Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является исследование места Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей в русле современных тенденций развития мировой экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Методологические основы международной торговли…………………….6

1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……6

1.2 Современные теории международной торговли…………………………15

1.3 Анализ структуры и динамики внешнеэкономических связей Республики Беларусь…………………………………………………………………………16

2. Совершенствование внешнеэкономической политики Республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда…………………………………………………………………………….39

2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь……………………………………………….39

2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей…………49

2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны…….56

Заключение……………………………………………………………………..60

Список использованных источников…………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Современные тенденции развития международной торговли.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     Особый  интерес для расширения внешнеэкономических  связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую Республику и Гану.

     На  американском континенте основными  торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2009 г. приходилось соответственно 3,2 и 2,5% общего товарооборота республики со странами, не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические связи налажены также с Кубой, Канадой, Аргентиной. Сальдо торгового баланса с этими государствами, кроме Бразилии, отрицательное (особенно с Кубой и США).

     Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими  в СНГ, должно быть направлено на наращивание  экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах.

     Интеграция  Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. 

 

      2. Совершенствование внешнеэкономической политики республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда

     2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь

     Реформирование  внешнеэкономической политики Беларуси должно идти в рамках реализации комплекса  мер Национальной программы развития экспорта 2000 - 2005 гг. К основным из них относятся:

     - закрепление на уже имеющихся  и завоевание новых рынков  сбыта белорусской продукции;

     - стимулирование развития высокотехнологичных производств: внесение изменений в действующее законодательство в части освобождения от налогообложения финансовых средств, направленных на развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

     - формирование эффективной системы  страхования рисков, связанных с  экспортной деятельностью;

     - совершенствование инфраструктуры и диверсификации форм продвижения отечественных товаров и услуг на мировом рынке;

     - отмена ограничений на расчеты  в белорусских рублях между  резидентами и нерезидентами;

     - обеспечение равного доступа  всем субъектам хозяйствования  к валютным ресурсам;

     - проведение последовательной девальвации  белорусского рубля при одновременном  осуществлении комплекса мер  по снижению темпов инфляции, что позволит преодолеть тенденцию  падения валютной выручки;

     - отмена или снижение доли обязательной  продажи валюты;

     - сокращение количества применяемых  налогов и сборов за счет  упразднения малоэффективных сборов  и отчислений во внебюджетные  фонды;

     - выравнивание налоговой нагрузки  между отраслями, что приведет  к перераспределению капитала  в экспортоориентированные отрасли;

     - совершенствование механизма, принципов  и методов расчета таких косвенных  налогов, как налог на добавленную  стоимость, прибыль и доходы  предприятий, акцизы.

     В развитии внешнеторгового сотрудничества со странами дальнего зарубежья особое внимание должно уделяться созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции. Получению доступа к новым международным рынкам, а также снятию дискриминационных мер в отношении белорусских товаров будет способствовать присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.

     Важнейшей проблемой для нашей страны является поиск баланса между протекционизмом, при котором государство дает возможность развиваться национальной промышленности, защищая внутренний рынок от иностранной конкуренции, и либерализацией, предполагающей минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Искомый баланс в конечном итоге представляет собой принципиальный выбор внешнеэкономической политики страны. Пользуясь методами как тарифного, так и нетарифного регулирования, государство может придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, или политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в различных пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

     Стремление  к либерализации внешней торговли связано с желанием государства  оказать помощь отечественным экспортерам активизировать экспорт, увеличив долю продаваемой на внешних рынках продукции, а также расширив ассортимент товаров и услуг. Однако опыт зарубежных стран свидетельствует, что, несмотря на постоянное ослабление протекционизма и поощрение либерализации, внешняя торговля нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства.

     На  этапе системных и структурных  реформ либерализация внешнеэкономической  деятельности является одним из главных  элементов экономической политики государства. Это утверждение тем более справедливо для Республики Беларусь, значительно зависимой от уровня развития внешнеэкономических связей. Вместе с тем либерализация ВЭД должна представлять собой постепенный процесс, который может развиваться только в тесной увязке с общим ходом преобразований белорусской экономики. Важнейшими ее предпосылками являются макроэкономическая стабилизация и улучшение качественных показателей отраслей промышленности и агропромышленного комплекса: снижение энерго- и материалоемкости, рост производительности труда, повышение фондоотдачи. Этот процесс должен сопровождаться осуществлением мер, связанных с предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции, снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка, повышением эффективности экспорта, проведением акций по расширению белорусской внешнеторговой экспансии.

     Решение вышеперечисленных задач связано  с необходимостью обеспечения ряда стратегически важных требований, что  невозможно без определенного переходного периода. Продолжительность этого периода зависит от хода проводимых реформ, направленных на преодоление кризисных явлений в отдельных отраслях и создание эффективного конкурентоспособного национального хозяйственного организма. Среди этих требований: достижение сбалансированного экономического развития, аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для развития и модернизации производств, в первую очередь экспортоориентированных, поддержание рационального уровня занятости работоспособного населения, достижение внутренней финансово-экономической стабильности.

     Особую  важность для экономики Беларуси в условиях переходного периода  приобретает экспортная стратегия, предусматривающая проведение единой промышленной и внешнеторговой политики для укрепления научно-исследовательского и промышленного секторов экономики, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Осуществление этих шагов невозможно без привлечения самых передовых достижений отечественного и зарубежного научно-технического прогресса, наиболее подготовленных кадров, без умелого использования преимуществ, присущих нашей стране (например, крупномасштабного характера производства многих видов машиностроительной продукции, опоры отраслей промышленности на собственные сырьевые ресурсы, географического фактора и т.п.).

     Вместе  с тем либерализация ВЭД не может оставаться единственным определяющим компонентом внешнеэкономической  политики страны. Развитие национального  производства, усиление роли белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке, укрепление позиции Беларуси в мировом хозяйстве весьма затруднительно без активного применения в регулировании мер протекционистского характера. Проведение умеренно протекционистского курса в отношении отечественных товаропроизводителей, не препятствующего развитию внешнеэкономических связей, является обычной практикой во многих странах мира. Очевидно, что избирательное введение протекционистских барьеров представляется и оправданным, и необходимым в условиях экономической нестабильности и адаптации реального сектора Беларуси к рыночным отношениям.

     Таким образом, с учетом вышесказанного, «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на разумное сочетание мер либерализации  и протекционизма. При этом неприемлем как принцип естественного отбора предприятия, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Следовательно, открытие внутреннего рынка предполагает решение двуединой задачи: либерализация внешнеторгового режима, направленная на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижение необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки.

     Нашей стране нереально ориентировать  на экспорт одновременно все отрасли (производства) национального хозяйства: некоторые из них рациональнее ориентировать на импортозамещение, а продукцию, выпуск которой остается нерентабельным, лучше импортировать. Необходима разработка стратегии структурных преобразований, направленных на селективное развитие и защиту конкретных производств, способных выпускать достаточно качественную продукцию и адаптироваться к условиям внешней конкуренции, а в перспективе - завоевать ряд внешних рынков. Развитие именно таких производств позволит преодолеть временный спад белорусской экономики и обеспечить экономический рост. Это чрезвычайно важно для предприятий, так как позволяет рассчитывать на государственное содействие.

     Подобная  тактика в Японии и азиатских  развивающихся странах не только способствовала постепенному и сравнительно безболезненному «врастанию» отраслей в мировое хозяйство, но и созданию новых высокоразвитых производств, соответствующих национальной стратегии развития. По сути, имело место сознательное формирование новых «сравнительных» преимуществ страны в международном разделении труда.

     При формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всею наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

     В данном аспекте императивом экономического развития должна стать государственная  поддержка экспорта путем активного  и заинтересованного участия  властных структур на местах в реализации экспортно-ориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.

     Не  менее важной задачей является создание системы государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.

     Во-первых, речь идет прежде всего о целевом  кредитовании и страховании экспортных кредитов посредством предоставления правительственных гарантий.

     Во-вторых, разработка и принятие ежегодной  программы внешнеторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.

     Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная  финансовая поддержка. В данной связи  при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли