Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:54, реферат
Значимость авиационной деятельности для развития России крайне высока. В силу особого географического положения и слабо развитой системой железных и автомобильных дорог, гражданская авиация имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности России. Национальная авиационная промышленность представляет собой одну из наиболее технологически развитых и наукоёмких отраслей, стимулирующих развитие других отраслей народного хозяйства.
В России гражданская авиация выполняет особую роль, с одной стороны она является подотраслью, реализующей транспортные услуги населению, а с другой, осуществляющей важнейшую объединяющую функцию, обеспечивающую связь между районами страны. В аэрокосмической отрасли собран высокий научно-технический потенциал страны.
Однако, в результате хаотичных перемен 90-х годов в экономике и социальной сфере, падения платёжеспособности населения, появления сложностей в процессе перехода предприятий к рыночным условиям хозяйствования вся российская промышленность и гражданская авиация, в том числе, оказались в крайне сложном положении.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные модели рынков авиационной техники
1.1. Рынок. Основные модели рынка.
1.2 МОДЕЛЬ МАЙКЛА ПОРТЕРА. ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
1.3.Анализ рынка гражданской авиационной техники.
1.3.1 Конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
2. Сравнительный анализ ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Авиакомпании Сибирь»
2.3 Сравнительный анализ ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные модели рынков авиационной техники
1.1. Рынок. Основные модели рынка.
1.2 МОДЕЛЬ
МАЙКЛА ПОРТЕРА. ОТРАСЛЕВОЙ
1.3.Анализ рынка гражданской авиационной техники.
1.3.1 Конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
2. Сравнительный
анализ ОАО «Авиакомпания
2.1 Краткая
характеристика ОАО «
2.3 Сравнительный анализ ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
ВВЕДЕНИЕ
Значимость авиационной деятельности для развития России крайне высока. В силу особого географического положения и слабо развитой системой железных и автомобильных дорог, гражданская авиация имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности России. Национальная авиационная промышленность представляет собой одну из наиболее технологически развитых и наукоёмких отраслей, стимулирующих развитие других отраслей народного хозяйства.
В России гражданская авиация выполняет особую роль, с одной стороны она является подотраслью, реализующей транспортные услуги населению, а с другой, осуществляющей важнейшую объединяющую функцию, обеспечивающую связь между районами страны. В аэрокосмической отрасли собран высокий научно-технический потенциал страны.
Однако, в результате хаотичных перемен 90-х годов в экономике и социальной сфере, падения платёжеспособности населения, появления сложностей в процессе перехода предприятий к рыночным условиям хозяйствования вся российская промышленность и гражданская авиация, в том числе, оказались в крайне сложном положении.
Для исправления
создавшегося положения необходимо
знать что происходит сегодня
в этой сфере и какие усилия
нужно приложить для
1. Основные модели рынков авиационной техники.
1.1. Рынок. Основные модели рынка.
Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли и продажи между продавцом и покупателем, товаропроизводителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.
Рыночная - экономика способствует наиболее рациональному использования ресурсов, т.е. направляет их для производства той номенклатуры товаров и услуг, в которых общество нуждается больше всего. Рыночные отношения предполагают использования наиболее рациональных, с экономической точки :фения, методов комбинирования ресурсов для производства и внедрение новых, более совершенных и экономичных технологических процессов. Серьёзным аргументом в пользу рьшонной экономики является свобода предпринимательства.
Внутренний рынок делится на региональный и национальный.
Внешний рынок - это мировой рынок,
Сегмент - это часть рынка, где представлена определённая продукция. Например, на рынке авиационной техники это продукция групп -производство летательных аппаратов, авиационных двигателей и т.д.
Ёмкость рынка - это предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка), которая определяется как произведение цены на количество.
Конкуренция - основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения запросов потребителей.
В условиях рыночных отношений конкурентные возможности предприятия характеризуются наличием и уровнем использования внутренних производственных возможностей, умение быстро перестраиваться при изменении условий на товарном рынке.
Различают четыре типа рыночной конкуренции. Рынок чистой (свободной) конкуренции отражает свободную конкуренцию. Монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия - это типы несовершенной конкуренции.
