Автор: Олеся Олеговна, 02 Декабря 2010 в 08:29, курсовая работа
Вопросы страхования затрагивают интересы как физических, так и
юридических лиц. Широта потребностей определяет и широкий спектр страховых
услуг, которые в совокупности с государственными и частными страховыми
институтами составляют сущность страхового рынка.
Страховой рынок обладает своей спецификой и подвержен действию особых
законов, закономерностей и тенденций, определяющих сущность методов
организации, планирования и управления страхованием.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
1. Из истории страховой деятельности в России . . . . . . . . . .
. . . . .
1.1 Вехи становления страхового дела в России. . . . . . . .
. . .
1.2 Новейшая история. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
2. Правовые основы страхования. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
3. Роль государства в развитии страховой деятельности в стране
3.1 Обязательное страхование. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
3.2 Государственные страховые организации. . . . . . . . . .
. . . .
3.3 Государственное регулирование. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
3.4 Законодательство в области страхования. . . . . . . . . .
. . . .
3.5 Спрос на услуги страховщиков. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
3.6 Государственный надзор. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
3.7 Антимонопольная политика в области страхования. . . . .
3.8 Инфраструктура страхового рынка. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
3.9 Перестрахование. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.10 Политика налогообложения. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . ..
3.11 Инвестиционная деятельность страховщиков. . . . . . . . .
.
4. Некоторые отдельные виды страхования. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
4.1 Долгосрочное страхование жизни. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . ..
4.2 Страхование рисков предпринимательской ответственности. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
4.3 Страхование рисков, связанных с созданием и использованием
объектов интеллектуальной собственности. . . . . . . . . . . .
. .
5. Страховые пирамиды. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Страхование on-line. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в
организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки
специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их
обучения, так как успешное функционирование страховой системы во многом
зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и
в других структурах,
связанных со страховым рынком.
3.9 Перестрахование
Крайне
важную роль в повышении
системы перестрахования. Однако чрезмерная передача рисков в
перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает
страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками своих
обязательств по договорам перестрахования. Кроме того, заключение договоров
перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств
за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала, что вызывает
необходимость государственного регулированиям перестраховочной
деятельности, а также необходимость формирования структуры отечественного
перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а,
следовательно, и перестраховочные премии внутри страны.
Развитие
национального
развития общей системы страховых отношений. В этой связи возникает задача
разумного и гибкого
сочетания интересов
перестрахования с возможностью получения надежной перестраховочной защиты
на мировых рынках. Отечественный рынок перестрахования интегрирован в
мировой значительно существенней, чем принято полагать.
Российский
страховой рынок представлен
группами участников, предлагающих перестраховочную защиту. Первая группа –
профессиональные российские перестраховочные компании. Эта группа
относительно малочисленна, хотя в последнее время отмечено появление новых
компаний (сейчас на рынке их около 20). Конкуренция между ними усиливается,
и, по нашим оценкам, на эту группу к середине первого десятилетия XXI в.
должно приходиться не менее 10-12% от общего объема страхования (по итогам
2000 г. этот показатель составлял 2%).
Вторая
группа – страховые компании,
предоставляющие
защиту друг другу.
Между тем перестрахование
конкурирующим организациям, на длительную перспективу невыгодно, поскольку
является функцией перестраховочных организаций. Такой вид страхования
должен постепенно сокращаться, однако сейчас он все еще занимает
существенную долю перестраховочного рынка.
Третья группа – зарубежные страховые и перестраховочные компании.
Сейчас в России работают представительства всех крупнейших перестраховочных
компаний: Munich Re, General Cologne Re, SCOR и др. Согласно имеющимся
данным, в 1999 г. по каналам перестрахования за границу в виде премии
поступило около 11 млрд. руб. или 386 млн. долл. Выплаты перестраховщиков
по принятым рискам составили 27% от полученной премии. Т.о. дефицит
перестраховочного
баланса России за 1999 г. составил в
сумме 283 млн. долл.
