Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является исследование места Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей в русле современных тенденций развития мировой экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Методологические основы международной торговли…………………….6

1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……6

1.2 Современные теории международной торговли…………………………15

1.3 Анализ структуры и динамики внешнеэкономических связей Республики Беларусь…………………………………………………………………………16

2. Совершенствование внешнеэкономической политики Республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда…………………………………………………………………………….39

2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь……………………………………………….39

2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей…………49

2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны…….56

Заключение……………………………………………………………………..60

Список использованных источников…………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Современные тенденции развития международной торговли.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     - многоотраслевой промышленный комплекс;

     - созданный научный и инновационный  потенциал;

     - достаточно мощная строительная  база;

     - значительные лесные и водные  ресурсы, наличие ряда важных  полезных ископаемых (калийных и  каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

     - высокий общеобразовательный уровень  населения и сложившаяся система  подготовки специалистов;

     - многовекторные внешнеэкономические  связи, способствующие расширению  внешних рынков.

     Республика  Беларусь имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами.

     Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и  региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских  и сельских поселений страны и  обеспечивающих их внешнеэкономические  связи.

     Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 160 км/ч.

     Белорусская железная дорога сотрудничает с железными  дорогами России, Польши, Германии, Литвы  в реализации ряда проектов по организации  перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки.

     Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую  транспортную сеть является ее сотрудничество с международными транспортными организациями: Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, Межправительственная организация сотрудничества железных дорог (МОСЖД), Международный союз железных дорог (МСЖД), Форум Трейн Европ, Координационный совет по транссибирским перевозкам.

     Все возрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском  рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. Автомобильная  дорога М-1/Е-30 Брест - Минск - граница  Российской Федерации является участком Критского коридора II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Он определен Европейским союзом как приоритетный среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом.

     По  территории страны проходит водный путь международного значения Буг - Припять - Днепр - Черное море, по которому перевозятся  различные грузы, в том числе  на экспорт.

     Особое  значение во внешнеэкономической деятельности имеет трубопроводный транспорт, включающий газопроводы и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают Беларусь с Россией, Украиной, Литвой и Польшей, западноевропейскими странами.

     Для реализации внешнеэкономического потенциала Беларуси необходимо более эффективно использовать возможности авиатранспорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэродром совместного базирования, которые имеют статус международных: два в Минске и по одному в каждом областном центре.

     Национальная  компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IАТА. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания выполняет регулярные рейсы более чем в 30 городов СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию. «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями.

     В товарной структуре экспорта Беларуси наибольшей удельный вес имеет продукция машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов (табл. 2.1) 

 

      Таблица 2.1 Товарная структура экспорта Республики Беларусь

Товарная  группа Экспорт, млн. долл. США % к итогу 
1995 г.  2000 г. 2008 г. 1995 г. 2000 г 2008 г.
Машины, оборудование и транспортные средства 1468,7 1847,9 2445,9 30,6 25,2 24,6
Минеральные продукты 598,0 1482,1 2256,4 12,5 20,2 22,7
Продукция химической промышленности, каучук 1316,9 1454,1 1681,3 27,4 19,8 16,9
Черные, цветные металлы и изделия  из них  295,3 530,3 860,7 6,1 7,2 8,7
Продовольственные товары и сырье для их производства 317.6 503,3 832,1 6,6 6,9 8,4
Текстиль и текстильные изделия 262,7 468,9 576,2 5,5 6,4 5,8
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия  154,9 313,9 473,6 3,2 4,3 4,4
Кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них  55,2 47,8 96,6 1,1 0,7 1,0
Прочие  товары 333,9 503,3 758,8 7,0 9,3 7,5
Всего 4803,2 7326,4 9945,6 100,0 100,0 100,0
 

     Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Национальный стат. комитет Республики Беларусь, 2009. С. 202

     На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Например, Минский тракторный завод десятилетиями выпускал в основном один тип колесного пропашного трактора в нескольких модификациях (известные марки МТЗ 50/52, МТЗ 80/82). В настоящее время количество моделей исчисляется десятками.

     Только  за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

     Помимо  производственных фондов Беларусь располагает  достаточно многочисленной и квалифицированной рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Это повышает внешнеэкономический потенциал страны в конкурентной борьбе на мировых рынках.

     В отдельных отраслях промышленного  комплекса страны имеются уникальные передовые технологии, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабильным спросом на мировом рынке пользуются интегральные микросхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл».

     Республика  Беларусь экспортирует свыше 90 % производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлокорда, металлообрабатывающих  станков, газовых плит, велосипедов  и тракторов (табл.2.2). Страна удерживает 7-8 мирового рынка тракторов и 10-15% - рынка большегрузных самосвалов.

     Таблица. 2.2 Группировка отдельных видов продукции промышленности Республики Беларусь по удельному весу экспорта в общем объеме их производства в 2009 г.

Продукция Удельный вес  экспорта в

общем объеме производства, %

Калийные  удобрения, металлокорд, газовые плиты, металлообрабатывающие станки, велосипеды, тракторы Свыше 90
Нефтепродукты, шины, морозильники и холодильники бытовые, древесно-волокнистые плиты 81-90
Полированное  стекло, химические волокна и нити. Телевизоры, мотоциклы, бытовые часы, ковры и ковровые изделия 71-80
Грузовые  автомобили, азотные удобрения, древесно-стружечные плиты 51-70
 

     Источник: [17, с. 437].

     Созданные на базе Старобинского месторождения  калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14 % мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются 54 страны мира. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны.

     В последние годы внешнеэкономический  потенциал Беларуси укрепляется  за счет экспорта услуг, доля которых  в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995 г. до 15,9 % в 2009 г.

     Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды»  за счет предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше  половины экспорта всех видов услуг (табл. 2.3).

     Таблица 2.3 Укрупненная структура экспорта услуг Республики Беларусь, %

Показатель  1995 г.  2000 г.  2009 г.
Экспорт услуг – всего 

В том числе:

- транспортные  услуги;

- деловые услуги;

- поездки;

- услуги связи;

- строительные услуги;

- государственные  услуги;

- другие.

100,0 

61,8

23,8

1,5

5,8

5,0

0,8

1,3

100,0 

57,5

21,8

9,2

4,9

4,1

1,1

1,4

100,0 

57,0

13,3

17,8

4,7

4,0

1,5

1,7

 

 

      Источник: Платежный баланс Республики Беларусь. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь

     При этом удельный вес транзита в совокупном объеме экспорта транспортных услуг  составляет около 60 %. В общем объеме перекачки нефти трубопроводным транспортом через территорию Беларуси транзитные поставки занимают 83-86%. В  совокупном объеме транспортных услуг страны 35% приходится на долю железной дороги, а экспорт услуг автомобильного транспорта составляет более 25%.

     Существенно увеличивается экспорт услуг  по статье «поездки», которые в платежном  балансе выделяются как расходы  на деловые и личные поездки. Деловые поездки представляют собой расходы по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают затраты на туристические, личные и транзитные поездки.

     Ускоренными темпами растет также экспорт  компьютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг).

     В экспорте практически отсутствуют  такие доходные в развитых странах  услуги, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др.

     Несмотря  на значительный абсолютный рост, снижается  доля экспорта деловых услуг, включая  бухгалтерские, юридические, научно-исследовательские  и др.

     В целом услуги обеспечивают порядка 20% поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что оказывает существенное влияние на укрепление платежного баланса страны.

     Беларусь  имеет значительные резервы для  увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым  природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма. Это обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесоозерные, лесоречные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристических походов.

     В городских поселениях и сельской местности имеются свыше 16 тыс. памятников истории и культуры, около 100 центров народных промыслов и ремесел, десятки локальных районов традиционного ткачества и вышивки, гончарства, плетения, шорного промысла и др. Помимо природных заповедников и заказников есть поселения, где сохранившаяся историческая среда соседствует с современным укладом жизни, что представляет значительный интерес для иностранных туристов.

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли