Сравнительный анализ авиакомпаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Значимость авиационной деятельности для развития России крайне высока. В силу особого географического положения и слабо развитой системой железных и автомобильных дорог, гражданская авиация имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности России. Национальная авиационная промышленность представляет собой одну из наиболее технологически развитых и наукоёмких отраслей, стимулирующих развитие других отраслей народного хозяйства.
В России гражданская авиация выполняет особую роль, с одной стороны она является подотраслью, реализующей транспортные услуги населению, а с другой, осуществляющей важнейшую объединяющую функцию, обеспечивающую связь между районами страны. В аэрокосмической отрасли собран высокий научно-технический потенциал страны.
Однако, в результате хаотичных перемен 90-х годов в экономике и социальной сфере, падения платёжеспособности населения, появления сложностей в процессе перехода предприятий к рыночным условиям хозяйствования вся российская промышленность и гражданская авиация, в том числе, оказались в крайне сложном положении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные модели рынков авиационной техники
1.1. Рынок. Основные модели рынка.
1.2 МОДЕЛЬ МАЙКЛА ПОРТЕРА. ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
1.3.Анализ рынка гражданской авиационной техники.
1.3.1 Конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
2. Сравнительный анализ ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Авиакомпании Сибирь»
2.3 Сравнительный анализ ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»

Работа содержит 1 файл

сравнительный анализ.doc

— 1.96 Мб (Скачать)

Годовой налёт  магистральных пассажирских самолётов, исключением некоторых наиболее зарубежных международных и внутренних авиалиний, составляет не более 800-1300 часов, а средний коэффициент загрузки в ряду линий составляет 50-55% (1990г-2000-2200 часов загрузка 60-75%), в то время как эти цифры в зарубежных компаниях составляют: свыше 3500ч. в год при средней загрузке 65%.

Большинство парка воздушных судов ГА России (95%) составляет техника разработок 1960-1980г. и они уступают своим зарубежным конкурентам по: удельным расходам топлива в 1,5-2раз; возрасту службы. По данным парк воздушных судов ГА с учётом их списания к 2004г частично не сможет обеспечивать объёмы перевозок и приобретение новых судов авиакомпаниям крайне необходимо. Полная замена самолётов предыдущего поколения должна произойти к 2010-2012 году. Одновременно с заменой будет расти интенсивность эксплуатации вновь приобретаемых до уровня по годовому налёту не менее 2,5:3 тыс. ч, иначе они не будут окупаться.

 

1.3.1 Конкурентоспособность  российской авиации на мировом  рынке

Проводя анализ российской авиаотрасли, можно сказать, что ведущие российские компании по отдельным показателям не уступают своим мировым коллегам.

Однако, несмотря на все успехи отечественных авиаперевозчиков, на сегодняшний день - это компании среднего бизнеса по мировым стандартам. Объемы их деятельности отличаются от ведущих международных перевозчиков не в разы, а в десятки раз. Как пример можно привести сравнительные данные по числу перевезенных пассажиров. Самые крупные мировые компании перевозят ежегодно по 80-90 млн. человек (Delta Air Lines, American Airlines, United Airlines), в то время как российские авиаперевозчики в лучшем случае 5,5 млн пассажиров (ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии"), 2,6 млн - авиакомпания "Сибирь", 2 млн - авиакомпания "Пулково". Единственной российской компанией, которая неизменно попадает по абсолютным показателям деятельности воздушного транспорта в мировые рейтинги является - ОАО "Аэрофлот". Она входит в число 50 крупнейших авиакомпаний в списках IATA по показателям общего числа перевезенных пассажиров, пассажирообороту, грузообороту. В 2002 году в мировые рейтинги попала и авиакомпания "Сибирь" по показателю объемов перевозок на внутренних воздушных линиях.1

Высокую эффективность  демонстрируют в основном ведущие  отечественные перевозчики. В то же время показатели совокупной деятельность всего сектора остаются незначительными. Для большинства российских компаний этот рынок недоступен. Мало того, что их деятельность осуществляется в рамках межправительственных соглашений, так и по своей конкурентоспособности они сейчас не соответствуют мировому уровню.

Поэтому повышение  конкурентоспособности - это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок. А значит, для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста российским компаниям необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне, что и качество услуг их мировых конкурентов при сохранении среднерыночных тарифов.

Для того, чтобы  определить, насколько это возможно, и что необходимо сделать российским компаниям для повышения уровня конкурентоспособности, выделим основные характеристики конкурентоспособности авиакомпаний и проведем сравнительный анализ качества услуг российских и мировых фирм (табл. 4).2

 

Авиапарк  российских перевозчиков находится  в критическом состоянии, и эта  одна из главных причин их низкой конкурентоспособности. На текущий момент подавляющее большинство авиаперевозок осуществляется на советской технике (рис. 1) с высоким уровнем и морального, и технического износа. По оценкам Росавиакосмоса, существующий авиапарк сможет действовать от силы еще 5-7 лет. 50% самолетов российских авиакомпаний выработают свой ресурс к 2010 году, 83% - к 2015.

