Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является исследование места Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей в русле современных тенденций развития мировой экономики.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Методологические основы международной торговли…………………….6
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……6
1.2 Современные теории международной торговли…………………………15
1.3 Анализ структуры и динамики внешнеэкономических связей Республики Беларусь…………………………………………………………………………16
2. Совершенствование внешнеэкономической политики Республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда…………………………………………………………………………….39
2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь……………………………………………….39
2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей…………49
2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны…….56
Заключение……………………………………………………………………..60
Список использованных источников…………………………………………63
Природные ресурсы (в том числе и дешевая рабочая сила) относятся к основным факторам, определяющими конкурентоспособность. Однако международный опыт показывает, что страны, имеющие легкодоступные, дешевые природные ресурсы и рабочую силу, как правило, в конечном счете проигрывают в конкурентной борьбе, поскольку, рассчитывая на основные дешевые факторы конкурентоспособности, запаздывают с развитием науки и внедрением новых технологий, совершенствованием системы оборудования и формированием высококвалифицированной рабочей силы. Классическим примером страны, которая выиграла в конкурентной борьбе, не имея практически никаких природных ресурсов, является Япония. Причем, сделав ставку на создание преимуществ, она стала высококонкурентной даже в такой материалоемкой отрасли, как выплавка стали. Так, в Германии, Японии, Великобритании из 1 т стали выпускается 0,93-0,94 т готового проката. В Беларуси этот показатель составляет 0,76 т, в Казахстане - 0,77 т, России - 0,79 т.
Ориентация
на развитие относительно небольших
капиталоэкономичных и
Одним
из факторов, снижающих
Фактором,
снижающим
Современный этап развития экономики характеризуется повышением требований к сертификации продукции и системы качества, которые стали неотъемлемым элементом торгово-экономических взаимоотношений потребителей и поставщиков. Мировой опыт показывает, что даже продукция с рекордными параметрами не найдет успешного сбыта, если она не защищена соответствующим сертификатом, имеющим международное признание.
В условиях возрастающей конкурентной борьбы на мировом рынке белорусские предприятия несут значительные потери из-за отсутствия сертификатов на продукцию или систему качества предприятия, имеющих международное признание. Более того, стоимость такой продукции ниже на 30-50% от мировой цены. Поэтому сегодня достаточно распространенной схемой реализации отечественной продукции на мировом рынке является ее продажа иностранной фирмой-партнером с использованием последней своего сертификата международного образца. В этом случае теряется значительная доля прибыли. Причем зачастую отечественные изделия по техническим характеристикам и конструктивно-технологическим решениям не уступают зарубежным аналогам, а отечественные предприятия способны аккредитовать испытательные центры, продукцию и системы качества в международных системах.
Принятые в Республике Беларусь законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции, работ, услуг» обеспечивают формирование современной нормативной базы, создание систем метрологического обеспечения и сертификации продукции и услуг, направленных на разработку производство высококачественной продукции, а также защиту отечественного рынка. Они гармонизированы с соответствующими законами России и других государств СНГ, однако не в полной мере отвечают требованиям Соглашения ТБТ (по техническим барьерам в торговле). В ближайшее время Республика Беларусь намерена пересмотреть эти законы, сформулировав с учетом требований соглашений ВТО правовые основы для разработки и принятия технических регламентов, определить роль и статус стандартов в регулировании вопросов качества и безопасности продукции и услуг.
2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны
Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах. Когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли. После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии, в результате которых была создана Всемирная торговая организация (ВТО).
ВТО - постоянно действующая международная организация, она является специализированным учреждением системы ООН.
Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.
Существование барьеров на пути белорусских товаров на западные рынки все острее ставит на повестку дня вопрос о присоединении Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Присоединение Беларуси к ВТО чрезвычайно важно, поскольку pecпyблика является малой страной с открытой экономикой, зависящей от внешнеторговых связей. Введение Европейским Союзом антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям является весьма чувствительным ударом. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлена
Полноправное членство в ВТО даст Республике Беларусь возможность стать участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград продвижению товаров и услуг на рынки других стран.
Среди преимуществ, позволяющих активизировать внешнеторговую деятельность Республики Беларусь посредством вступления в ВТО, можно выделить следующие:
- возможность получения доступа к рынкам около 140 государств мира, внешнеторговые отношения с которыми основываются на долговременной стабильной основе;
-
возможность отстаивать и
-
получение режима наибольшего
благоприятствования,
- снижение потерь от применения к белорусским товарам мер дискриминационного характера;
- получение доступа к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов страны в случае их ущемления торговыми партнерами;
-
возможность проведения
Особо следует подчеркнуть значение использования международной правовой системы ВТО для защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности как «члена-экспортера» и «члена-импортера». У нее появится возможность защищать себя от «серьезного вреда» своим интересам и от «потери или уменьшения прибылей», если субсидированный экспорт стран - торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси. В этом случае республика имеет право обратиться за помощью, что в результате приведет к прекращению субсидий или даст ей право для принятия контрмер. Как «член-импортер» Беларусь сможет обращаться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб отечественной промышленности.
Кроме того, появится возможность использовать институциональный механизм для проведения объективного расследования относительно применения торговым партнером субсидий, их объемов, а также о наличии ущерба, потере или уменьшении прибыли.
Большое значение для Республики Беларусь имеет также получение правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых отдельными экономически более развитыми государствами к белорусским товарам. Полноправное членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола. При этом чрезвычайно важно, чтобы в ходе разрешения конфликтов с помощью используемых в ВТО механизмов и процедур разрешения споров принимались во внимание специфические экономические условия Беларуси.
С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим. Этот процесс может вызвать негативные последствия, связанные:
- с ухудшением финансового состояния белорусских предприятий в результате быстрого открытия экономики для иностранной конкуренции;
- с вытеснением отечественных предприятий, в первую очередь нерентабельных, из важных секторов экономики;
-
с временным ростом
Таким
образом, «отрытие» национальной экономики
должно быть постепенным, опирающимся
на разумное сочетание мер либерализации
и протекционизма. Интеграция Беларуси
в систему мирохозяйственных связей будет
способствовать ее вступлению во Всемирную
торговую организацию, но не любой ценой,
а с учетом интересов национальной экономики.
Это позволит развивать внешнеторговые
отношения с другими странами на долговременной
стабильной основе, отстаивать и защищать
национальные интересы в торгово-экономических
отношениях с партнерами на общепринятых
в мировой практике правовых положениях
и сложившихся традициях.
Заключение
По итогам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие основные выводы:
1.
В основе международных
2. Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, по темпам превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей определяются качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменной остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота. Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики.
Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли