Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа двух федеральных округов. Методы исследования – анализ теоретических источников, анализ документов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Регион как объект хозяйствования и управления………………………..4
1.1. Содержание категории регион…………………………………………………4
1.2. Типы регионов…………………………………………………………………..6
1.3. Классификация проблемных регионов………………………………………...7
Глава 2. Характеристики двух федеральных округов……………………………..9
2.1. Характеристика Дальневосточного федерального округа…………………...9
2.2. Характеристика Северо-Западного федерального округа…………………..16
2.3. Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов………………….22
Глава 3. Рекомендации по развитию регионов…………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
Приложения…………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Регион как объект хозяйствования и управления………………………..4

1.1. Содержание  категории регион…………………………………………………4

1.2. Типы  регионов…………………………………………………………………..6

1.3. Классификация  проблемных регионов………………………………………...7

Глава 2. Характеристики двух федеральных округов……………………………..9

2.1. Характеристика  Дальневосточного федерального  округа…………………...9

2.2. Характеристика  Северо-Западного федерального округа…………………..16

2.3. Сравнительный  анализ основных социально-экономических показателей Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов………………….22

Глава 3. Рекомендации по развитию регионов…………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы……………………………………………...26

Приложения…………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Темой данной работы является регион как объект хозяйствования и управления и сравнение основных социально-экономических показателей федеральных округов.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов и федеральных округов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений. Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения. Таким образом, актуальность обозначенной проблемы, а так же ее практическая значимость определили выбор темы, ее цель и задачи.

     Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа двух федеральных округов.

     Для достижения цели в курсовой работе решены следующие задачи:

  1. рассмотрены содержание категории регион, типы регионов, приведена их классификация;
  2. составлены характеристики Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов;
  3. проведен сравнительный анализ социально-экономических показателей Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов.

    В качестве объекта исследования выступает Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа.

      Методы  исследования – анализ теоретических  источников, анализ документов. 

Глава 1. Регион как объект хозяйствования и управления

1.1. Содержание категории регион

      Слово «регион» латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область.

      Само  это понятие включает в себя несколько  составляющих.

  1. Физико-географическая структура региона. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis – область) означает то же, что и район; территория (акватория), часто очень значительная по своей площади, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.
  2. Экономическая составляющая. В экономике под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов со сложившейся и перспективной материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой.
  3. Политико-административное деление территории региона и его политико-административная структура. Поскольку властно-силовыми отношениями пронизаны все хозяйственные отношения, политико-административная структура региона совпадает с его экономической структурой. Именно уровни административного деления обеспечивают региону необходимые условия социально-экономического функционирования.
  4. Этническая структура региона. Долгое время эта составляющая практически не учитывалась при организации функционирования регионов, соблюдался принцип единства политического, экономического и этнического.
  5. Социокультурная составляющая. Регион – это люди, проживающие на его территории и образующие определенную историко-культурную общность с присущим только им складом характера, укладом жизни. Они имеют свои собственные представления о том, как должны решаться те или иные проблемы.
  6. Правовая сфера. Деятельность в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в региональной области имеет большое значение для нормального функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной законодательных властей может быть источником как конфликтов, так и нормальной жизнедеятельности региона.
  7. Политическая сфера представляет собой целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества в регионах, подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима. Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений и способов,   посредством  которых  осуществляется  воздействие населения на местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право), обозначения и коррекции социальной политики, и система политического контроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации, имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия [8, c. 12].

      Для региона характерны следующие основополагающие черты:

  • целостность региона – означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни;
  • комплексность хозяйства региона – означает в первую очередь сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народно-хозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов;
  • региональная специализация – специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом;
  • управляемость региона, которая непосредственно связана с административно-территориальным делением РФ и наличием системы государственного управления; экономическая самостоятельность региона – выражает степень обеспеченности его экономическими ресурсами (в первую очередь финансовыми) для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

1.2. Типы регионов.

      По  признакам масштабности и периодичности решения проблем различается типология тактического и стратегического характера.

      Тактическая типология может быть использована для разработки практических мероприятий на ближайшие годы, включая механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций, стабилизации экономики, социальной сферы и т.д. В связи с этим целесообразно выделить регионы развитые, опорные, проблемные и т.п.

      Стратегическая  типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. В указанных целях следует различать регионы старопромышленного (постиндустриального), переходного и осваиваемого типов.

      Возможно  использование смешанной типологии  – тактическо-стратегической. Регионы  могут выделяться и по другим признакам  в зависимости от целей типологии [8, c. 14]. 

1.3. Классификация проблемных регионов.

      Под проблемным регионом понимается территория, где по экономическим, социальным, экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т.е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки государства.

      Типология регионов:

  • отсталые;
  • депрессивные;
  • кризисные.

      К отсталым регионам относят такие, которые характеризуются традиционно более низким уровнем жизни населения по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слаборазвитые регионы, как правило, располагают очень незначительными внутренними резервами экономического роста, а реализация наличных конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи государства.

      Ключевыми признаками отсталых регионов являются:

  • низкая интенсивность хозяйственной деятельности;
  • слабо диверсифицированная отраслевая структура промышленности;
  • значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала;
  • слабый научно-технический потенциал;
  • относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории;
  • малоразвитая социальная сфера.

      К депрессивным регионам относятся территории, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Они отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют довольно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, развитую промышленную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей.

      По  продолжительности депрессивного состояния различают две группы регионов:

  • дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;
  • новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период характеризовались относительно высоким уровнем развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

      Продолжительность и глубина региональной депрессии  определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на экономику всего региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.

      Существенное  и повсеместное ослабление государства привело к появлению кризисных регионов. К кризисным регионам относятся территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы развитых общественно-политических конфликтов, вызвавших разрушение накопленного экономического потенциала и значительные масштабы вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации [8, c.16].

Глава 2. Характеристики федеральных округов

2.1. Характеристика Северо-Западного федерального округа

     Северо-Западный федеральный округ – административное формирование на севере европейской части России. Образован в соответствии с Указом Президента РФ N849 от 13.05.2000 г. В Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центром Северо-Западного федерального округа является город Санкт-Петербург.

Информация о работе Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов