Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы спроса;
- раскрыть теоретические основы предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие, цену равновесия.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
В первой главе мы описали теоретические основы спроса, во второй главе раскрыли теоретические основы предложения. В третьей главе рассмотрели рыночное равновесие, цену равновесия и проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.
Введение 3
1. Теоретические основы спроса 5
1.1. Спрос и закон спроса 5
1.2. Неценовые факторы изменения спроса 8
1.3. Эластичность спроса 10
2. Теоретические основы предложения 15
2.1. Предложение и закон предложения 15
2.2. Неценовые факторы изменения предложения 16
2.3. Эластичность предложения в различные временные периоды 19
3. Рыночное равновесие. Цена равновесия 23
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена 23
3.2. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 25
Заключение 31
Список использованной литературы 34
долгоиграющие пластинки.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей
обуславливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса
влево.
3. Рост и снижение доходов населения. Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называется товарами «высшей категории» или «нормальными товарами». Они могут относиться как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами, называется товарами «низшей категории».
4. Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие товары. Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар.
5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышения цен или увеличения доходов могут побудить потребителей к увеличению покупок и уменьшению ограничений на текущие расходы. И наоборот, возможное понижение цен или уменьшение доходов могут побудить потребителей к уменьшению покупок и увеличению ограничений на текущие расходы.
Пример влияния на величину спроса неценовых факторов представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Влияние на величину спроса неценовых факторов
Цена за единицу товара (ден. ед.) | Величина спроса (ед. товара а год) | Величина спроса (ед. товара в год) | Величина спроса (ед. товара в год) |
10 | 2 | 5 | 0 |
8 | 3 | 7 | 0,5 |
6 | 5 | 10 | 2 |
4 | 8 | 14 | 4 |
2 | 12 | 19 | 7 |
Источник: Хорошун, К.Н. Микроэкономика. Минск. 2005. – 9 с.
Первые две колонки показывают величину спроса на товар в зависимости от цены данного товара. Но величина спроса может изменяться и независимо от цены. При этой же самой цене возможно как возрастание (3-я колонка), так и падение (4-я колонка) спроса на данный товар.
По данным таблицы можно построить график изменения спроса.
График изменения спроса представлен на рис.2.
Рис.2.
Влияние на величину
спроса неценовых
факторов
При увеличении спроса под воздействием неценовых факторов кривая спроса смещается вправо D1D1, а при уменьшении спроса – влево D2D2.
Таким
образом, «изменение спроса» может
быть как результатом изменения
цены, так и результатом неценовых факторов.
Изменение спроса в результате изменения
цены графически объясняется как движение
по кривой спроса. Изменение спроса при
неизмененных ценах выглядит как сдвиг
самого спроса. Для различения этих ситуаций
в первом случае говорят об изменении
«величины спроса», а во втором случае
– об изменении «спроса».
1.3.
Эластичность спроса
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она
показывает
интенсивность влияния цен
Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.
Если величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (в нашем примере на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называется спросом единичной эластичности. Если величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.
Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах.
Эластичность
спроса по цене определяется отношением
процентного изменения величин спроса
(объема спроса) к процентному изменению
цены. Она рассчитывается по следующей
формуле:
где, - эластичность спроса по цене;
- разность между исходной и конечной величиной спроса;
- разность между исходной и конечной ценой.
Полученное в результате деления число называется коэффициентом эластичности. Если, например, увеличение цены на 100% приведет к сокращению объема продаж на 50%, то коэффициент эластичности будет равен 0,5 (50% / 100%). Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спрос единичной эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен.
Вместе с тем было замечено, что увеличение или уменьшение величины спроса и цены на одну и ту же величину (в физических и денежных единицах соответственно) приводит к разному их изменению в процентом соотношении. А поскольку эластичность спроса определяется как раз процентным изменением объема спроса и цены, то неизбежно возникают разночтения при определении ее действительной величины. Чтобы избежать неопределенности, экономисты стали использовать средние арифметические значения от исходных и конечных значений объема спроса и величины цены. Поэтому формула для определения эластичности спроса стала выглядеть следующим образом:
Например,
при цене 10 руб. за единицу товара
величина спроса составляла 80 единиц.
При повышении цены до 15 руб. величина
спроса сократилась до 60 единиц. Эластичность
спроса по цене в этом случае будет
равна:
Представим
теперь обратную ситуацию. При цене
15 руб. за единицу товара величина спроса
составила 60 единиц. При понижении
цены до 10 руб. величина спроса увеличилась
до 80 единиц. Эластичность спроса по цене
в этой ситуации составит:
Таким
образом, в обоих случаях изменение
цены и величины спроса в абсолютных
цифрах одно и то же (5 руб. и 20 единиц).
Однако коэффициент эластичности в первом
случае составил 0,5, а во втором – 1,0, так
как процентное изменение цены и величины
спроса неодинаково. Если же использовать
средние арифметические величины, то эластичность
спроса будет равна:
Поскольку изменения величины спроса и цены разнонаправлены, то результат всегда будет иметь знак минус. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.
В случае абсолютной неэластичности кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси (ординат), а в случае абсолютно эластичного спроса она будет параллельна оси абсцисс.
Таким образом, ценовая эластичность спроса позволяет сделать ряд практических выводов:
1. Эластичность спроса оказывает влияние на объем общей выручки от продажи данного количества товара. Не всегда увеличение цены на товар означает рост выручки от его продажи. Сокращение спроса может быть настолько значительным, что суммарная выручка понизится, так как при эластичном спросе цена товара и объем его продажи изменяются в противоположных направлениях. В ряде случаев снижение цены может вызвать такой рост спроса, что суммарная выручка увеличится.
2. При неэластичности спроса общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара: при увеличении
цены она растет, а при уменьшении - падает.
3. Если спрос отличается единичной эластичностью, то выручка остается прежней.
4. Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т.е. чем менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов на его потребление в бюджете потребителя.
5. При неэластичности спроса продавец не склонен снижать цены, так как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Зная это, производитель всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса и пытается «перевести» эластичный спрос в неэластичный спрос путем искусственного ограничения производства. Это позволяет ему иметь стабильный спрос при высокой цене.
6. Высокоэластичный спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
7.
Экономический прогресс
2.
Теоретические основы
предложения
2.1.
Предложение и
закон предложения
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена.
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения. Его сущность состоит в том, что величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.
Зависимость
величины предложения от цены представлена
в таблице 3.
Таблица 3.
Зависимость величины предложения от цены
Цена за единицу товара (ден.ед.), +Р | Величина предложения (ед. товара в год), Q |
10 | 7,5 |
8 | 6,5 |
6 | 5 |
4 | 3 |
2 | 0 |
Источник:
Хорошун, К.Н. Микроэкономика. Минск. 2005.
– 14 с.
Если данные таблицы 3 перенести на график, то полученная кривая линия будет иметь положительный наклон.
Кривая предложения представлена на рис.3.