Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:39, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является сравнительный анализ общей и упрощенной систем налогообложения на пример ООО «Мадис».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыты особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при использовании общеустановленной системы налогообложения;
охарактеризованы особенности учета и отчетности при использовании упрощенной системы налогообложения;
проведено сравнение общеустановленной и упрощенной системы налогообложения;
проведен анализ постановки учета и отчетности на ООО «Мадис»;
разработаны предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета на ООО «Мадис».
Введение 3
I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства 6
1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях 6
1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 9
1.3 Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения 15
II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис» 28
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис» 28
2.2 Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере предприятия ООО «Мадис» 31
2.3 Выбор оптимального режима налогообложения на примере ООО «Мадис» 43
III. Пути оптимизации налогообложения малых предприятий 51
3.1 Преимущества применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой налогообложения 51
3.2 Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения 53
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 77
Таким образом, наделение представительных органов субъектов Российской Федерации значительными полномочиями в части реализации на своих территориях упрощенной системы налогообложения создает благоприятные условия для учета региональных особенностей, использования упрощенной системы как действенного механизма стимулирования приоритетных для того или иного региона видов деятельности, вовлечения в предпринимательскую деятельность определенных групп населения, повышения собираемости налогов и сокращения объемов теневой экономики.
В соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» субъектам малого предпринимательства предоставляется право добровольного перехода на данную систему учета. Позитивным моментом при переходе индивидуального предпринимателя на уплату единого налога является то, что предприниматель сможет обстоятельно планировать свои затраты, так как уплачиваемая годовая стоимость патента является для него фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Вместе с тем отметим, что ряд положений Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» нуждается в совершенствовании.
Так, нерешенной, на наш взгляд, остается проблема уплаты НДС предприятиями, имеющими в качестве поставщиков субъекты малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему.
Несмотря на то, что у субъекта малого предпринимательства - поставщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отпускная цена продукции будет ниже вследствие того, что он не является плательщиком НДС, покупатель - посредник его продукции, произведя расчет налога, будет вынужден продавать товар конечному потребителю по более высокой цене, чем покупатель - посредник продукции субъекта малого предпринимательства - поставщика, работающего по общеустановленной системе налогообложения. Это происходит из-за того, что покупатель - посредник, покупая продукцию у предприятия, работающего без НДС, не получает налога на добавленную стоимость, что несколько повышает себестоимость и конечную цену реализуемого товара. Разница в ценах может привести к ситуации, когда посредникам становится невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства.
Аналогичная проблема существует, например, у общественных организаций инвалидов и индивидуальных предпринимателей, с которыми по этой же причине посредникам невыгодно работать.
Необходимо отметить, что ситуацию можно нормализовать, когда субъект малого предпринимательства - юридическое лицо, работающее по упрощенной системе налогообложения, индивидуальный предприниматель или организация, освобожденные от начисления НДС на свою продукцию, осуществляют сотрудничество с такими же юридическими лицами.
Решение проблем может заключаться в использовании следующих методов. Во-первых, субъект малого предпринимательства, работающий по упрощенной системе налогообложения и не являющийся плательщиком НДС, реализуя продукцию, работы, услуги посреднику, может указать величину НДС, которую он «уплатил» в процессе своего производства. Во-вторых, возможно введение налога на добавленную стоимость в упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых налога на добавленную стоимость и единого налога между бюджетами различных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход.
В соответствии с Законом об упрощенной системе, региональные законодатели вправе определять объект налогообложения единым налогом организаций - налогоплательщиков. Выбор совокупного дохода как объекта налогообложения целесообразен с экономической точки зрения, так как учитывает структуру затрат организации и относительную долю добавленной стоимости. Но недостатком показателя совокупного дохода как налогооблагаемой базы можно признать нечеткость формулировки совокупного дохода в тексте Закона и возможность ее произвольного толкования в условиях отсутствия на федеральном уровне нормативного акта, регламентирующего отнесение тех или иных расходов организации на уменьшение совокупного дохода. Так, при определении вычетов из совокупного дохода учитывается стоимость оказанных предприятию услуг. Однако конкретизация видов услуг, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, отсутствует. Остается неясным, относятся ли к ним услуги по рекламе, обучению персонала и так далее, которые при обычной системе налогообложения относят на себестоимость продукции. В этой ситуации возможны такие решения: во-первых, установление различных налогооблагаемых баз в зависимости от видов осуществляемой деятельности, что реализовано, например, в Самарской области, Москве, Московской области; во-вторых, возможно установить комбинированную базу единого налога с введением минимального размера налога в виде определенного процента от валовой выручки, что реализовано в Нижегородской области.
В то же время правила определения самой валовой выручки для торговых организаций в большинстве регионов неоднозначны, вследствие чего у торгующих организаций возникают определенные сложности с уплатой единого налога. Таким образом, целесообразно пересмотреть порядок определения налогооблагаемой базы для торгующих предприятий - плательщиков единого налога на доход.
Закон об упрощенной системе определяет официальный документ, удостоверяющий право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, патент, выдаваемый сроком на один календарный год. При этом в случае неосуществления налогоплательщиком - предпринимателем деятельности в определенные периоды времени в течение «оплаченного» года стоимость патента не пересчитывается и возврату не подлежит. Возможно, следует установить систему пересчета «незадействованной» суммы патента либо определить возможность выдачи патента сроком от квартала и выше в течение финансового года.
