Становление и функционирование рынка ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
В самом общем виде рынок ценных бумаг определяется как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между участниками.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы макроэкономических показателей
1.1. Понятие и сущность макроэкономических показателей
1.2. Виды макроэкономических показателей
1.3. Регулирование рынка ценных бумаг
2. Становление, поведение рынка ценных бумаг до и во время кризиса
2.1. История рынка ценных бумаг в России
2.2. Рынок ценных бумаг до и во время кризиса на примере банковских облигаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР Становление и функционирование рынка ценных бумаг в России.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

2.      Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3.      Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4.      Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5.      При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6.      Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7.      Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8.      Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

1.3.3. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг. выступает в качестве:

      инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

      эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

      профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

      регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

      верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

1)Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:

      установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б.;

      регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

      лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б.;

      обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

      поддержания правопорядка на рынке.

2)Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

      систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;

      денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;

      государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;

      государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.

      Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);

      Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);

      Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.);

      Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.);

      Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.);

      Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.);

      Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);

      Закон об акционерных обществах (1996 г.);

      Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

      Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

      постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

1.3.4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

      разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

      осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

      контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

      информационная деятельность на рынке;

      обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Выделяют следующие основные признаки саморегулируемой организации:

      Добровольное объединение;

      Членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

      Функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

      Отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.

      По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

      Ассоциации;

      Профессиональных союзов;

      Профессиональных общественных организаций.

Саморегулируемые организации выполняют определенные функции:

1)     Саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

2)     Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

3)     Отстаивание своих интересов на рынке перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление и поведение рынка ценных бумаг до и во время кризиса

2.1. История формирования российского рынка ценных бумаг

РЦБ стал формироваться в России во второй половине XVIII в. В соответствии с указами Петра I. Наиболее яркий этап его развития связан с реформами Столыпина – Витте в конце XIX- начале XX в. К началу Первой мировой войны 1914 г. Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота после Англии, США, Франции, Германии. Средняя норма капитализации в России, насколько об этом можно судить по доходности солидных дивидендных бумаг (например, банковских акций), составляла 6-6,5% годовых. В то время система золотого обеспечения рубля исключала дефицитный вариант финансирования бюджета.

Становление рынка ценных бумаг Российской империи происходило на фоне бурного экономического роста, увеличения национального дохода, отсутствия инфляции и при активном участии иностранного капитала. Этим объясняется достаточно быстрое формирование современной для того времени инфраструктуры рынка и расширение круга инвесторов. Золотой стандарт и отсутствие ограничений на перемещение капитала между ведущими мировыми державами определяли интернациональный характер финансовых рынков. Основная проблема российского рынка была в отсутствии массового инвестора из-за невысокого уровня жизни большинства населения. Иностранные инвестиции на российском рынке осуществлялись преимущественно в облигации государственных займов и гарантированные правительством акции и облигации железнодорожных обществ. К началу 1900 г. около одной третьей акционерного капитала российских предприятии составляли иностранные инвестиции. Большой удельный вес иностранных инвестиций отмечался в угольной и металлургической отраслях, незначительный -  в банковской сфере.

Увеличение объема операций с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценными бумагами населением. Биржи были во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках. Курс ценных бумаг и репутация российских фондовых активов на биржах определялись политической и экономической ситуацией.

Революция 1905-1907 гг. предопределила снижение интереса иностранных инвесторов к падавшим курсам российских ценных бумаг.

Период с 1917 по 1988 г. считается стагнационным периодом российского рынка ценных бумаг. После Октябрьской революции Декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были прекращены. Акции и облигации промышленных, транспортных и других компаний утратили юридическую силу. Ценные бумаги их рынок прекратили свое существование. Еще ранее, в ноябре, были упразднены Дворянский подземельный и Крестьянский подземельный банки, в декабре объявлено о национализации акционерных коммерческих банков.

Во времена нэпа (1922-1928гг.) произошла кратковременная реанимация рынка ценных бумаг. В 1922-1923 гг. были выпущены два краткосрочных займа, так называемый «хлебный» и «сахарный». Параллельно были выпущены долгосрочный «золотой» и «крестьянский» займы. Рынок частных бумаг возродился в 1922 г. а биржевая торговля – в 1923 г. Однако уже в 1928 г. деятельность рынка ценных бумаг был положен конец.

В августе 1988 г. началось создание коммерческих банков, являются одним из главных операторов на рынке. В декабре 1989 г. были попытки внедрить «вексельную» форму расчетов, которая, по сути, представляла собой модифицированную форму расчетов платежными требованиями, с предоставлением отсрочки платежа. Проведен выпуск государственного целевого беспроцентного займа, погашаемого товарами, а также государственных казначейских обязательств СССР. В июне 1990 г. за предпринимателями были закреплены права выпуска ценных бумаг и получения доходов по ним ( Закон «О предприятиях СССР» от 4 июня 1990 г.); изданы «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» и «Положение о ценных бумагах»; создано одно из первых акционерных обществ – АО «КамАЗ». В ноябре образована Московская международная фондовая биржа; учрежден Комитет содействия развитию рынка ценных бумаг в СССР. В декабре издано российское «Положение об акционерных обществах», регламентирующее операции с банковскими сертификатами и опционами акций, облигациями и порядок их выпуска и обращения; создана Московская центральная фондовая биржа; принято банковское законодательство, по которому коммерческим банкам разрешались любые, без ограничений виды операций с ценными бумагами. К составу операций Госбанка СССР отнесены покупка, продажа и хранение государственных ценных бумаг, выполнение функции депозитария по ним, погашение и выплаты процентов по государственным займам.

В 1991 г. введено государственное лицензирование деятельности юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг. Начался «взрывной» процесс формирования инвестиционных компаний. Проходили массовое акционирование банков и выброс банковских акций на рынок. Начался массовый выпуск банками депозитных сертификатов. Предприняты попытки вексельной эмиссии на товарных биржах для обслуживания межбиржевого и внутрибиржевого обращения. Формировался рынок ценных бумаг на предъявителя в качестве заменителей наличных денег. В июле законодательно определена возможность приватизации предприятий путем создания акционерных обществ и продажи акций. Установлен порядок учреждения открытых акционерных обществ на основе государственных и муниципальных предприятий. Для формирования первичного фондового рынка предусматривалось учреждение инвестиционных фондов и холдингов компаний (Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»). Иностранными инвесторами предоставлялось право приобретения ценных бумаг, эмитируемых в стране («Основы законодательства об иностранных инвестициях РСФСР»). В декабре были приняты Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами».

Информация о работе Становление и функционирование рынка ценных бумаг в России