Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа
Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества (Махлуп Ф. ; Ёнэдзи Масуда и др.), обобщающих его черты.
Введение 3-5
Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
Информация как экономический ресурс. 7-8
Информационный продукт и его особенности. 9-10
Виды информационных товаров и услуг. 10-11
Соотношение затрат и результатов производства
информации. 11-13
Особенности структуры и регулирования
информационного рынка…………………………………...13-18
Спрос, предложение и ценообразование на
рынке информации. 18-22
Информация и интеллектуальная
собственность: соотношение и взаимосвязь 22-23
Российский рынок информации и
информационных услуг 23-29
Особенности структуры российского
рынка информации 23-24
Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26
Россия на мировом рынке информации 26-29
Перспективы развития российского рынка информации 30-31
Основные направления развития российского
рынка информации 30
Перспективы российского рынка информации 30-31
Заключение 32
Список использованных источников 33-34
В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.
В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.
С другой стороны, применение принципа платности побуждает информациоиные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т.д.
Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.
Интеллектуальной собственностью называются права на результаты творческой деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукции или выполняемых услуг.
Интеллектуальная
собственность тесно связана
с информацией, так как любой
процесс, результат интеллектуального
творческого труда и умственной
деятельности человека или коллектива
порождают новые знания, новую
информацию. Результат интеллектуального
творческого труда, или интеллектуальная
собственность, отличается от информации
тем, что человек в процессе творчества
создает уникальное авторское произведение,
художественную работу, изобретение. Создаваемая
же в процессе творчества информация
может либо стать предметом
Информация
и результаты интеллектуального
труда являются нематериальными
объектами, но они всегда выражаются
в какой-либо объективной форме,
как правило физически
Информация как объект права по своей сути отличается от материальных вещей (имущества) – объектов права собственности по ряду существенных признаков:
Рынок
информации в России и Европе существенно
различается (Рисунок 1). Если за рубежом
основная доля рынка приходится на
программное обеспечение (около 55%),
то в России наибольший объем имеет
рынок IT-услуг. Связано это, прежде всего
с большим количеством
Рисунок 1 - Структура рынка IT в России и Западной Европе в 2006 г.
(Источник: Российский рынок IT, Амикрон-консалтинг, 2008)
С
ужесточением российского законодательства
в области авторского права можно
ожидать в ближайшие 3-5 лет увеличения
сегмента ПО. Причем данный рост будет
обеспечен, прежде всего, за счет организаций.
Рост сегмента программного обеспечения
для индивидуальных пользователей
прогнозируется не ранее чем через
5-7 лет, что объясняется высокой
стоимостью программных продуктов,
недоступных для значительной части
населения. Если компании, опасаясь возможных
последствий использования
Представители бизнес-сообщества подтверждают, что рынок действительно растет довольно быстро, но подчеркивают, что это так называемая естественная скорость. Можно было бы ее значительно увеличить. Но это требует скоординированных действий власти и бизнеса. Нужно стимулировать привлечение на российский рынок новых технологий, новых компаний, что дало бы возможность накапливать опыт и капитал. Его, по примеру израильтян, норвежцев и финнов, можно было бы инвестировать в науку, в разработки, у нас появились бы оригинальные продукты, и мы научились бы выходить с ними на западные рынки и отвоевывать новое пространство. Можно выбрать иной сценарий и стать центром разработок. В свое время по этому пути пошли Тайвань и Южная Корея - там сейчас рождается более 30 % научных прорывов и новых технологий. Правда, зачастую они преобразуются в продукты американских компаний, но это уже просчет местных правительств - результат несовершенства системы регулирования.
Естественно,
тотальный госконтроль в
Сближение
бизнеса и государства и поиск
оптимальных форм совместной работы
для достижения общей цели - вхождения
в мировое экономическое
Власть
считает, что в отсутствии нормального
диалога виноват бизнес - он слишком
слабый, фрагментированный, у него разрозненные
интересы, по которым сложно выработать
какой-то компромисс, он не может сформулировать
свои позиции, у него даже нет своей
организации, как у участников фондового
рынка, у экспортеров и других.
Кроме того, в отличие от научного
поиска в атомной физике, требующего
коллективных усилий, программисты работают
индивидуально. И это тоже одна из
причин, почему их бизнес-сообщество никак
не может между собой
В России делаются довольно серьезные разработки, и несколько десятков крупнейших мировых компаний совершенно открыто содержат коллективы (иногда до 500 человек), которые ими занимаются. По некоторым оценкам, таких команд около тысячи, не считая мелких групп, которые работают сидя дома за $ 800 - 1000 и даже $ 1,5 тыс. в месяц, получая задания по Интернету через своих знакомых. Речь идет о командах по 30-50 человек, которые не создавая юридического лица, не платя никаких налогов, просто продают свои головы, вместо того, чтобы делать бизнес и зарабатывать на нем существенно большие деньги и повышать тем самым стоимость России. Поэтому когда на различных встречах представители государства спрашивают представителей бизнеса, есть ли у них какие-то предложения по законотворческой деятельности, нужна ли им какая-то помощь, то зачастую слышат в ответ: у нас все нормально, и не дай Бог, вы что-то будете менять. Между тем, в других странах согласованность действий национальных правительств и бизнес-сообщества присутствует в полной мере.
Наиболее
тонким индикатором
Динамика экспорта ИТ-услуг, 2007 – 1 кв. 2010
(Источник:
http://www.cnews.ru/reviews/
За 2009 год экспорт российских ИТ-услуг сократился на 21%, причем сокращение касалось как рынков стран дальнего зарубежья, так и СНГ. Падение достаточно глубокое, особенно на фоне фантастических темпов роста экспорта в докризисные годы (например, в 2007 году рост составил 73%). Даже в 2008 г. (начало кризиса) темпы оставались очень высокими (+50%), и это при том, что в Европе и США кризис обозначился уже с начала второго полугодия, а не в последнем квартале, как в России. С учетом этого, темпы роста экспорта российских ИТ-услуг по итогам 2008 года были просто невероятными, а падение 2009 года – не таким уже глубоким; по крайней мере, меньшим, чем на внутреннем рынке.
Заметим также, что ИТ-услуги в 2009 году сохранили свой относительный вес в общем объеме экспортируемых услуг (3,1% в 2009 году, по сравнению с 3,2% в 2008 году) – падение, таким образом, было пропорциональным по всем статьям экспорта. Не стоит обходить вниманием и тот факт, что по абсолютной величине экспорт 2009 года, несмотря на падение, оставался выше показателя в докризисном 2007 году (1,29 млрд долл. в 2009 году против 1,1 млрд долл. в 2007 году). Уже I квартал 2010 года продемонстрировал неплохую восстановительную динамику (рост 8,7% по отношению к I кварталу 2009 года)34.
Как и прежде, заслуживает внимания то, что более 93% экспорта отечественных ИТ-услуг идёт в страны дальнего зарубежья. Интересно, что восстанавливается, прежде всего, экспорт в страны дальнего зарубежья, а не в страны СНГ (по экспорту в страны СНГ в I квартале продолжилось падение - на 4,8% по отношению к соответствующему периоду 2009 года). Это, безусловно, является хорошей иллюстрацией того, что западные экономики высоко оценивают услуги российских ИТ-компаний, а спрос на них восстанавливается даже с более высокой скоростью, нежели сами экономики.
Информация о работе Становление и развитие рынка информации в России