Закон не устанавливает каких-либо льгот, предоставив реализовывать социальную функцию налога региональным законодателям. Индивидуальные предприниматели в случае перехода на упрощенную систему налогообложения лишаются ряда льгот, предоставляемые подоходным налогом. При этом Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» дает право субъектам РФ устанавливать льготы по уплате единого налога на доход только для отдельных категорий организаций - налогоплательщиков. Для физических лиц такой льготы Федеральным законом не установлено. Таким образом, для лиц, пострадавших в результате аварии на ядерных объектах гражданского и военного назначения, воинов - интернационалистов и других категорий граждан льготы Федеральным законом не предусмотрены. Что касается обществ инвалидов, то целесообразнее было бы установить льготу по уплате единого налога на доход на уровне, определенном в Федеральном законе, так как именно эта социальная группа является наиболее незащищенной.
Эксперты, анализировавшие действие упрощенной системы налогообложения на экономическое положение налогоплательщиков, выявили закономерность, позволившую сравнить последствия налогообложения двух систем при изменении уровня рентабельности предприятий. Результаты свидетельствуют, что при уровне рентабельности менее 40% упрощенная система налогообложения становится невыгодной; при рентабельности близкой к нулю она становится убыточной. Более того, даже при отсутствии у организации прибыли, налог все равно будет взиматься с той части дохода, которой соответствуют расходы на заработную плату, командировочные расходы, не относимые, как уже упоминалось выше, при упрощенной системе налогообложения к затратам и не вычитаемые из валовой выручки. В то же время при уровне рентабельности выше 40% экономический эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения возрастает с ростом уровня рентабельности. Упрощенная система невыгодна также для организаций, у которых доля материальных затрат в структуре себестоимости относительно невелика. Поэтому прежде чем предприятию решать вопрос о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, необходимо провести экономический анализ, учитывающий его конкретные условия налогообложения, экономические показатели его деятельности и условия соответствующего рынка.
Как известно, регионам предоставлено право установления в зависимости от вида деятельности размера годовой стоимости патента для субъектов упрощенной системы налогообложения, а также сроков ее уплаты. Радикально вопрос решен в Москве - для организаций авансовый платеж в виде стоимости патента отсутствует. Это, несомненно, облегчает стартовые условия для бизнеса, но не побуждает активно вести предпринимательскую деятельность. Как следствие - большое количество предприятий, перешедших на упрощенную систему, но не ведущих в течение длительного времени активной деятельности. Вместе с тем, стоимость патента не должна для большинства предприятий превышать среднего размера платежей большинства типичных предприятий с учетом районных особенностей. Устанавливать высокую стоимость патента может быть целесообразно, если поставлена цель ограничения активности малого бизнеса в определенных секторах экономики или участия в упрощенной системе налогообложения достаточно крупных по обороту или финансовым резервам предприятий.
В сочетании с пониженной ставкой единого налога увеличение годовой стоимости патента может служить целям перераспределения налоговых платежей по бюджетам разных уровней, так как даже если ставка единого налога на доход, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, равна нулю, уплачиваемая годовая стоимость патента для организаций зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум.
Важным этапом совершенствования организации бухгалтерского учета на малом предприятии является возможность самостоятельного выбора системы организации бухгалтерского учета, которая включает рабочий план счетов, регистры б.у., состав и виды применяемых форм первичных документов, систему документооборота и другие учетные процедуры и учитывает специфику финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации (предприятия).
В России проделана большая работа по созданию и рационализации первичных документов, их унификации и стандартизации. Действуют типовые формы первичных документов межотраслевого назначения и порядок их применения.
Помимо этого малое предприятие вправе использовать самостоятельно разработанные первичные документы, содержащие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных операций.
Движение документов от момента составления на предприятии или получение от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называют документооборотом.
Расписание сроков составления, представления и обработки первичных документов, регистрация и группировка учетных данных, прохождение других стадий учетного процесса принято называть графиком документа в учете.
В разработанный график документооборота включается перечень и сроки учетных работ по каждому документу в графике указан исполнитель (составитель), адресат (служба, куда поступают документ) сроки представления и обработки. Выполнение графика движения документов должно контролироваться главным бухгалтером и всеми работниками бухгалтерии.
Отсутствие установленной в учетной политики предприятия системы документооборота является важным негативным фактором, воздействующим на работу предприятия, так как четкий документооборот является основной предпосылкой своевременного получения необходимой информации пользователями, что обусловливает принятие грамотных решений.
Основой организации бухгалтерского учета в организациях и на предприятиях, в том числе и в учреждениях непроизводственной сферы, является документация. Документ подтверждает действительное совершение хозяйственной операции и служит основанием для записей в регистры бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете не может быть сделано ни одной записи без правильно составленного и соответствующим образом оформленного первичного документа -- бумажного или машиночитаемого носителя информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской федерации, суда и прокуратуры (Ст. 9. Федерального Закона «О бухгалтерском учете»).
Документы состоят из отдельных элементов (показателей), которые называют реквизитами (от лат. requisitum -- требуемое, необходимое). Совокупность реквизитов документа предопределяет его форму. Чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов. От полноты и качества оформления документов зависит их доказательная (юридическая) сила, так как они служат свидетельством подтверждением конкретных фактов.
Все реквизиты подразделяются на обязательные и необязательные. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование; код; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Первичные документы должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным -- непосредственно по окончании операции. За достоверность содержащихся в документе данных, доброкачественность его составления ответственность несут должностные лица, подписавшие документ. На документах не должно быть неоговоренных исправлений, а на банковских и кассовых исправления вообще не допускаются, даже оговоренные. Ошибки в документах исправляются зачеркиванием неправильной записи (одной чертой, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и оговариваются подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (Статья 9. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»).
Информация о работе Сравнение упрощенной системы налогообложения и общей