 

Рисунок 1. Структура  международных перевозок пассажиров по типам судов, %

 

Эксплуатируемые на сегодняшний день самолеты были разработаны в 60-70-х годах ХХ века и относятся к прошлому, а то и позапрошлому поколению авиатехники. Самый распространенный наш пассажирский самолет ТУ-154 - это аналог "Боинга"-727, которых в мире осталось очень мало, всего около 4%. Чтобы понять, насколько велико отставание технического состояния эксплуатируемого парка авиакомпаний РФ, стоит сравнить показатели топливной эффективности (Рис. 2).3

 

 

Рисунок 2. Показатели топливной эффективности

 

Таким образом, российские компании несут дополнительные издержки и платят ежегодно за перерасход топлива примерно 300 млн. долларов в год.

По эффективности  маршрутной сети крупнейшие российские авиаперевозчики не уступают своим  западным коллегам. В советское время  внутренняя маршрутная сеть создавалась  в расчете на поток пассажиров в 200 млн. (перевозилось около 140 млн.), было построено огромное количество узловых аэропортов, постепенно создавалась система внутренних стыковок.

На сегодняшний день сеть ведущих авиакомпаний также  разветвлена. Авиакомпания "Сибирь " имеет наибольшую внутреннюю маршрутную сеть и осуществляет перевозки по международным маршрутам. "Пулково" осуществляет свою деятельность по 27 международным направлениям, летает в 13 городов стран СНГ и 30 городов России. Крупнейшей международной сетью, сопоставимой по количеству маршрутов с ведущими компаниями мира, обладает на сегодняшний день "Аэрофлот-Российские авиалинии".4

Сейчас структура сети строится таким образом, чтобы соблюдался эффективный баланс между количеством  маршрутов и средним количеством  рейсов в неделю. По этим показателям "Аэрофлот " пока отстает от мировых авиаперевозчиков, однако по сравнению с другими российскими компаниями обладает наибольшей эффективностью.

Соотношение частоты рейсов и количества маршрутов российских и зарубежных авиакомпаний представлено на рисунке 3. По количеству рейсов в  неделю наши компании уступают западным. Конечно, показатели сильно варьируются в зависимости от конкретного маршрута, но, очевидно, что средняя частота перевозок незначительна. Во многом это объясняется спецификой внутреннего спроса в России, где пассажиры отдают предпочтение цене, а не конкретному времени рейса. Однако компании, осуществляющие рейсы 1 раз в неделю по международным направлениям уже сейчас теряют потоки бизнес-пассажиров. А это одна из самых выгодных групп потребителей. Во-первых, поток бизнес-пассажиров существует круглогодично и не подвержен влиянию сезонных факторов, а, во-вторых, на деловых авиаперевозках можно всегда получать дополнительные доходы.5

 

Рисунок 3. Структура  сети ведущих российских и международных  компаний

 

Тарифная  политика российских компаний отличается особой гибкостью. Десять лет подряд российская отрасль авиаперевозок  работала с потерями. Авиаперевозчики  осуществляли нерентабельные рейсы  с низким пассажиропотоком. При этом свободные цены на авиатопливо способствовали еще большей убыточности авиаперевозок. Средние цены на внутреннем рынке продолжали колебаться, при этом цены на международные рейсы относительно тарифов мировых авиакомпаний оставались и остаются достаточно низкими.6

Таким образом, очевидное преимущество российских авиакомпаний в низких тарифах на перевозку пассажиров и грузов. Вместе с тем, отсутствие современной техники у большинства российских авиакомпаний является серьезным препятствием в конкурентной борьбе с западными перевозчиками. Ведущие пять российских авиакомпаний имеют, на наш взгляд, потенциальную возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, но при определенных условиях.

А именно: располагать  современной авиационной техникой, иметь современный уровень сервиса, обладать современными технологиями, включая информационные, осуществлять управление на базе современных методов менеджмента.

 

 

2. Сравнительный анализ ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»

 

2.1 Краткая  характеристика ОАО «Авиакомпании  Сибирь»

 

Открытое  акционерное общество Авиакомпания «Сибирь» создано в процессе приватизации государственного авиационного предприятия Авиакомпания «Сибирь» и зарегистрировано решением администрации города Оби Новосибирской области № 159 от 19 мая 1994 года. Расположено в городе Обь Новосибирской области, являющимся городом-спутником Новосибирска, самого крупного города Западной Сибири.