Рынок чистой конкуренции характеризуется наличием большого числа независимых товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих специализированный и стандартизированный товар при относительно лёгкой степени сложности входа на рынок, отсутствии контроля над ценой и неценовой конкуренции.
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.
Рынок чистой монополии представлен одним крупным товаропроизводителем, производящим единственным в своём роде тип товара, что исключает возможность скорого появления близких заменителей.
В условиях чистой монополии товаропроизводитель имеет значительный контроль над ценой, что способствует максимизации прибыли за счёт ценовой дискриминации. Вход на рынок практически заблокирован.
Отличительные
особенности монополистической
конкуренции: наличие большой номенклатуры
товаров, представлений различными
товаропроизводителями и
Контроль
над ценой ограничен. Вход на рынок
сравнительно свободный. В долгосрочном
периоде монополистическая
Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром.
Олигополия характеризуется наличием на рынке товаров нескольких крупных производителей. Существенная особенность олигополистического рынка заключается в максимизации прибыли за счёт повышения цен.
Ценовая стратегия
действует в краткосрочном
Монопсония - рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса, в том числе наниматель рабочей силы.
Монопсония
- результат серьёзного влияния потребителя
на уровень цен, практически диктат.
Наблюдалась аналогия такого рынка,
когда государство выступало
как единственный покупатель, например,
на рынке средств производства.
1.2 МОДЕЛЬ МАЙКЛА ПОРТЕРА. ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
МОДЕЛЬ МАЙКЛА ПОРТЕРА. ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
ОТРАСЛЕВЫЕ КОНКУРЕНТЫ |
ПОСТАВЩИКИ |
ПОКУПАТЕЛИ | |
| БО |
АД |
|
США н КАНАДА (доля мирового рынка-50%) -Boeing -Lockheed Martin Соф. -BellHelicoper -Sikorsky -Bombardier (Канада) и лр. |
Honewell (аэрокосмические системы навигации и управления) -Rockwell Collins -United Technologies Софога11оп (UTC) и др. |
-General Electric Aircraft Engines -Alison Engine company -Pratt and Whitney ( Канада) и др. |
1 .Гос. Сектор : -оборона [ -полиция -др.отрас]П1 экономики 2.Отрасль гражданской авиации (авиакомпании) i -American Airlines ' -United Airlines -Delta -Northwest Airlines и др. i |
КВРОПА (доля мирового рынка-25%) Европейский концерн i-:ads: daca - ДаймлерКрайслер (г ермания) Aerospatiale(OpaHUHH) С as А (Испания) -British Aerospace (Великобритания) -Saab (Швеция) -Alena (Италия) -SABCA (Бельгия) -K'urocopter (Германия, Франция) и др. |
-BAE Systems (Великобритания) - MAN Tehnologie (Германия) - Thales avionics (Франция) и др. |
Rolls Royce (Великобритания) -Siemens (Германия) -Snecma, Sagem (Франция) и др. |
1 .Гос. Сектор -оборона -полиция -др.отрасли экономики 2.(3грас.'п> 1 ражданско11 авиации( авиакомпании) -British Airways -КЕМ (Великобритания) -Germany E.xpress -Lufthansa (Германия) -AirFrance -Star Airlines (Франция) и др. |
РФ (доля мирового рынка-2%) -АВПК «Сухой» -ФГУП РСК « МИГ» им. Микояна -ОАО «Туполев» -АК «Илюшин» - ГКНПЦ им.Хруничева КБ «Салют» и д.р. |
-МНПК «Авионика» - Копорация «Аэрокосмическое оборудование» -НПО «Аэросила» и др. |
-ОАО «Пермские моторы» -0А0« Авиадвигатель» -FiinO «Сатурн» и др. |
1 .Гос. Сектор -оборона -МЧС, МВД ! -д р. отрас л и эко н 0 м и ки 2.0грасль 1 ражданской авиации(авиакомпании) -Аэрофлот -Пулково -ТрансАэро и др. |
1.3.Анализ рынка гражданской авиационной техники.
Особый интерес для исследования представляет анализ рынка гражданской авиационной техники, производимой российской авиационной промышленностью. Этот анализ необходим для прогноза закупок техники на внешнем и внутреннем рынке.
Закупки на внешнем
рынке определяются потребностями
авиакомпаний для обеспечения спроса
на авиаперевозки и наличие
В стабильно развивающихся странах обеспечивается, динамическое равновесие между платёжеспособным спросом на транспортные услуги, стоимостью этих услуг и их предложением, а также спросом на перевозки и финансовыми возможностями перевозчиков закупить технику, способную этот спрос удовлетворять. В СССР такое равновесии обеспечивалось искусственно, за счёт дотаций государства. Доступность воздушного транспорта была высокой, а число полётов на душу населения была равна 0,6.. В развитых странах Европы этот показатель равен 0,8-11,5; США и Канада- 2,5-3,0; в бедных странах 0,1-0,2 и меньше.
В 1998г из-за
прекращения дотаций, произошел
распад Аэрофлота на мелкие компании,
прекращение государственных
После провала 1998г., из-за роста цен на авиабилеты, а они выросли в 3,5р., внутри страны началась тенденция на рост авиаперевозок. Заполняемость рейсов превысила 60-65%, тем не менее, кризис на рынке гражданской авиатехники преодолён не был.
Частота пользования
воздушным транспортом
Из таблицы 1 видно, что частота полётов в России находится сегодня на уровне развивающихся стран.
Рынок перевозок внутри России и за её пределами представлен в таблице 2
Из таблицы 2 следует, что пассажиропоток и пассажирооборот с 1990 года неуклонно снижается.
Доля воздушного транспорта во внутренних пассажирских перевозках сократилось до 15%.
В тоже время по мере развития международных экономических связей и в результате большой открытости страны примерно на 25% с 1990г. по 1997г. вырос пассажиропоток на междугородних авиарейсах (дальние зарубежи) и составил 35% пассажирооборота на воздушном транспорте(1990г-12%),т. е почти в три раза.
Воздушные перевозки грузов в России с переходами на рыночную экономику также сократились. Воздушные перевозки грузов представлены в таблице 6
Таблица 3
Воздушные перевозки грузов
№ |
Годы |
Объём перевозок млрд. т. км |
1 |
1990 |
2,6 |
2 |
1995-1996 |
1.6-2.0 |
3 |
2008 |
3,2-3,4 |
Из таблицы 3 видно, что объёмы перевозок грузов воздушным транспортом также сокращаются
Основу роста
составили международные
Ещё более значительный спад объёма работ в перевозках вертолётов гражданской авиации, которые сократились с 330 млн. ткм в 1990г. до 80-85 млн. ткм в 1996- 1997г. и имеют тенденцию дальнейшего сложения.
Резко сократилось использование легкой, сельскохозяйственной и санитарной авиации. До 70-75% лёгких местных авиалиний, сельскохозяйственной, ведомственной авиации простаивает. Налёт на эксплуатируемых лёгких самолётах не превышает нескольких сот часов в год.
В 2003г. Российская гражданская авиация перевезла 29.5 млн. чел, а среднегодовой темп роста пассажиропотока за последние годы составляет 10%, что теоретически делает достижимой задачу удвоить количество пассажиров к 2010г.
Прибыль отрасли в 2003г. достигла 10млрд. руб., и превысила показатель 2002г. на 5%, а доходы составили 160млрд. руб. Однако вся прибыль 2003г. была получена от деятельности всего 10% предприятий и организаций гражданской авиации.
Важным аспектом
анализа рынка авиационной
Существующий в настоящее время парк магистральных пассажирских самолётов в России насчитывает около 1600 магистральных воздушных судов. Этот парк превышает потребный объём перевозок вдвое. Аналогическая ситуация по грузовым самолётам и вертолётам. Парк воздушных судов гражданской авиации России в 1992-1996г. оказался избыточным из-за отсутствия спроса на авиаперевозки. Положение усугубилось после кризиса 1998г.
По данным НИИ гражданской авиации, свыше 45% воздушных судов, обеспечивающих внутренние линии, простаивают из-за отсутствия работы, а на загруженных рейсах, из-за технической неисправности, отсутствием топлива, запасных частей и т.д.