Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является исследование места Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей в русле современных тенденций развития мировой экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Методологические основы международной торговли…………………….6

1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……6

1.2 Современные теории международной торговли…………………………15

1.3 Анализ структуры и динамики внешнеэкономических связей Республики Беларусь…………………………………………………………………………16

2. Совершенствование внешнеэкономической политики Республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда…………………………………………………………………………….39

2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь……………………………………………….39

2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей…………49

2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны…….56

Заключение……………………………………………………………………..60

Список использованных источников…………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Современные тенденции развития международной торговли.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     - предоставление Правительством  Республики Беларусь в лице  Министерства финансов гарантийных  обязательств в отношении кредитных  ресурсов, необходимых для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

     - льготное кредитование экспортеров,  с выплатой процентов в размере  половины учетной ставки (ставки  рефинансирования) Национальною банка  Республики Беларусь;

     - страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков;

     - долевую государственную поддержку  эффективных инвестиционных экспортоориентированных  проектов, что значительно повысит  к ним доверие отечественных  и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

     - организацию в республике экспортно-импортного  банка, который будет оказывать  существенную поддержку в развитии  экспортоориентированных производств  и технологий.

     Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

     В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет  Центр маркетинга и конъюнктуры  цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1%), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2%), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7%), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2%). Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны:

     - оказывать содействие в организации  зарубежных деловых визитов, обеспечивать  дипломатическую поддержку наиболее  значимых экспортных проектов;

     - осуществлять проведение предварительных  маркетинговых исследований, предоставлять  необходимую торгово-политическую  и конъюнктурную информацию;

     - консультировать экспортеров по  вопросам действующего зарубежного  законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требовании к товарам;

     - выдавать заключения о фирмах  страны пребывания с учетом  практики торгово-экономических  отношений с Республикой Беларусь;

     - защищать интересы экспортеров  Беларуси в случае их явной или скрытой дискриминации на внешних рынках, содействовать урегулированию торговых спорой;

     - проводить торговые выставки  и ярмарки, специализированные  симпозиумы и конференции, кампании  по развитию экспорта товаров  и услуг, осуществлять рекламную деятельность.

     Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг  является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости  экспортной продукции. Предлагается снизить  уровень тарифов на перевозки  сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

     Приоритетным  направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых, зависит технико-экономический и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и «ноу-хау», экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках принятого Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

     При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что  прежде всего экономические методы являются действенным средством  мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5-1,5 % в месяц.

     В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных  интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные интересы призваны в максимальной степени учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров. 

 

      2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей

     Для того чтобы успешно конкурировать  на мировых рынках слож-нотехнической  продукции, белорусские предприятия  должны либо предложить по низкой цене продукцию, соответствующую среднему технико-экономическому уровню и отвечающую требованиям покупателя, либо следовать в «фарватере» лидера по цене, мгновенно реагируя на любые изменения конъюнктуры и предлагая новые технические решения при незначительном изменении цены. В последнем случае оптимальное ценовое решение будет определяться степенью изменения технико-экономических характеристик и предполагаемым выигрышем покупателя от использования данной продукции.

     Повышение конкурентоспособности напрямую связано  с модернизацией производства и  внедрением новых высокоэффективных  технологий, так как более половины предприятий работают на устаревшем и на 60-70 % изношенном оборудовании.

     Существуют  две возможности использования  этих альтернативных ценовых стратегий  экспортерами Республики Беларусь для  повышения конкурентоспособности. Первая - лидерство по цене - реализуется, как правило, фирмами, продукт которых имеет традиционные технические решения и стандартный набор качественных характеристик для данного рынка. Конкурентоспособность обеспечивается массовостью, серийностью, низким удельным весом постоянных затрат и, как следствие, сравнительно невысокой ценой. При этом оригинальные технические решения и высшее качество товаров отсутствуют. Способы достижения ценового лидерства могут быть различными. В частности, в результате постоянной и высокой инфляции в стране-производителе происходит постоянное снижение стоимости факторов производства, что позволяет поддерживать низкую цену на внешних рынках. Однако такой процесс «распродажи по сниженным ценам» не может продолжаться постоянно - инфляция поглощает основной и оборотный капиталы. Как тактический краткосрочный маневр, она может применяться для стимулирования экспорта, однако в долгосрочной перспективе это приведет к деградации производства.

