Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы спроса;
- раскрыть теоретические основы предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие, цену равновесия.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
В первой главе мы описали теоретические основы спроса, во второй главе раскрыли теоретические основы предложения. В третьей главе рассмотрели рыночное равновесие, цену равновесия и проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.
Введение 3
1. Теоретические основы спроса 5
1.1. Спрос и закон спроса 5
1.2. Неценовые факторы изменения спроса 8
1.3. Эластичность спроса 10
2. Теоретические основы предложения 15
2.1. Предложение и закон предложения 15
2.2. Неценовые факторы изменения предложения 16
2.3. Эластичность предложения в различные временные периоды 19
3. Рыночное равновесие. Цена равновесия 23
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена 23
3.2. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 25
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Рис.3.
Кривая предложения
Наиболее очевидное объяснение прямой зависимости величины предложения от цены заключается в следующем: высокая цена позволяет получать и более высокие доходы от производства и реализации данного товара. Это дает возможность наращивать производство и одновременно является стимулом для такого наращивания.
Таким
образом, предложение, как и спрос,
есть особая, самостоятельная сфера
рыночной экономики. Она имеет свою
экономическую логику поведения
ее участников.
2.2. Неценовые
факторы изменения предложения
Величина предложения, как и величина спроса, может изменяться также под влиянием неценовых факторов.
Изменение
величины предложения под влиянием
неценовых факторов представлено в
таблице 4.
Таблица 4.
Изменение величины предложения под влиянием неценовых факторов
Цена за единицу товара (ден. ед.) | Величина предложения
(ед. товара а год) |
Величина предложения
(ед. товара в год) |
Величина предложения
(ед. товара в год) |
10 | 7,5 | 10 | 5 |
8 | 6,5 | 9 | 3,5 |
6 | 5 | 8 | 2 |
4 | 3 | 6,5 | 0 |
2 | 0 | 4,5 | 0 |
Источник:
Хорошун, К.Н. Микроэкономика. Минск. 2005.
– 14 с.
Первые
две колонки воспроизводят
На динамику величины предложения кроме цен могут влиять следующие факторы:
1. Цена на ресурсы. Существует тесная связь между издержками производства товаров и предложением этим товаров. Снижение цен на ресурсы снижает и издержки производства. Поэтому при неизменной цене на производимые товары их будет произведено и предложено больше. Это приведет к смещению кривой предложения вправо. И наоборот, если цены на ресурсы повысятся, то предложение товаров сократится, а кривая предложения сдвинется влево.
2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы.
3. Государственная политика налогообложения и дотаций. Повышение налогов увеличивает издержки производства, а, следовательно, уменьшает предложение. Напротив, дотации государства на производство какого-либо товара ведут к снижению издержек. Следствием этого является увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо.
4. Изменение цен на другие виды продукции. Если, например, увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы, остается прежней, то предложение пшеницы уменьшится, а кукурузы – увеличится. В таком случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.
5. Ожидаемое изменение цены продукции. Здесь возможны различные варианты. Например, при ожидании роста цен фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок. С другой стороны, ожидание предстоящего повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6.
Изменение числа
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов обуславливает смещение кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения) [5, C.26].
Таким образом, понятие «изменение предложения» может означать:
1.
Изменение величины
2.
Изменение предложения под
В
первом случае принято оговорить
об изменении «величины
2.3. Эластичность
предложения в различные
временные периоды
Предложение,
как и спрос, может быть «эластичным»
и «неэластичным». Коэффициент эластичности
предложения по цене рассчитывается по
аналогичной формуле коэффициента ценовой
эластичности спроса:
(6)
где, - эластичность предложения по цене;
- разность между исходной и конечной величиной предложения;
- разность между исходной и конечной ценой.
Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины предложения, то такое предложение называют «эластичным». Напротив, если даже значительное изменение лишь немного изменяет величину предложения, то такое предложение считается «неэластичным».
Если
коэффициент эластичности больше единицы,
то предложение считается
Наиболее существенным моментом при анализе эластичности предложения является учет фактора времени. Если спрос может изменяться моментально, то для того, чтобы изменилось предложение, необходимо время. Реакция предложения на изменение цены в значительной степени зависит от продолжительности периода времени, в течение которого она происходит. Поэтому выделяют мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие [7, C.96].
Если рассматривать какой-то момент времени, то для него
предложение является фиксированной величиной. Даже увеличение спроса и рост цен в этот момент не могут привести к увеличению предложения.
Кривая предложения (SS) в данный момент будет перпендикулярна оси абсцисс, т.е. абсолютно неэластичной. Увеличение уровня спроса (от DD к D1D1) повысит цену (от Р1 к Р2), но это не приведет к росту предложения.
Мгновенное равновесие представлено на рис.4.
Рис.4.
Мгновенное равновесие
Для каждой отрасли период времени, в течение которого рост цены не вызывает увеличения предложения, индивидуален. В производстве многих видов сельскохозяйственной продукции таким периодом является год. К тому же объемы производства, при прочих равных условиях, определяются решениями, принятыми в начале года.
Под
краткосрочным периодом понимается
такой отрезок времени, в течение
которого можно увеличить выпуск
продукции при имеющихся
В таких условиях увеличение уровня спроса (от DD к D1D1) также вызывает рост цен, однако в меньшей степени, чем при мгновенном равновесии. Это связано с тем, что предложение успело увеличиться, хотя и незначительно.
Краткосрочное равновесие представлено на рис.5.
Рис.5.
Краткосрочное равновесие
Долгосрочный период – это отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей. В этот период предложение наиболее эластично. Рост цены здесь меньше, чем в предыдущих случаях, а прирост предложения является максимальным. Если в коротком периоде наибольшее воздействие на поведение цены оказывает изменение спроса, то в длительном периоде цена изменяется в основном под воздействием предложения.
Долгосрочное равновесие представлено на рис.6.
Рис.6.
Долгосрочное равновесие
Для производителей важно правильно оценить эластичность предложения. Для них наиболее привлекательна ситуация неэластичного предложения. Такая ситуация гарантирует стабильность производства при резком снижении цены. Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ – искусственное ограничение объема производства, а, следовательно, и величины предложения.
Но это возможно лишь при двух условиях:
а) монопольное положение данного производителя на рынке, т.е. отсутствие конкурентов;
б) отсутствие товаров-заменителей (субститутов).
Таким
образом, для каждой отрасли период времени,
в течение которого рост цены не вызывает
увеличения предложения, индивидуален.
3. Рыночное
равновесие. Цена равновесия
3.1.
Рыночное равновесие
спроса и предложения.
Равновесная цена
Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения.
График рыночного равновесия спроса и предложения представлен на рис.7.
Рис.7.
График рыночного
равновесия спроса и
предложения
На рис.7. показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а
продавцы согласны продать.
Точка пересечения Е - это точка равновесия спроса и предложения.
Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Ре, по которой будет продаваться Qe товаров на данном рынке в каждый данный момент времени.
В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие - это такое состояние рынка, при котором Qd =Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd > Qs) или излишек товаров на рынке (Qs < Qd).