Способы регулирования рынка в современных развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение приемов и способов регулирования рыночной экономики, применяемые в развитых странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
3 ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 82.13 Кб (Скачать)

Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование  представляет собой осознанную и  волевую деятельность, то саморегулирование совершается само собой, как бы автоматически. Оно осуществляется главным образом через механизмы совершенной конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется же посредством определенной человеческой деятельности. Хотя регулирование и саморегулирование рынка противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже существуют, взаимопереплетаются. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена используются некоторые рычаги его автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя какие-то координирующие действия людей. Например, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать, прежде всего, государство.7

В регулировании  объективно нуждаются любые социальные явления, иначе они погрузятся в хаос. А в таких условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремится уменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего также требуется определенная координация действий.

Необходимость регулирования рынка обусловлена и рядом других причин:

    1. Рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшим образом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственно влиять на степень социальной стабильности.
    2. У рынка издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорирование моральных норм и т.п. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминогенные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок.
    3. Упорядоченность рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации и т.п.

         Потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо более разнообразными и масштабными.

Необходимость регулирования резко возрастает также в период становления развитого  рынка. В таких условиях особенно важен фактор согласования, упорядочения.

Как необходимость, так и возможность регулирования  рынка в большей мере возникает  при развитом капитализме, поскольку  именно в этой формации рынок достигает  наибольшей зрелости и наибольшего  распространения. Кроме того, здесь  появляются специальная наука об управлении, квалифицированные менеджеры, эффективные технические средства управления.8

В мировой  экономической литературе управление товарным производством и обменом  наиболее обстоятельно исследовал английский ученый Д. Кейнс (1883–1946). Главным образом под влиянием разрухи, вызванной Первой мировой войной, и экономического кризиса 1929–1933 гг. он пришел к заключению, что стихийное, автоматическое развитие хозяйства в дальнейшем не может быть успешным. Отсюда он сделал вывод о необходимости государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего обеспечения эффективного спроса на товары. Взгляды Д. Кейнса и сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. Для того чтобы понять суть координации рыночных отношений, необходимо выделить и обрисовать ее важнейшие стороны и черты, которые присущи современной экономике. Среди них можно выделить9:

  1. Обеспечение рыночным отношениям определенной социальной ориентации. В настоящее время растущее обобществление производительных сил объективно вызывает все большую социализацию экономических отношений. Этому же в неменьшей мере способствует процесс глобализации всей общественной жизни. Постепенно формируются условия для развития коллективной и общественной собственности. В связи с этим возникает потребность осознанно направлять товарно-денежный обмен все более в интересах широких слоев трудящихся.
  2. Выявление и поддержание важнейших пропорций рыночной сферы. Речь идет о соотношениях между объемами товарного производства и обращения, спросом на товары и их предложением, спросом и наличным товарным ассортиментом, товарной и денежной массой, динамикой товарной массы и развитием торговой сети т.п. Причем целенаправленное обеспечение подобных пропорций требуется и на макро -, и на микроуровне.
  3. Выбор наиболее эффективных организационных форм упорядочения рыночных отношений. Конкретнее говоря, речь идет о выборе эффективных форм торговли (в ее широком понимании). Это можно назвать организационно-хозяйственной чертой в регулировании рынка. Чтобы применить нужные способы торговли, чаще всего бывает достаточно простого здравого смысла и элементарных математических расчетов, несложных социологических обследований.
  4. Выделение и реализация различных приоритетов в развитии рыночной сферы. Среди них на первое место надо поставить социальные приоритеты. Так, для современных стран с очень крупной хронической безработицей преимущественное значение имеет регулирование рынка труда. Также следует иметь в виду структурные приоритеты, т.е. соблюдение, поддержание тех пропорций в сфере обращения, которые особенно важны для ее развития в данной стране в данное время. Наконец, управление рыночными отношениями включает учет организационных приоритетов, под которыми необходимо понимать применение наиболее эффективных форм и методов собственно торговли, найма рабочей силы, банковской и биржевой деятельности, а также рациональных способов территориального размещения подобных учреждений.

Таковы  основные черты процесса регулирования  рыночных отношений. Нетрудно заметить, что в целом они призваны обеспечивать и социальную, и хозяйственную  эффективность рынка.

 

2.2 Субъекты  и объекты регулирования рынка

 

Субъекты  рынка – важнейшие участники  регулирования рынка. Среди них можно выделить:

  • государство и его основные органы;
  • крупные собственники;
  • общественные организации;
  • трудовые коллективы;
  • международные объединения.

Государство – наиболее очевидный и постоянный участник регулирования рынка, поскольку  оно обладает общенациональной политической властью, опирается на крупный сектор в народном хозяйстве страны, располагает  необходимыми научными и организаторскими кадрами, в состоянии создать  материально-техническую базу для  эффективного управления.

Идея  о важной роли государственной власти по отношению к рыночной экономике  далеко не нова. Как уже отмечалось, обстоятельное теоретическое обоснование  она получила в 30-е годы прошлого столетия в работах английского экономиста Д. Кейнса и его последователей в различных странах.

Подобной  позиции придерживаются многие современные  западные экономисты и социологи. Так, американский ученый В. Леонтьев утверждает, что формировать и развивать  рынок можно лишь под контролем  государства. Другой крупный экономист  Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства от активного регулирования народного хозяйства был бы губительным шагом даже для такой мощной страны, как Соединенные Штаты; кстати говоря, автор этих слов сам практически участвовал в жесткой координации цен в период президентства Ф. Рузвельта10. Создатели известного учебника по экономике П. Самуэльсон и В. Нордхаус утверждают, что развивать рыночную экономику без участия властных структур все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.11. Государственному влиянию на воспроизводственный процесс американские ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю посвятили в своем учебнике «Экономикс» несколько специальных глав. Некоторые японские исследователи видят главную причину современного процветания их страны в удачном сочетании рыночных механизмов и твердой хозяйственной политики.12

По сравнению  с государством крупные собственники являются более глубинным, скрытым, но более весомым субъектом регулирования рынка.

Господствующие  группы собственников осуществляют свои регулирующие функции чаще всего  через деятельность государства, его  различных органов, политических партий страны. Так, в современных условиях монополистическая буржуазия США  побуждает властные структуры согласовывать  в ее интересах рыночные отношения  при помощи двух ведущих партий –  республиканской и демократической. В Германии подобную посредническую миссию выполняют чаще всего христианские и свободные демократы.

Однако  крупнейшие собственники стремятся  использовать государство для регулирования  товарно-денежного обмена также  через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических  организаций (объединение большого бизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовываются  любые значительные решения, прежде всего в хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые  встречи президента и парламентских  лидеров с Национальной организацией промышленников.13

Нередко общественные организации тоже являются участниками упорядочения рыночных отношений. Среди них наибольшую роль в данном процессе играют профессиональные союзы. В настоящее время действуют  не только национальные, но и международные  профцентры, крупнейшими среди которых  являются Всеобщая федерация Профсоюзов, Международная организация свободных  профсоюзов, Всемирная конфедерация труда. В области рыночных отношений  они обязаны оказывать влияние  преимущественно на цены товаров  массового потребления, уровень  заработной платы, качество и масштабы розничной торговли, жилищно-коммунальные тарифы и т.п.

Все большее  участие в регулировании рыночных отношений принимают такие общественные организации, как союзы потребителей. В 1961 г. был создан Всемирный союз потребителей, в котором к началу 90-х годов насчитывалось 184 объединения  из 80 стран. Он имеет своих представителей в ряде других международных организаций, в том числе в ЮНЕСКО. Деятельность потребительских обществ способствует укреплению и развитию преимущественно розничной торговли. Это осуществляется посредством защиты (вплоть до судебной) прав потребителей товаров широкого спроса.

Следующим субъектом регулирования рынка  являются трудовые коллективы – относительно сложившийся персонал предприятий, организаций, учреждений. Их роль фактически состоит в том, чтобы направлять регулирование рынка в интересах  широких слоев населения, т.е. способствовать росту прежде всего коллективного и трудового личного достояния. При этом ведущее место принадлежит работникам производственной сферы ибо они способны непосредственно координировать материальную основу обмена – производство товаров. Инвестиционных затруднений не испытывает подавляющее большинство зарубежных фирм, находящихся в собственности своих работников. Такова в том числе деятельность американских предприятий по программе ЭСОП, а также испанского оперативного объединения Мондрагона.14

Международные Объединения тоже участвуют в  регулировании рыночных отношений. Сюда входят транснациональные предпринимательские  союзы и межгосударственные учреждения. Они фактически занимаются координацией рыночных отношений в глобальных масштабах. К середине 90-х годов  XX в. насчитывалось уже около 40 тыс. ТНК с почти 200 тыс. филиалов. Они имели достаточные возможности, чтобы активно регулировать объемы и движение международного и национальных рынков: в их распоряжении была треть всех мировых производственных фондов, они контролировали производство свыше 40% мирового ВВП и более 50% мирового торгового оборота. Роль ТНК еще более возрастает в процессе глобализации.

В XX в. возникли и разнообразные межгосударственные организации. Так, после Первой мировой войны победившие страны создали Международную торговую палату, целью которой официально стала координация хозяйственного (особенно торгового) взаимодействия между ними. Возникновение подобных образований активизировалось после Второй мировой войны, в основном они создавались под эгидой ООН: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная организация труда и др. Кроме того, такие объединения возникали и вне рамок OOН Крупнейшим среди них стала Всемирная торговая организация (ВТО). Появилось немало региональных (в основном экономических) межгосударственных объединений, в том числе Европейское сообщество, АСЕАН, Ассоциация американских стран и др. Сложился и неформальный союз наиболее развитых буржуазных государств типа знаменитой «семерки».15.

Чтобы участники  упорядочения рыночных отношений могли  эффективно выполнять свое предназначение, им необходимо как-то взаимодействовать, согласовывать свои практические шаги. Иначе не исключена длительная разнонаправленная  деятельность, даже конфронтация, отчего позитивное регулирование рынка  вряд ли достижимо. Основой взаимодействия субъектов рыночного регулирования  должно стать рациональное сочетание  их побудительных мотивов.

Инициатором названного сотрудничества, в известном  смысле партнерства, могут выступать прежде всего государственные органы, особенно хозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических странах. Подобная роль вполне подходит также для правящих партий.

Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования  могут быть достаточно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций, временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместное согласование узловых вопросов и т.п. Так, во Франции по конституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третья часть членов назначается правительством, а остальные представляют различные слои общества. Совет является самостоятельным органом, официально независимым от исполнительной и законодательной власти. Главная его задача – обеспечить участие всех активных сил страны в экономической жизни, помочь правительству в реализации его политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять лет персональный состав Совета обновляется.

Очевидно, что наиболее общим объектом регулирования  служит сам рынок, представляющий систему  определенных экономических отношений. Ее и надо считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.

Информация о работе Способы регулирования рынка в современных развитых странах