     Сложен  в условиях Республики Беларусь и  другой способ искусственного создания лидерства по цене - покрытие убытков одних отраслей за счет других, чаще всего сырьевых. Данный прием широко использовался в советской практике внешней торговли, однако сегодня ситуация изменилась: дешевого собственного сырья в Беларуси нет, поэтому государство не в состоянии обеспечить всем экспортерам искусственное лидерство в цене. Кроме того, государства-потребители такой продукции «закрывают» свои рынки введением антидемпинговых пошлин (они уже действуют в отношении некоторых белорусских товаров).

     К тому же в Республике Беларусь процесс  ценообразования регулируется государством путем введения фиксированных цен  на природно-сырьевые, энергетические товары, водку, спирт и т.д., социально-значимые товары; установления розничной (30%), оптовой (20%), транзитной (5%) надбавок, а также цен на экспортные и импортные товары. Это затрудняет экспортную деятельность предприятий, ведет к потере ими зарубежных рынков и снижению объемов реализации продукции.

     Особенность системы ценового регулирования в Беларуси состоит в том, что регламентируются номенклатура и объем затрат, относимых на себестоимость продукции, а также осуществляемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других специальных источников (инновационный, амортизационный фонды и т.п.). В результате такая система не стимулирует предприятия к снижению себестоимости продукции. Уровень затрат на ее производство в промышленности Беларуси в итоге превышает в 2-2,5 раза показатели зарубежных конкурентов, а в последнее время и российских. При сохранении такой системы для удержания позиций на зарубежном рынке белорусским предприятиям требуется государственная поддержка - налоговые льготы и/или преференции. Переход на рыночный механизм ценообразования не разовая кампания. Он требует времени, изменения законодательства, внедрения в деловую практику институтов соревновательности, конкурирования. Таким образом, необходимо искать возможность «включения» рыночных механизмов снижения цен с постепенным переходом от применявшихся ранее механизмов к новым, основанным на косвенном государственном регулировании затрат и их нормировании.

     Одной из причин увеличения стоимости товара является высокая доля налоговой  компоненты, которая оказывает существенное воздействие на объем и уровень  конкурентоспособности производства. Ее регулирующая функция состоит в том, что государство косвенно влияет на величину средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования на их целевое использование.

     В ценовом факторе конкурентоспособности  белорусской продукции определяющее значение имеет стоимость природно-сырьевых и энергетических товаров. Так, горюче-смазочные материалы в России в 2 раза, природный газ - в 4 раза, электроэнергия - в 3,5 раза дешевле, чем для белорусских производителей. Если сравнивать российские цены с мировыми, то последние значительно выше.

     Значительные  изменения в структуре затрат экономики Беларуси, особенно ее внешнеэкономического комплекса, произойдут после реформирования РАО «ЕЭС России». В настоящее  время цена на электроэнергию составляет около 2 руб. за 1 кВт/ч (менее 1 цента), в странах ЕС - 4-6 центов, в Америке - 10 центов, причем предлагается поднять эту цену до 30-40 центов.

     Состояние экономики Республики Беларусь напрямую зависит от цен на энергоносители. Затраты на энергоресурсы и сальдо торгового баланса республики находятся практически в зеркальной зависимости: меньше затраты - меньше дефицит, больше затраты - больше дефицит. Следовательно, при сохранении высоких мировых цен на нефть и повышении стоимости других энергоресурсов из России дефицит торгового баланса Беларуси всегда будет увеличиваться.

     Такая ситуация ухудшает конкурентоспособность  белорусской продукции как на российском рынке, так и на рынках других стран. Цены на белорусскую продукцию  за счет затрат на энергоносители и сырье растут более быстрыми темпами, чем ее качество. Причем данные затраты повышаются из-за увеличения как цен, так и количества потребления энергоносителей в последние годы. Это - фактор внутреннего характера, который напрямую зависит от эффективности работы белорусских производителей.

     Конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем  рынке обусловлена комплексом факторов: низкой эффективностью использования  энергоносителей в связи с  применением устаревших технологий; ростом цен на энергоносители из-за введения высоких внутренних налогов, прежде всего НДС и акцизов (в результате налоги составляют 45% цены энергоносителей, что гораздо больше, чем в других странах: например, в России налоговая нагрузка в 2 раза меньше), отчислениями в различные фонды, перекрестным субсидированием; государственным регулированием цен на грузоперевозки, в том числе и энергоносителей, вследствие чего темпы роста этих цен опережают аналогичные показатели в промышленности, а тарифы на транспортировку импортируемых энергоносителей выше, чем на внутренние перевозки и т.д.

<

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли