Способы регулирования рынка в современных развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение приемов и способов регулирования рыночной экономики, применяемые в развитых странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
3 ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 82.13 Кб (Скачать)

К системе  рыночных отношений относятся взаимодействия между продавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов  и внутри группы покупателей. На координацию  данной совокупности отношений прежде всего и должно быть направлено регулирование рынка. К объектам регулирования можно отнести16:

  • Структурные разновидности рынка. Объектами регулирования могут быть все структурные разновидности рынка. К ним относятся прежде всего типы рынка: неразвитый и развитый, свободноконкурентный и монополистический рынок, его формационные разновидности и т.д. Одни из типов рынка, как правило, в меньшей мере подвержены координации (неразвитый и свободноконкурентный), другие – в большей мере (развитый, капиталистический). Тем самым они в разной степени служат объектами регулирования. При регулировании типов и структурных форм обмена фактически согласовываются отношения между людьми (между продавцами и покупателями, внутри этих групп), но уже в особых, частных сферах.
  • Движение товаров и денег. На рынке, как известно, участвуют не только люди, их объединения, но и определенные вещи, а именно – товары и деньги. Их обращение тоже должно подвергаться упорядочению, и, следовательно, тоже становится объектом рыночного регулирования. Движение товаров в большей мере и более непосредственно координируется продавцами, движение денежных масс – покупателями. Эти процессы тесно связаны с предложением товаров и спросом на них.
  • Торговля и ее формы. Несмотря на рассмотренные рыночные объекты, подлежащих регулированию, их количество все же этим не ограничивается. Существуют еще наиболее внешние, наиболее конкретные процессы, в которых все только что отмеченные факторы находят свое конечное проявление и на которые непосредственно направлена координирующая деятельность людей. В общем плане речь идет о торговле как таковой (в ее широком понимании). В свою очередь этот внешний объект управления подразделяется на некоторые более частные виды:
  • собственно торговля;
  • сфера услуг;
  • общественное питание;
  • банковская система;
  • биржевая деятельность;
  • страховое дело;
  • информационно-консультативная служба и т.п.

У каждой из перечисленных сфер тоже есть свои особенности регулирования. Скажем, собственно торговля или купля-продажа  услуг могут успешно координироваться посредством обычного ценообразования, банковская деятельность – с помощью  изменений величины ссудного процента, биржевые операции – путем влияния  на курс ценных бумаг.

В конечном же счете, в повседневной практике внешние  объекты регулирования выступают  в виде конкретных предприятий и  организаций рыночной сферы. Функционирование подобных объектов соответствующие  структуры и даже отдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубинных и более масштабных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли вообще.

Рассмотрев  основные черты регулирования экономики, можно сделать ряд выводов:

  1. Регулирование экономики – это процесс, направленный на создание правовых условий для ведения бизнеса, защита прав и гарантий всех участников рынка, соблюдение принципов рыночной экономики (например, принцип конкурентности), защита социальной сферы граждан.
  2. К причинам необходимости регулирования можно отнести: неспособность рынка справляться с социальными проблемами; появление «теневого» сектора экономики, криминального мира; усиление влияния глобализации экономики.
  3. Современная рыночная экономика имеет ряд особенных черт, среди которых выделяются: социальная направленность регулирования, соблюдение оптимальных соотношений между различными отраслями, выделение различных приоритетов в развитии экономики, приданию ей характера долгосрочного развития.
  4. К субъектам регулирования экономики относятся государство, крупные собственники производства, общественные организации, международные объединения, трудовые коллективы.
  5. К объектам регулирования можно отнести разновидности рынка, движение денег и товаров, формы торговли и деятельности участников рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3 ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ    МИРЕ

 

Прежде  всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы – это разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс.

Формы регулирования  рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости  от субъектов упорядочения товарно-денежного  обмена.

Наиболее  распространенной и наиболее очевидной  из этих форм является государственное  регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи  определенных товаров (в том числе  различных услуг), упорядочение продовольственных  рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и  т.п. Особое значение приобретает государственная  координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих  юридических актов и специальных  служб.17

Исключительно важную роль играет предпринимательское  регулирование рынка, т.е. воздействие  на товарно-денежный обмен со стороны  собственников средств производства и обращения. Это в данном случае хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы.18

Все большее  распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму  осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность  здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается  обычно в интересах широких слоев  населения.

Следующая из рассматриваемых форм – международная  координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными  специфическими чертами являются преследование  интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.

Еще более  многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного  регулирования. Речь идет прежде всего об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).19

Для хозяйственной  практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому  на их характеристике необходимо остановиться подробнее. Рассмотрим методы регулирования  рынков в обобщенном и систематизированном  виде.

1.Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д.20 Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной  базе. Прежде всего речь идет о тех актах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них, как пример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.

Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных  условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно  применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.21

Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления и внутри предприятий и учреждений.

Административно-правовыми  средствами, как видим, в немалой  степени координируется государственный  рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие  меры применяются до сих пор в  частном секторе многих стран. Тут  устанавливается строжайшая служебная  подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов  и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая  отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные  собственники и их менеджеры нередко  злоупотребляют.

2.Экономические методы. В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят | разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг.22 Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний.

На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии – из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Использование экономических методов для регулирования капиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоенной Японии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого века рыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдались разрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала, глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкое ослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороны японского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были приняты эффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечила достаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планирование товарно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции, необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны, пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенное повышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников в прибылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровень производства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означало упорядочение и значительное укрепление национального рынка.23

Информация о работе Способы регулирования рынка в современных развитых странах