Автор: Олеся Олеговна, 02 Декабря 2010 в 08:29, курсовая работа
Вопросы страхования затрагивают интересы как физических, так и
юридических лиц. Широта потребностей определяет и широкий спектр страховых
услуг, которые в совокупности с государственными и частными страховыми
институтами составляют сущность страхового рынка.
Страховой рынок обладает своей спецификой и подвержен действию особых
законов, закономерностей и тенденций, определяющих сущность методов
организации, планирования и управления страхованием.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
1. Из истории страховой деятельности в России . . . . . . . . . .
. . . . .
1.1 Вехи становления страхового дела в России. . . . . . . .
. . .
1.2 Новейшая история. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
2. Правовые основы страхования. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
3. Роль государства в развитии страховой деятельности в стране
3.1 Обязательное страхование. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
3.2 Государственные страховые организации. . . . . . . . . .
. . . .
3.3 Государственное регулирование. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
3.4 Законодательство в области страхования. . . . . . . . . .
. . . .
3.5 Спрос на услуги страховщиков. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
3.6 Государственный надзор. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
3.7 Антимонопольная политика в области страхования. . . . .
3.8 Инфраструктура страхового рынка. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
3.9 Перестрахование. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.10 Политика налогообложения. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . ..
3.11 Инвестиционная деятельность страховщиков. . . . . . . . .
.
4. Некоторые отдельные виды страхования. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
4.1 Долгосрочное страхование жизни. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . ..
4.2 Страхование рисков предпринимательской ответственности. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
4.3 Страхование рисков, связанных с созданием и использованием
объектов интеллектуальной собственности. . . . . . . . . . . .
. .
5. Страховые пирамиды. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Страхование on-line. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
деятельности:
a. Создание
стабильной законодательной
игры» для всех субъектов
b. Формирование
страхового интереса
услуг.
c. Формирование системы государственного надзора за деятельностью
страховщиков.
d. Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих
обязательств перед
e. Организация
и защита конкуренции на
f. Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки
квалифицированных кадров в
g. Регулирование
деятельности зарубежных
преобладающей долей
рынке.
h. Проведение налоговой политики, способствующей формированию
цивилизованного рынка
i. Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности
страховщиков.
3.4 Законодательство в области страхования
Страховое
законодательство должно
страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций,
требования к субъектам страховой деятельности, формы организации
государственного регулирования и надзора в страховании и т.п. В настоящее
время в России существует довольно солидная правовая база, включающая в
себя законы и подзаконные и нормативные акты, позволяющая функционировать
страховому рынку. (См. § Правовые основы страхования). Однако она требует
доработки и систематизации.
3.5 Спрос на услуги страховщиков
Крайне
важным является создание
страховые услуги. Эта задача должна решаться одновременным формированием у
населения потребности в организации своей страховой защиты с помощью
страхования и повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию
условий для удовлетворения этой потребности.
Возникновение потребности страхования не всегда приводит к
возникновению страховых отношений, так как этому препятствует множество
обстоятельств объективного и субъективного плана. Количественной оценке
основных причин, сдерживающих развитие страхового рынка, была посвящена
анкета «Причины отсутствия страхового интереса»
Было выявлено, что определяющую роль играет недоверие населения к
страховым организациям. (К основным причинам этого следует отнести
финансовые потери, коснувшиеся значительной части держателей полисов
накопительного страхования жизни в системе Госстраха в период перехода
России к рыночной экономике, общее недоверие к финансовым институтам,
массовый отзыв лицензий страховщиков и др.).
С учетом того, что среди причин, сдерживающих развитие страховых
отношений, наивысшую оценку получила «недоверие к страховым организациям»,
была разработана анкета по выявлению и оценке причин недоверия
страховщикам.
Все предложенные причины получили довольно высокую оценку и
расположились следующим образом:
1. «Сомнения в выполнении страховыми организациями принятых
обязательств».
2. «Негативный опыт в выполнении
страховщиками своих
3. «Общее недоверие к финансовым структурам».
4. «Низкое качество страховых продуктов».
5. «Отсутствие должного
страховых организаций».
6. «Финансовые потери населения в Госстрахе».
7. «Массовый отзыв лицензий у страховщиков».
8. «Низкий уровень обслуживания
сотрудниками страховых
Наряду
со сформулированными
респондентам было предложено назвать другие причины: трудно получить
страховое возмещение при наступлении страхового случая; недостаток
информации о страховых услугах и страховых компаниях; несправедливые
договоры страхования; отсутствие ответственности страховщиков перед
клиентами; обесценивание выплат в рублях, вследствие инфляции;
неизвестность страховых компаний; закрытость страховых организаций и т.д.
Вторая по результатам тестирования причина отсутствия интереса к
страхованию – высокие цены. Следует отметить, что завышение цены
страхования носит объективный характер, о чем свидетельствует сложившийся
на страховом рынке стабильно низкий процент выплат.
Следующее основание – отсутствие финансовой возможности. Финансовая
возможность потенциальных страхователей является необходимым условием
организации страхования. Между тем по различным оценкам 50-70% населения
России находится за чертой бедности, практически отсутствует средний слой
общества как наиболее вероятный потребитель страховых услуг. Ситуация
усугубилась посла
августовского финансово-
Причина, сформулированная как «жалко денег», объединяет в себе аспекты
финансового состояния, цену страхования и в еще большей степени страховую
культуру потенциального страхователя.
Из-за
отсутствия у респондентов
альтернативы коммерческому страхованию эта причина («отсутствие
альтернативы коммерческому страхованию») отсутствия страхового интереса
получила довольно низкую оценку.
Оценка отсутствия страхового интереса по причине «использую другие
методы управления риском» минимальна. Это говорит об отсутствии знаний и
владений арсеналом риск-менеджмента, и одновременно свидетельствуют о
первостепенной роли страхования в управлении риском и о хорошей перспективе
его развития.[3]
Выявленные
факторы в различной мере
отношений. В этой ситуации необходимо вмешательство государства: необходимо
повышение уровня жизни потенциальных страхователей; повышение авторитета
страховщиков в глазах потребителей страховых услуг; повышение
информированности
и страховой культуры населения
и т.п.
3.6 Государственный надзор
Говоря
о формировании
нашей стране на первом этапе этого процесса, внимание государственного
надзора было сосредоточено на организации системы допуска к страховой
деятельности. В настоящее время большее внимание следует уделять уже
функционирующим страховщикам (анализу их финансового состояния, соблюдению
ими законодательства и других правовых норм) с тем, чтобы своевременно
реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать
повышению устойчивости
отечественной страховой
страховщиков в глазах потенциальных потребителей. Для этого необходимо
расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в
сфере контроля над финансовой деятельностью страховых организаций и
возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья
платежеспособность вызывает сомнения. Также необходимо разработать
процедуры финансового оздоровления страховщиков, в случае возникновения
угрозы невыполнения ими своих обязательств.
Систему
государственного страхового
гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам
страхования.
3.7 Антимонопольная политика в области страхования
Важнейшая
задача государства –
предоставления страховых услуг всем участникам рынка, недопущение
монополизации страховой деятельности. Для этого следует:
a. Организовать государственный контроль за фактами проявления
монополизма на отдельных
b. Своевременно
пресекать злоупотребление
доминирующим положением.
c. Не допускать ограничения конкуренции на федеральном и региональном
страховых рынках.
d. Ограничить возможности монополизации страховой деятельности в
отдельных отраслях экономики.
Задача
государственных органов не
положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых
операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных
или иных программ. Для участия в реализации программ, проводимых с
использованием государственных ресурсов отбор страховщиков должен
осуществляться
на конкурсной основе.
3.8 Инфраструктура страхового рынка
Одним
из условий успешного
наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна
включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие
объединения страховщиков, страховых посредников, аудиторов, актуариев,
информационно аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по
подготовке и переподготовке кадров и т.д.
Задача государства состоит в организации и регламентировании
деятельности вышеуказанных структур.
Кроме того, задача государства состоит в установлении квалификационных