Сегодня авиакомпания предлагает своим клиентам крупнейшую в России сеть внутренних маршрутов. Филиалы Авиакомпании действуют  в тридцати городах России, из них 6 крупных региональных филиалов: Западно-Сибирский региональный филиал в г. Новосибирске, Центральный региональный филиал в г. Санкт-Петербурге, Восточно-Сибирский региональный филиал в г. Иркутске, Северный региональный филиал в г. Нижневартовске, Дальневосточный региональный филиал в г. Хабаровске, Южный региональный филиал в г. Краснодаре. Крупнейший аэроузел компании, расположенный в московском международном аэропорту «Домодедово», обеспечивает отправку более 30 рейсов в сутки. Собственные представительства «Сибири» открыты во Владикавказе, Ганновере, Нью-Йорке, Пекине, Симферополе, Франкфурте-на-Майне и нескольких десятках других городов, куда проложены маршруты авиакомпании. В перевозке пассажиров и груза активно применяются новые технологии: организованы и успешно эксплуатируются трансферные рейсы как на внутрироссийских, так и на зарубежных направлениях.7

Компания  является действительным членом IATA и  планомерно расширяет географию  международных рейсов. В последние  годы ведётся интенсивная работа по подписанию двусторонних соглашений «интерлайн» с зарубежными компаниями. На сегодняшний день число авиакомпаний, с которыми подписаны такие соглашения, достигло 30. «Сибирь» входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на ВВЛ и в число 100 - по производственным показателям.

С 2005 года авиакомпания "Сибирь" работает под новой  торговой маркой S7, которая символизирует  современный этап в развитии авиакомпании, означающий для пассажиров свежий взгляд на воздушные путешествия, новый уровень сервиса, основанный на использовании современных технологий и свободу выбирать новые ощущения от полета.

На сегодняшний  день пассажиры S7 могут легко воспользоваться  широкими возможностями развитой сети внутренних маршрутов во все крупные  города России и СНГ. Регулярные полеты S7 выполняются в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, авиакомпания является назначенным перевозчиком в 20 стран мира.

Миссия ОАО «Авиакомпания  Сибирь»: компания стремится своей  деятельностью способствовать расширению и укреплению рынка воздушных перевозок, утверждению имиджа гражданской авиации как удобного и безопасного вида транспорта и перспективного направления бизнеса и таким образом старается внести весомый вклад в развитие национальной и мировой транспортной системы.

Уникальная маршрутная сеть S7 базируется на трех крупных авиатранспортных узлах (хабах) в Москве ("Домодедово"), Новосибирске ("Толмачево") и Иркутске, из которых самолеты авиакомпании выполняют  до 100 рейсов в сутки, в том числе  более 30 регулярных рейсов из Москвы.

Для эффективного и бесперебойного обслуживания своей маршрутной сети авиакомпания располагает крупным  парком воздушных судов, включающим более 50 магистральных лайнеров, в  том числе Airbus A310, Boeing 737, Ту-204, Ил-86 и  Ту-154. (табл. 5)

Практически все самолеты, выполняющих полеты S7, имеют салон  бизнес-класса. Постоянно ведется  большая работа по обновлению воздушного парка современными самолетами.8

Высокопрофессиональный  инженерно-технический состав обеспечивают работоспособность воздушного парка S7 и высокий уровень безопасности полетов. Технические подразделения авиакомпании сертифицированы для проведения всех видов техобслуживания самолетов S7.

Авиакомпания является действительным членом IATA (International Air Transport Association — Международная Ассоциация Воздушного Транспорта) и планомерно расширяет географию международных рейсов. В последние годы ведется интенсивная работа по заключению соглашений "интерлайн" (о признании перевозочной документации) с другими авиакомпаниями. На сегодняшний день число авиакомпаний, с которыми заключены такие соглашения, приближается к 60, включая такие как Lufthansa, British Airways, Korean Air, Air China, Qantas Airways.

S7 входит  в число 50 крупнейших авиакомпаний  мира по объему перевозок на  внутренних воздушных линиях  и в число 100 — по основным  производственным показателям. В  2004 году авиакомпанией было выполнено  почти 30 тысяч рейсов, на которых  было перевезено 3,75 млн. пассажиров и 23 тысячи тонн груза и почты.

Численность сотрудников ОАО «Авиакомпания  Сибирь» на 01.01.2005 г. составляла 3023 человека.

 

2.2 Краткая  характеристика ОАО «Аэрофлот»

 

С 1970 года Российская Федерация является членом Международной  организации гражданской авиации (ИКАО), а с 1989 года ее национальный перевозчик - Аэрофлот - членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).

В июне 2000 года по решению акционеров на общем годовом  собрании авиакомпания получила название: ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии", которое более точно соответствует статусу и профилю национального авиационного перевозчика РФ.

Информация о работе Сравнительный анализ авиакомпаний