По данным ЦБ РФ за 2000 г. отрицательный баланс по международному
перестрахованию вырос по сравнению с 1999 г. на 58%. С одной стороны, это
является следствием развития российского страхового рынка, нуждающегося в
трансграничном перераспределении рисков, с другой – имеет место вытеснение
национальных операторов с рынка перестрахования.[4]
Таким
образом, становится очевидной
необходимость
регулированиям перестраховочной деятельности, а также необходимость
формирования структуры отечественного перестрахования, позволяющей
оставлять значительную часть рисков, а, следовательно, и перестраховочные
премии внутри
страны.
3.10 Политика налогообложения
Не последнюю роль в уровне развития страхования в стране оказывает
проводимая государством политика в области налогообложения страховых
операций. Перед государством стоят две противоположные задачи: с одной
стороны максимизация
доходов в государственный
внебюджетные фонды, а с другой - стимулирование физических и юридических
лиц к заключению договоров страхования.
Политика
в области налогообложения
самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой
базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков
должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических
лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как
применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы).
Что касается налогообложения страховых операций для потребителей
страховых услуг, оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление
налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы, а с другой – уплату
налогов с сумм, внесенных страховых взносов или полученных страховых
выплат. В связи с этим задача государства состоит в том, чтобы:
a. Определить
перечень видов страхования,
исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на
прибыль юридическими лицами
и подоходного налога
b. Уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые
работодателями в отношении
не включать страховые взносы расчета сумм в государственные
внебюджетные фонды.
c. Уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых
страхователями или иными
случаями.
3.11 Инвестиционная деятельность страховщиков
Особенность деятельности страховых организаций состоит в том, что
помимо страховых операций они активно занимаются инвестиционной
деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. Здесь роль
государства заключается в осуществлении регулирования инвестиционной
деятельности страховщиков (установление определенных нормативов по объемам
инвестиций в различные объекты, введение запретов на отдельные виды
инвестиций, предъявление требований о предоставлении страховщиками
информации о
своих операциях с целью
ими установленных правил инвестирования) с одной стороны, и способствовании
эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов с другой.
Наиболее важное значение инвестиционной деятельности имеет для
страховщиков осуществляющих операции по страхованию жизни, т.к. особенности
этого страхования позволяют инвестировать значительную часть резервов в
относительно долгосрочные инвестиционные проекты, что является
взаимовыгодным для всех участников данного процесса (страхователей,
страховщиков, получателей инвестиций и государства). Не случайно в развитых
странах компании страхования жизни занимают одно из ведущих мест в
долгосрочном финансировании экономики. В нашей же стране страхование жизни
не достигло в настоящее время не только того уровня развития, который
достигнут развитыми государствами, но даже уровня, имевшегося у нас в 70 –
80-е годы. Причины тому инфляция, нестабильность политической и
экономической ситуации в стране, потеря населением доверия ко всем
финансовым структурам
и к государству в целом.
4. Некоторые отдельные виды
4.1 Долгосрочное страхование жизни
По оценкам экспертов, доля добровольного страхования жизни (ДСЖ) в
суммарном объеме собранных страховых премий не превышает 5%. Вместе с тем
существует достаточно большой потенциальный спрос на данный вид
страхования. Необходимо отметить ряд тенденций внешней экономической и
политической конъюнктуры.
К
благоприятным факторам
1. Общая политическая и экономическая стабилизация в стране,
делающая жизнь людей более предсказуемой. Соответственно у
физических лиц появляются
на длительный период, а также увеличивается возможность
вкладывать средства на долгий срок, вследствие наличия
предсказуемого в обозримом
2. Либерализация законодательства в отношении деятельности
представительств иностранных страховых компаний. Благодаря
поддержке со стороны
возможности финансового
(Вместе с тем этот фактор является неблагоприятным для российских
страховщиков, за счет возникновения мощной конкуренции).
3. Переток средств физических
лиц после августовского
г. из банковской сферы в страховой сектор.
К
негативным факторам можно
1. Неблагоприятное
2. Отсутствие надежных
резервов по страхованию жизни.
3. Отсутствие традиций