чрезмерны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

     Органы  власти многих субъектов Федерации  имеют территориальные претензии. Ряд регионов страны оказался в значительной степени зависимым от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств2.

     Немало  регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются существенными различия институциональных  преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и госрегулирования, взаимодействия властей с новыми экономическими структурами и др.

     Все это – критические факторы, представляющие угрозу экономической системе и государственности в целом.

     Обострение  системного кризиса в августе 1998 г. сделало более масштабными проблемы надежности функционирования народного хозяйства РФ и экономических комплексов страны в течение ближайшего периода, а также создания материально-вещественных и общественно-экономических предпосылок для перехода на модель устойчивого развития. Острая же потребность в этом переходе очевидна и стимулирует учреждающую научную проработку проблем формирования соответствующих условий (предпосылок, резервов, механизмов) устойчивого развития экономики регионов.

     Научные исследования, посвященные этой проблематике, имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер. Такого рода задачи не могут быть решены раз и навсегда – на каждом новом этапе развития они становятся все более масштабными и острыми.

     Исследование  путей формирования условий и  механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации России, отсутствия научной концепции перехода от преимущественно административных к рыночным отношениям и др.

Информация о работе Стратегия экономического развития регионов РФ