Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:39, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является сравнительный анализ общей и упрощенной систем налогообложения на пример ООО «Мадис».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыты особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при использовании общеустановленной системы налогообложения;
охарактеризованы особенности учета и отчетности при использовании упрощенной системы налогообложения;
проведено сравнение общеустановленной и упрощенной системы налогообложения;
проведен анализ постановки учета и отчетности на ООО «Мадис»;
разработаны предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета на ООО «Мадис».
Введение 3
I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства 6
1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях 6
1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 9
1.3 Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения 15
II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис» 28
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис» 28
2.2 Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере предприятия ООО «Мадис» 31
2.3 Выбор оптимального режима налогообложения на примере ООО «Мадис» 43
III. Пути оптимизации налогообложения малых предприятий 51
3.1 Преимущества применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой налогообложения 51
3.2 Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения 53
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 77
Обе формы, предусмотренные Типовыми рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по обычному Плану счетов для предприятий и Инструкции по его применению. Помимо этой возможности малым предприятиям дается право разработать свой план счетов, который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно, снижает затраты на ведение налогового учета.
Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предложен упрощенный план счетов, который можно применять при ведении бухгалтерского учета на малом предприятии. Он приведен в таблице 2.4.
Данный план счетов является типовым, однако он не является окончательным, т.е. предприятие может вносить в него свои изменения. ООО «Мадис» рекомендуется внести в счет 20 субсчет 20.10 - Материалы. Предприятие, которое одновременно является и торговым и производящим при использовании такого субсчета облегчает ведение бухгалтерского учета при необходимости снятия товаров с продажи в целях производства. При использовании типового плана счетов такой возможности не имеется и подобная операция отражается, как минимум, двумя проводками.
Таблица 2.4
Типовой план счетов для малых предприятий
Раздел |
Наименование счета |
Номер |
Вид деятельности, где преимущественно
применяется |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основные средства и иные внеоборотные |
Основные средства |
01 |
Все виды |
Износ основных средств |
02 |
То же | |
Капитальные вложения |
08 |
-"- | |
Производственные запасы |
Материалы |
10 |
-"- |
Заготовление материалов |
15 |
-"- | |
Налог на добавленную стоимость по |
19 |
-"- | |
Затраты на |
Основное производство |
20 |
-"- |
Брак в производстве |
28 |
-"- | |
Готовая продукция, товары и реализация |
Товары |
41 |
-"- |
Реализация |
46 |
-"- | |
Денежные средства |
Касса |
50 |
-"- |
Расчетный счет |
51 |
-"- | |
Валютный счет |
52 |
-"- | |
Специальные счета в банках |
55 |
-"- | |
Финансовые вложения |
58 |
-"- | |
Расчеты |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
-"- |
Расчеты с бюджетом |
68 |
-"- | |
Расчеты по страхованию |
69 |
-"- | |
Расчеты по оплате труда |
70 |
-"- | |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
-"- | |
Финансовые результаты и использование прибыли |
Прибыли и убытки |
80 |
-"- |
Капитал и резервы |
Уставный капитал |
85 |
-"- |
Добавочный капитал |
87 |
-"- | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
88 |
-"- | |
Кредиты |
Кредиты и другие заемные средства |
90 |
-"- |
Использование упрощенного плана счетов рекомендовано предприятию в любом случае. Даже при использовании упрощенной системы налогообложения, когда законодательство не требует ведения бухгалтерского учета с использованием плана счетов, это имеет свой смысл:
Во-первых, всегда имеется возможность не соблюдения оснований применения упрощенной системы и тогда бухгалтеру придется восстанавливать все счета, весь учет, который не велся, как минимум, год. Это влечет за собой основательные затраты (как времени, так и материальные), кроме того, возможность восстановить все операции далеко не всегда имеется.
Во-вторых, ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов даст возможность расчета основных показателей финансового анализа, что позволит избежать убытков, вовремя принимать обоснованные управленческие решения, выявляя проблемы в момент их зарождения, а не тогда, когда они станут уже видны невооруженным глазом и практически нерешаемы. При использовании других систем налогообложения ведение бухгалтерского учета обязательно. Применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета в этом случае облегчает учет, снижает затраты времени, позволяет не перегружать документы ненужной информацией. Кроме того, возможность составления собственного упрощенного плана бухгалтерского учета позволяет привести бухгалтерский учет в соответствие с особенностями деятельности организации, в частности, совмещения торговой и производственной деятельности.
