Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа двух федеральных округов. Методы исследования – анализ теоретических источников, анализ документов.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Регион как объект хозяйствования и управления………………………..4
1.1. Содержание категории регион…………………………………………………4
1.2. Типы регионов…………………………………………………………………..6
1.3. Классификация проблемных регионов………………………………………...7
Глава 2. Характеристики двух федеральных округов……………………………..9
2.1. Характеристика Дальневосточного федерального округа…………………...9
2.2. Характеристика Северо-Западного федерального округа…………………..16
2.3. Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов………………….22
Глава 3. Рекомендации по развитию регионов…………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
Приложения…………………………………………………………………………28
Площадь Северо-Западного федерального округа составляет 1689 тыс. км², 9,8 % площади всей страны [30].
География
Большая
часть Северо-Западного
Условия для развития хозяйства
Выгодное экономико-географическое приморское положение. После распада СССР усилилась роль транспортного «окна в Европу».
Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.
Население
В Северо-Западном федеральном округе проживает 13 млн. 462 тыс. 000 человек. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения 8 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Городское население составляет 82% [12, c. 256].
Отрасли хозяйственной специализации:
Северо-Западный федеральный округ – лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.
Химическая
и нефтехимическая
Отрасли лесного комплекса. Северо-Западный федеральный округ – самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада. Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.
Рыболовство и рыбная промышленность. Северо-Западный федеральный округ второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск – основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности – Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.
Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.
В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).
Наука
и научное обслуживание являются
отраслью хозяйственной специализации
исключительно благодаря
Внутрирегиональные различия
Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север – вся остальная территория.
Северо-Запад – район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.
Европейский север – типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК [13, c. 165].
Уровень жизни
На протяжении последних 5 лет среднедушевые денежные доходы в СЗФО были несколько выше среднего показателя по России, составив в 2010 году 19 867 рублей, что соответствует 4-му месту среди федеральных округов.
Занятость
На конец 2010 года в органах государственной службы занятости СЗФО было зарегистрировано в качестве безработных 114,7 тыс. человек, что составило 6,2% общего числа безработных в целом по России. Пособие по безработице получали 98,3 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в СЗФО — 1,5% — один из самых низких в России [19].
Внешнеторговая деятельность
Север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск. В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое — по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое — по объёмам ВРП и промышленного производства.
В
структуре промышленного
Важнейшим
экономическим, научным и культурным
центром округа и страны в целом
является город Санкт-Петербург
с населением около 4,7 млн человек.
Город специализируется на продукции
энергетического
Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё.
Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление — в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем. По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения — Интинское, Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный — на базе месторождений Республики Коми и Северный — на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.
Многоотраслевая
специализация района предопределяет
широкое развитие межрайонных и
межгосударственных экономических
связей. СЗФО — крупнейший в европейской
части страны поставщик своей продукции
основных отраслей рыночной специализации,
импортёр оборудования для добывающих
отраслей промышленности и лесохимического
комплекса [19].
2.2. Характеристика Дальневосточного федерального округа
Дальневосточный федеральный округ — административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года с базированием Администрации ДВФО в г. Хабаровске.