Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа
Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества (Махлуп Ф. ; Ёнэдзи Масуда и др.), обобщающих его черты.
Введение 3-5
Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
Информация как экономический ресурс. 7-8
Информационный продукт и его особенности. 9-10
Виды информационных товаров и услуг. 10-11
Соотношение затрат и результатов производства
информации. 11-13
Особенности структуры и регулирования
информационного рынка…………………………………...13-18
Спрос, предложение и ценообразование на
рынке информации. 18-22
Информация и интеллектуальная
собственность: соотношение и взаимосвязь 22-23
Российский рынок информации и
информационных услуг 23-29
Особенности структуры российского
рынка информации 23-24
Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26
Россия на мировом рынке информации 26-29
Перспективы развития российского рынка информации 30-31
Основные направления развития российского
рынка информации 30
Перспективы российского рынка информации 30-31
Заключение 32
Список использованных источников 33-34
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.
Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Из-за специфики информации как товара и социальной значимости информационных продуктов при оценке эффективности производства и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясняет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри бесприбыльного сектора экономики. Ведь даже в случае-предоставления таким организациям платных информационых товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.
Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. С другой стороны, государство играет также немалую роль в устранении информационных экстерналий.
Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг как никакая другая сопровождается значительными внешними эффектами, т. е. выгодой или ущербом для третьих лиц без соответствующей оплаты или возмещения. Как подчеркивает Й.Стиглиц, информационные экстерналии в качестве особого класса экстерналий стали выделяться сравнительно недавно .24
Классическим примером положительных информационных экстерналей является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного проиэводства.
К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критериях эстетического или психологического характера.
Однако в силу того что информация представляет собой особый вид товара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования производства информации, настроены пессиместически: «Стоимость ее производства невозможно полностью возместить, как и невозможно эффективно защитить право собственности на любой вид информации». 25
Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от «пиратства» на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.26
Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в мировой практике, очень неоднородно. Всемирная организация интеллектуальной собствености, учрежденная в 1967 г., определяет ее как права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.27
В соответствии с этим определением можно заключить, что на интеллектуальную собственность распространяется авторское и изобретательское право.
«Научного права» в мировой практике не существует, что вызывает проблемы, связанные с приданием товарной формы продуктам интеллектуальной деятельности. Если для материальных продуктов форма представления однозначно связана с внутренней сущностью, то сущность научного результата мало зависит от формы представления. В то же время по канонам авторского права один и тот же результат, выраженный по-разному, может иметь самостоятельную ценность. Она представляется не содержанию, а внешней форме, что предотвращает копирование, но не препятствует заимствованию содержания.
В нашей стране существует только проект Закона “О научной интеллектуальной собственности и усилении ее охраны”. По оценкам специалистов, в этом проекте сужено толкование сущности интеллектуальной собственности.
Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят и объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т.е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т.п.). На основании некоторого сходства характера участия нематериальных активов в процессе производства с основными или необоротными средствами применяется сходная методика их учета: оценка по первоначальной и остаточной стоимости, начисление амортизации и т. д. Но при этом продолжительность существования нематериальных активов определяется условно: так, в США и Канаде срок использо вания определен в 40 лет, Японии — 5 лет, Нидерландах, Швеции, а также в России — 10 лет. Денежная оценка деловой репутации фирмы выявляется только в момент распродажи активов фирмы, отсюда возникает проблема ее оценки в период текущей деятельности данной фирмы.
Итак, мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информаций как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.28
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетенговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.29
В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуга занимают всё большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную стадию развития. Так, насыщенность современного американского дома потребительской электроникой характеризуется сегодня следующими цифрами: телевизоры имеют 98% семей, цветные телевизоры — 95%, видеомагнитофоны — 61%, стереосистемы — 15%, лазерные проигрыватели — 13%, автоответчики — 24 %.30
На потребительском рынке информационных продуктов четко проявляется зависимость уровня спроса, от наличия товаров — субститутов. В этой связи представляют интерес следующие данные: на 1000 жителей в 1989 г. в СССР приходилось 99 телефонов (соответственно в США — 760, в ФРГ — 509, в Японии — 415, в Индии — 4), на 1000 жителей в год отправлялось 200 телеграмм (в США — 247, в ФРГ — 102, в Японии — 368, в Индии — 128).31
Существующая сегодня жесткая конкуренция между кино-, теле- и видеопродукцией ярко иллюстрирует тот факт, что один и тот же информационный продукт может быть представлен на различных материальных носителях, т.е. содержание (информация) будет одинаковым, а форма подачи различна. Использование такого свойства информации, как адресность позволяет находить новых потребителей определенной информации, представленной в новой форме.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.
Практика маркетинговых исследований в развитых странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных-информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.
Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д.
Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам. Следует обратить особое внимание иа то, что при производстве определенных видов информации (научно-технические изобретения, произведения искусства и т. п.) отсутствует полная взаимозаменяемость производителей информационного продукта. В таких случаях возникает эффект абсолютной ренты. Так, цена билета в театр на постановку известного режиссера или стоимость картин известного художника зависят в конечном счете только от уровня спроса.
В свою очередь воспроизводимой является, как правило, управленческая, научно-техническая, бытовая и образовательная информация.32 Это значит, что она может быть получена разными, средствами и разными субъектами.
Особое значение имеет тот факт, что стоимость информации постоянно и заметно снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием и широким распространением информационных технологий. Даже в годы экономического кризиса 70-х годов компьютеры подешевели на 95%, стоимость эксплуатационных сетей ЭВМ снижалась на 11% ежегодно, программ — на 25, машинной памяти — на 40 %.33 Эти тенденции сохраняются и сегодня. В то же время стоимость традиционных средств распространения информации — книг, газет и т. д. — значительно возросла, так как материалы и энергоносители обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов.
Информация о работе Становление и развитие рынка информации в России