В качестве учетных регистров при данной форме ведения бухгалтерского учета применяются восемь ведомостей для учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Данный способ ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (см. рис. 2.1).
Рис 2.1 - Порядок заполнения форм бухгалтерского учета с использованием ведомостей
Учетными регистрами при этом варианте являются:
- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (ф. № В-1);
- ведомость учета производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);
- ведомость учета затрат на производство (ф. № В-3);
- ведомость учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);
- ведомость учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);
- ведомость учета реализации (ф. № 6 - оплата) и (ф. № 6 - отгрузка);
- ведомость учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);
- ведомость учета оплаты труда (ф. № В-8).
Для всех указанных выше регистров характерны комбинированные записи. Данные в ведомостях сгруппированы также в аналитическом и синтетическом разрезах. Обобщение данных синтетического учета и контроль за правильностью осуществления записей в ведомостях (ф. 1-6) осуществляется путем составления в конце месяца регистра ведомости шахматной формы (ф. № В-9). В шахматную ведомость из ведомостей учета заносят обороты по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом разных счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и
кредитовых оборотов свидетельствует о правильности и полноте отражения операций в ведомостях текущего учета.
Рис. 2.2 - Форма бухгалтерского учета с ведением ведомостей
Шахматная ведомость (ф. № В-9) служит основанием для составления оборотной ведомости. Фирма бухгалтерского учета с использованием ведомостей представлена на рис. 2.2.
Применение рекомендованной формы ведения бухгалтерского учета не принесет фирме дополнительных затрат, но в то же время поможет решить насущные проблемы, особенно важные в малом бизнесе (управленческий учет, регулирование эффективности деятельности организации).
III. Пути оптимизации налогообложения малых предприятий
3.1 Преимущества применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой налогообложения
Самые серьезные проблемы «упрощенки» связаны с НДС. Во-первых, в некоторых случаях организации, перешедшие на упрощенную систему, этот налог все-таки платят. Речь идет об НДС, взимаемом на таможне со стоимости импортных товаров, - от таможенного НДС «упрощенка» не освобождает (п.2 ст.346.11 Налогового кодекса РФ).
Во-вторых, фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с «упрощенными» фирмами значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Поясним это на примере.
Пример 1. ООО «Мадис», перешедшее на упрощенную систему, купило у ЗАО «Фейерверк» партию краски за 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). Затем краска была перепродана ОАО «Петарда» с торговой наценкой в 25 процентов за 150 000 руб. Эта цена сложилась из:
- покупной стоимости краски без НДС - 100 000 руб.;
- «входного» НДС, который ООО «Мадис» не может принять к вычету, поскольку освобождено от уплаты этого налога, - 20 000 руб.;
- торговой наценки - 30 000 руб. (120 000 руб. x 25%).
В свою очередь ОАО «Петарда» реализовало краску с такой же торговой наценкой - 25 процентов. При этом цена его реализации составила 225 000 руб., в том числе:
- 150 000 руб. - покупная цена краски;
- 37 500 руб. (150 000 руб. x 25%) - торговая наценка;
- 37 500 руб. ((150 000 руб. + 37 500 руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
В данном случае ОАО «Петарда» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 37 500 руб.
Теперь предположим, что ООО «Мадис» не работает по «упрощенке» и платит НДС. Тогда «входной» НДС - 20 000 руб. - принимается к зачету. Цена, по которой краску продали ОАО «Петарда», составляет 150 000 руб., в том числе:
- 100 000 руб. - покупная стоимость краски без НДС;
- 25 000 руб. (100 000 руб. x 25%) - торговая наценка;
- 25 000 руб. ((100 000 руб. + 25 000 руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
ОАО «Петарда» приняло к вычету «входной» НДС (25 000 руб.) и реализовало краску за 187 500 руб., в том числе:
- 125 000 руб. (150 000 - 25 000) - покупная цена краски без НДС;
- 31 250 руб. (125 000 руб. x 25%) - торговая наценка;
- 31 250 руб. ((125 0000 руб. + 31 250 руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
В такой ситуации ОАО «Петарда» продает товар дешевле (187 500 < 225 000), что, безусловно, способствует его скорейшему сбыту. А, кроме того, платит в бюджет НДС в сумме 6250 руб. (31 250 - 25 000). Это на 31 250 руб. (37 500 - 6250) меньше, чем в том случае, когда ООО «Мадис» работает по «упрощенке».
Скажем еще о третьей проблеме с НДС. Она возникает непосредственно в тот момент, когда фирма переходит на «упрощенку».
Речь пойдет о зачтенном «входном» налоге по товарам, которые куплены до, а проданы после перехода. Налоговики требуют этот НДС восстановить и уплатить в бюджет. Точно так же, по мнению налоговых органов, следует поступать и с «входным» НДС по материалам, переданным в производство после перехода на «упрощенку», и с налогом, приходящимся на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Довод налоговиков такой: товары (материалы, основные средства и т.д.) использованы в деятельности, не облагаемой НДС.
Разумеется, с такими требованиями можно поспорить. Аргумент состоит в следующем. В Налоговом кодексе РФ нет указания на то, что фирма, перешедшая на упрощенную систему, обязана уплатить в бюджет НДС, ранее принятый к вычету. Более того, Кодекс предусматривает лишь один случай, когда организация, работающая по «упрощенке», обязана уплатить НДС. Так поступить следует, если покупателю был выставлен счет-фактура с выделенной в нем суммой налога (п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ).
Кстати, последнее время с такой аргументацией все чаще соглашаются арбитражные суды. Вот всего лишь один пример, когда предприятие, не захотевшее восстанавливать «входной» НДС, одержало победу в споре с налоговиками - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2003 г. №А56-9429/0333.
3.2 Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения
Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса. Исходя из важности для экономики России развития малого бизнеса можно сказать, что время подтвердило своевременность введения в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности - закон не новый.
Предполагалось, что упрощенная система обеспечит два основных преимущества: минимизацию бухгалтерской документации, так как вместо совокупности бухгалтерских документов, применяемых для определения финансового состояния предприятия и исчисления налогов, ведется только Книга учета доходов и расходов. Кроме этого, происходит сокращение числа налоговых платежей, так как уплата ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на субъекты предпринимательской деятельности с численностью работающих до 15 человек независимо от вида деятельности.
Принято условие, что субъекты малого предпринимательства смогут переходить на упрощенную форму учета лишь тогда, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применение именно этой системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
УСН имеет и существенные недостатки:
не предоставляет возможности быть плательщиком НДС. Поэтому налогоплательщики, которые работуют с покупателями и заказчиками, нуждающимися в продукции, облагаемой НДС, несут очень высокую налоговую нагрузку, либо вынуждены снижать цены или же отказаться от применения УСН;
доходы и расходы определяются только кассовым методом. При этом авансы включаются в доходы, что делает очень невыгодным примененеие УСН организациями, получающими большие суммы авансов на длительный срок;
список расходов ограничен, и в него не попали многие из тех, которые могут составлять значительные суммы: коммунальные платежи, бухгалтерские, юридические, консальтинговые услуги и др.;
слабая проработка глав 26.2 НК РФ, нормы которой не содержат ответов на некоторые вопросы. Отдельные положения иногда противоречивы, неточны и неясны;
спорность вопроса в отношении необходимости при переходе на УСН восстановить и уплатить в бюджет НДС, который был принят к вычету до перехода на УСН по материалам и товарам, отпущенным в производство (реализованным) после перехода на УСН;
невозможность принять в расходы убыток, полученный при применении общей системы налогообложения.
Несмотря на указанные недостатки УСН, которые иногда могут привести к отказу от применения этой системы, она тем не менее выгодна большому кругу хозяйствующих субъектов и рекомендуется переходить на нее даже тогда, когда выигрыш от экономии на налогах не является достаточно очевидным.
Применение упрощенной системы налогообложения в определенной степени устраняет такой барьер для входа в предпринимательскую деятельность, как сложная дорогостоящая система налогообложения, учета и отчетности. Ведь сумма единого налога на доход, причитающаяся к уплате за отчетный период, либо уплата части стоимости патента для индивидуальных предпринимателей не является авансовым платежом, а вносится по истечении отчетного периода.
Упрощенная система важна как инструмент государственной политики в отношении малого предпринимательства с точки зрения обеспечения наиболее полного сбора налогов с субъектов малого бизнеса.
Федеральным законом установлена возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять вместо объектов и ставок налогообложения расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям - представителям. Такое же право дано в отношении льготного порядка уплаты единого налога для отдельных категорий плательщиков. Аналогично устанавливается объект обложения единым налогом, пропорции распределения налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Субъектам РФ предоставлено право устанавливать в зависимости от вида деятельности размер годовой стоимости патента для субъектов упрощенной системы налогообложения, а также сроки ее уплаты, устанавливать размер штрафа за утерю патента.
Информация о работе Сравнение упрощенной системы налогообложения и общей