Становление и развитие рынка информации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества (Махлуп Ф. ; Ёнэдзи Масуда и др.), обобщающих его черты.

Содержание

Введение 3-5
Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
Информация как экономический ресурс. 7-8
Информационный продукт и его особенности. 9-10
Виды информационных товаров и услуг. 10-11
Соотношение затрат и результатов производства
информации. 11-13
Особенности структуры и регулирования
информационного рынка…………………………………...13-18
Спрос, предложение и ценообразование на
рынке информации. 18-22
Информация и интеллектуальная
собственность: соотношение и взаимосвязь 22-23
Российский рынок информации и
информационных услуг 23-29
Особенности структуры российского
рынка информации 23-24
Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26
Россия на мировом рынке информации 26-29
Перспективы развития российского рынка информации 30-31
Основные направления развития российского
рынка информации 30
Перспективы российского рынка информации 30-31
Заключение 32
Список использованных источников 33-34

Работа содержит 1 файл

kurso.docx

— 211.35 Кб (Скачать)

Введение 3-5

  1. Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
  1. Информация как экономический ресурс. 7-8
  1. Информационный продукт и его особенности. 9-10
  2. Виды информационных товаров и услуг. 10-11
  3. Соотношение затрат и результатов производства

     информации. 11-13

  1. Особенности структуры и регулирования

                      информационного рынка…………………………………...13-18

  1. Спрос, предложение  и ценообразование на

     рынке информации.  18-22

  1. Информация  и интеллектуальная

    собственность: соотношение и взаимосвязь 22-23

  1. Российский  рынок информации и 

    информационных  услуг 23-29

  1. Особенности структуры российского

      рынка информации 23-24

  1. Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26
  1. Россия  на мировом рынке информации 26-29
  1. Перспективы развития российского рынка информации 30-31
  1. Основные  направления развития российского

      рынка информации 30

  1. Перспективы российского рынка информации 30-31

Заключение 32

Список использованных источников 33-34 
 
 
 
 

 
 

     Введение

     Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая  охватила развитые страны миры в 1970-х  гг. Итогом информационной революции  стало формирование информационного  общества, а вместе с ним и появление  теорий информационного развития общества (Махлуп Ф.1; Ёнэдзи Масуда2 и др.), обобщающих его черты.

     Определяя информационное общество как новую  социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные  изменения, которые внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому в определении  информационного общества чаще всего  выделяют несколько аспектов (или  критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.

     Технологический аспект информационного общества связан с радикальными технологическими инновациями  в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли благодаря  росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и  как следствие распространению  практически во всех сферах человеческой жизни.

     Экономический аспект информационного общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного сектора  экономики. К этому сектору Фриц Махлуп в 1962 г. отнес следующие отрасли: образование, средства массовой информации, производство электронной техники, информационные услуги и другие виды деятельности, связанные с информацией, например научные исследования и конструкторские разработки. По его подсчетам, информационный сектор экономики США в 1958 г. составлял 29% ВВП, но спустя 30 лет его доля в ВВП была уже не меньше 60%.

     Профессиональный  аспект информационного общества тесно  связан с экономическим, поскольку  подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.

     Пространственный  аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления о взаимодействии между людьми в пространстве и  времени.

     Культурный  аспект информационного общества - это изменение повседневной жизни  людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения  информационных технологий. Образ жизни  современных людей предполагает в качестве естественных компонентов  возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и  совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что  стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.

     Рассмотрим  подробнее технологический и  экономический аспекты, опираясь на теорию технологических укладов.

     Понятие технологического уклада (в его современном  значении) было введено в науку  С. Глазьевым3. Технологический уклад группа технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями и образующих воспроизводящиеся целостности. Глазьев и другие экономисты выделяют 5 технологических укладов или в западной терминологии - длинных циклов промышленности. Каждый такой цикл начинается, когда новый комплект инноваций поступает в распоряжение производителей. Начало 5-го (современного) цикла связывают с развитием новых средств коммуникации, цифровых сетей, компьютерных программ и генной инженерии. Однако существует также и шестой технологический уклад. Появлением этого понятия мир обязан нашему соотечественнику, учёному-экономисту Николаю Дмитриевичу Кондратьеву. Но в России об этом о шестом технологическом укладе говорить пока рано. Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: чтобы в течение ближайших 10 лет наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап — через пятый уклад.

     В этой связи с теоретической и  практической точек зрения актуальным является исследование сущности и природы  рынка информации, его роли и места  в общественном производстве, а также  возможных способов стимулирования развития этого рынка в современной  экономике России.

     Целью исследования является определение  роли рынка информации в современной  экономической системе и выявление  его положения в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих  взаимосвязанных задач:

     - Определить место информации в экономической системе;

     - Охарактеризовать информацию как экономическую категорию;

    - Осследовать проблему формирования рынка информации в условиях российской экономики;

    - Определить пути и перспективы развития российского рынка информации

 

  1. Рынок информации: особенности  и проблемы развития.
  1. Рынок информации в экономике.

     Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.

     Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

     В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %.4 Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 20-35 %5.

     В свою очередь рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

     Что же касается российской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развития информационного рынка в России во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

     Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.

     В связи с этим изучение информационного производства, и в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.

     Экономика информации является сравнительно новой областью экономических исследований. Различные подходы к изучению информации как объекта экономического анализа основываются на различных теоретических положениях. Еще несколько десятилетий назад была широко распространена точка зрения, что информация как нечто неосязаемое и нематериальное не имеет прямого отношения к экономике. Начало научно-технической революции и так называемый информационный взрыв коренным образом изменили отношения к продуктам информационной деятельности, что привело к другой крайности — информацию попытались поместить в ложе рациональности и оценивать ее как один из товаров, применяя обычные экономические инструменты.

     Сегодня же происходит своеобразный синтез крайних точек зрения и поиски истины все чаще ведутся посередине. При этом неизбежно использование находок и открытий, совершенных в других научных областях, более или менее тесно граничащих с экономикой и также изучающих феномен информации.

  1. Информация  как экономический ресурс.

     Экономика информации не имеет долгой истории. Как научная дисциплина она стала складываться примерно три десятилетия назад. Американский экономист Ф. Махлуп первым попытался опредилить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации. Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, «информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов».6

     Информация  имеет реальную ценность благодаря своей структуре. «Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег». 7

     С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

     Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

     Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

     Классическая  теория информации К. Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации.

     Но  ведь информация может не только снимать неопределенность. Часто случается обратное: полученные через информацию знания позволяют увидеть новые возможности в старой ситуации и тем самым увеличивают степень неопределенности и бремя выбора.8

     На сегодняшний день теория информации еще не сложилась окончательно, существует множество различных, иногда диаметрально противоположных взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация».

     Будем исходить из определения информации как превращенной формы знания, знания, отчужденного от непосредственного владельца и перенесенного на какой-либо материальный носитель.

  1. Информационный  продукт и его  особенности.

     Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

     Следует подчеркнуть, что многие виды информации производятся не для обмена и предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или бесприбыльными некоммерческими организациями.

     С другой стороны, существует множество  информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Информация о работе Становление и развитие рынка информации в России