Становление и развитие рынка информации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества (Махлуп Ф. ; Ёнэдзи Масуда и др.), обобщающих его черты.

Содержание

Введение 3-5
Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
Информация как экономический ресурс. 7-8
Информационный продукт и его особенности. 9-10
Виды информационных товаров и услуг. 10-11
Соотношение затрат и результатов производства
информации. 11-13
Особенности структуры и регулирования
информационного рынка…………………………………...13-18
Спрос, предложение и ценообразование на
рынке информации. 18-22
Информация и интеллектуальная
собственность: соотношение и взаимосвязь 22-23
Российский рынок информации и
информационных услуг 23-29
Особенности структуры российского
рынка информации 23-24
Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26
Россия на мировом рынке информации 26-29
Перспективы развития российского рынка информации 30-31
Основные направления развития российского
рынка информации 30
Перспективы российского рынка информации 30-31
Заключение 32
Список использованных источников 33-34

Работа содержит 1 файл

kurso.docx

— 211.35 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем, экспорт ИТ-услуг нельзя рассматривать в отрыве от импорта, который показывает, насколько в  условиях кризиса иностранные ИТ-компании обыгрывают наших разработчиков и консультантов. Анализ тенденций импорта говорит далеко не в пользу наших ИТ-компаний. Между экспортом и импортом ИТ-услуг всегда существовал некий баланс. Например, в докризисном 2007 году импорт ИТ-услуг на российский рынок составил 0,95 млрд долл, а экспорт российских ИТ-услуг – 1,1 млрд долл., при этом темпы роста импорта лишь немного отставали от экспорта (+66% - рост импорта в 2007 году, против 74% - рост экспорта в том же году). Кризис показал, что западные страны в чистом виде сократили закупку услуг российских ИТ-компаний и, напротив, закупка западных ИТ-услуг в России не только не сократилась по сравнению с 2008 годом, но даже возросла. Темпы роста импорта ИТ-услуг в 2009 году невелики (+0,4% в целом, +2,1% - рост импорта ИТ-услуг из стран дальнего зарубежья).

Динамика импорта ИТ-услуг, 2007 – 1 кв. 2010

(Источник: http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice2010/articles/articles6.shtml)

     Впрочем, хотя сами по себе темпы действительно  невелики, по сравнению с 20%-ным падением экспорта, выглядят очень убедительно. По сути кризисный 2009 год перевернул чашу весов в пользу импорта не только по темпам роста, но и по абсолютной величине. По итогам 2009 года экспорт российских ИТ-услуг в страны дальнего зарубежья составил, как уже отмечалось, 1,29 млрд долл., а объем экспорта вырос до 1,43 млрд долл. При этом доля импортируемых на российский рынок ИТ-услуг в общей структуре импорта услуг выросла в 2009 году с 1,9% до 2,3%35.

     Россия  на сегодняшний день уступает странам  – лидерам по объемам экспорта компьютерных и информационных услуг, Ирландии, Индии и США.

     Основными внешнеторговыми партнерами России на мировом рынке компьютерных и  информационных услуг при осуществлении  импортных операций являются США  и страны ЕС, что находится в  общем русле развития международной  торговли услугами между Россией  и вышеупомянутыми государствами. В структуре торговли услугами со странами Северной Америки в 2009 г. на экспорт компьютерных слуг из России в эти страны пришлось около 4% всего экспорта, а на импорт − 7%. Вторым крупным поставщиком компьютерных и информационных услуг в Россию стали страны – члены ЕС-15, при этом сальдо расчетов РФ и данной группы стран также носило в указанный период отрицательный характер. Транснациональные компании стран ЕС и США открыли свои представительства в крупнейших городах страны. Ряд компаний создает исследовательские и учебные центры и планирует повышать объемы капиталовложений в исследования и разработки в отрасли с началом активного функционирования технологических парков в России.

     Страны  Центральной и Восточной Европы и СНГ в 2007–2009 гг., напротив, активно импортировали компьютерные и информационные услуги из России. Сальдо расчетов России со странами Центральной и Восточной Европы в 2009 г. составило 150 млн. долл., а со странами СНГ – 180 млн. долл. Таким образом, можно констатировать, что российские компании на современном этапе осуществляют активную экспансию на рынки ран ближнего зарубежья, успешно конкурируя с поставщиками из стран Северной Америки и Западной Европы. Одним из ключевых конкурентных преимуществ российских компаний на рынках данных стран стал относительно низкий уровень цен на предоставляемые услуги по сравнению с ценами национальных компаний, бслуживающих внутренние рынки стран Центральной и Восточной Европы и СНГ, а также фирм из США и ЕС.

     Таким образом, проведенный анализ направлений  развития внешней торговли России компьютерными  информационными услугами позволяет  сделать вывод о том, что при  условии сохранения существующих темпов развития отрасли Россия может в последующие 10–15 лет стать одним из лидеров мирового рынка данного вида услуг, успешно конкурируя на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

  1. Перспективы развития российского  рынка информации
  1. Основные  направления развития российского рынка  информации
 

     В целом основными направлениями  развития спроса на информационные технологии являются следующие:

  • стимулирование развития внутреннего рынка создания информационных технологий путем увеличения закупок со стороны государственных федеральных, региональных и муниципальных органов власти (разработка тендерной документации на проведение закупок);
  • ограничение использования нелицензионного программного обеспечения в государственных и коммерческих организациях;
  • расширение практики применения программного обеспечения с открытым исходным кодом (Open Source Software);
  • укрепление оснащенности компьютерной техникой и телекоммуникационным оборудованием государственных учреждений и учебных заведений;
  • расширение использования возможностей Интернета путем снижения тарифов на подключение;
  • поддержка кредитования частных лиц и домашних хозяйств при приобретении компьютерной техники.
  1. Перспективы российского рынка  информации
 

     К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут  эффективно использовать свои конкурентные преимущества: относительно недорогие  трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных  специалистов с опытом решения сложных  нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков. Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением является предоставление информационных услуг на экспорт в сегменте разработки заказного программного обеспечения.

     Перспективным направлением является также разработка встроенного программного обеспечения  и дизайн оборудования на базе собственных  центров зарубежных информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных  приложений для населения и мелкого  бизнеса, где размер компании и барьеры  для входа на рынок не играют большой  роли.

     В развитии экспорта информационных товаров  и услуг у России нет значительных конкурентных преимуществ на мировом  рынке. Кроме того, в этом сегменте пришлось бы конкурировать с одной  стороны, с крупными западными компаниями, а с другой - с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.

 

    Заключение

 

     В процессе данного исследования сделаны  следующие заключения:

     1. Экономическая сущность информации  состоит в том, что она одновременно  является и предметом, и средством,  и результатом труда. Так же  сущность экономической информации  включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность  характеризуется стоимостью, трудоемкостью,  истинностью. Наряду с этим, экономическая  информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование  данных, не все сведения несут  информационную нагрузку.

     2. Определение информации как ресурса  было сделано с точки зрения  исследования участия информации  в экономической деятельности  и ее влияния на экономические  процессы и явления. Как экономическая  категория информация обладает  рядом особенностей, отличающих  ее от традиционных факторов  производства. Исследование информации  как экономического ресурса, выявление  ее роли и возможностей использования  в экономике являются одними  из наиболее актуальных, сложных  проблем, стоящих перед экономической  теорией.

     3. Одной из характерных тенденций  последних лет стало значительное  изменение доли компьютерных  и информационных услуг во  внешнеторговых операциях России  в сторону роста, однако для  быстрого развития необходима  должная поддержка государства,  которая в настоящее время  оставляет желать лучшего.

     4. У России имеются перспективные  направления развития на мировом  рынке информации, такие как разработка  встроенного программного обеспечения  и дизайн оборудования на базе  собственных центров зарубежных  информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы  у прикладных и развлекательных  программных приложений для населения  и мелкого бизнеса, где размер  компании и барьеры для входа  на рынок не играют большой  роли.

 

    Список  использованных источников

 
  1. Махлуп Ф. «Производство и распространение знаний» в США. - М.: Прогресс, 1966
  2. Ёнэдзи Масуда «Информационное общество как постиндустриальное общество», 1980.
  3. П. Страссман Информация в век электроники. М., 1987
  4. Compain B. Issues in new information technology. Cambridge
  5. Vinken P. Information economy, government and society. Aslib Proceedings. 1982. № 8
  6. Шрейдер Ю. О феномене информационного продукта// НТИ. Сер. 1. 1989. № 11
  7. Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М., 1992
  8. Чирченко О. Информационные аспекты информатизации. М., 1989
  9. Pieters R. A note on cost in economic psycology//Journal of Economic Psycology. 1989.Vol.10. №10.
  10. Деловые люди. 1993. № 12. Прил. Х.
  11. Howells J. Economic, technical and locational trends in European services. Brus., 1988.
  12. Деловые люди. 1993. № 12 .Прил. II.
  13. Hills J. Deregulating Telecoms. Competition and control in the United States, Japan and Britan. L., 1986.
  14. Лившиц А. На пути к информационной экономике: насколько полезен опыт капитализма? // Экономические науки. 1990. № 9.
  15. Stiglitz J. Economics of the Public Sector. N. Y., 1988.
  16. Фельди Т. Краткое введение в проблемы информационного рынка.// Международный форум по информации и документации. 1986. Т. 11. № 1
  17. В защиту интеллектуальной собственности.// Бизнес Уик. 1993. № 6
  18. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. М., 1977.
  19. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология- миллионные прибыли. М., 1990.
  20. Нестров П.Информатизация советского общества: информационный аспект.//НТИ. Сер.1.1989. № 11
  21. Ganley O., Ganley G. To inform or to control? The new communications network. 1989.
  22. Российский рынок IT, Амикрон-консалтинг, 2008
  23. http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice2010/articles/articles6.shtml
  24. http://ecocyb.narod.ru/471-472/inrs1_9.htm
  25. http://burdelov.narod.ru/Shou.html

Информация о работе Становление и развитие рынка информации в России