Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является исследование места Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей в русле современных тенденций развития мировой экономики.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Методологические основы международной торговли…………………….6
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……6
1.2 Современные теории международной торговли…………………………15
1.3 Анализ структуры и динамики внешнеэкономических связей Республики Беларусь…………………………………………………………………………16
2. Совершенствование внешнеэкономической политики Республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда…………………………………………………………………………….39
2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь……………………………………………….39
2.2 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей…………49
2.3 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны…….56
Заключение……………………………………………………………………..60
Список использованных источников…………………………………………63
Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую Республику и Гану.
На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2009 г. приходилось соответственно 3,2 и 2,5% общего товарооборота республики со странами, не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические связи налажены также с Кубой, Канадой, Аргентиной. Сальдо торгового баланса с этими государствами, кроме Бразилии, отрицательное (особенно с Кубой и США).
Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах.
Интеграция
Беларуси в систему мирохозяйственных
связей будет способствовать ее вступлению
во Всемирную торговую организацию, но
не любой ценой, а с учетом интересов национальной
экономики. Это позволит развивать внешнеторговые
отношения с другими странами на долговременной
стабильной основе, отстаивать и защищать
национальные интересы в торгово-экономических
отношениях с партнерами на общепринятых
в мировой практике правовых положениях
и сложившихся традициях.
2. Совершенствование внешнеэкономической политики республики Беларусь в контексте эффективного участия страны в международном разделении труда
2.1 Концептуальные аспекты реформирования внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Реформирование внешнеэкономической политики Беларуси должно идти в рамках реализации комплекса мер Национальной программы развития экспорта 2000 - 2005 гг. К основным из них относятся:
- закрепление на уже имеющихся и завоевание новых рынков сбыта белорусской продукции;
- стимулирование развития высокотехнологичных производств: внесение изменений в действующее законодательство в части освобождения от налогообложения финансовых средств, направленных на развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской и инновационной деятельности;
-
формирование эффективной
- совершенствование инфраструктуры и диверсификации форм продвижения отечественных товаров и услуг на мировом рынке;
- отмена ограничений на расчеты в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
- обеспечение равного доступа всем субъектам хозяйствования к валютным ресурсам;
-
проведение последовательной
-
отмена или снижение доли
-
сокращение количества
-
выравнивание налоговой
-
совершенствование механизма,
В развитии внешнеторгового сотрудничества со странами дальнего зарубежья особое внимание должно уделяться созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции. Получению доступа к новым международным рынкам, а также снятию дискриминационных мер в отношении белорусских товаров будет способствовать присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.
Важнейшей
проблемой для нашей страны является
поиск баланса между
Стремление
к либерализации внешней
На
этапе системных и структурных
реформ либерализация
Решение
вышеперечисленных задач
Особую важность для экономики Беларуси в условиях переходного периода приобретает экспортная стратегия, предусматривающая проведение единой промышленной и внешнеторговой политики для укрепления научно-исследовательского и промышленного секторов экономики, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Осуществление этих шагов невозможно без привлечения самых передовых достижений отечественного и зарубежного научно-технического прогресса, наиболее подготовленных кадров, без умелого использования преимуществ, присущих нашей стране (например, крупномасштабного характера производства многих видов машиностроительной продукции, опоры отраслей промышленности на собственные сырьевые ресурсы, географического фактора и т.п.).
Вместе
с тем либерализация ВЭД не
может оставаться единственным определяющим
компонентом
Таким образом, с учетом вышесказанного, «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на разумное сочетание мер либерализации и протекционизма. При этом неприемлем как принцип естественного отбора предприятия, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Следовательно, открытие внутреннего рынка предполагает решение двуединой задачи: либерализация внешнеторгового режима, направленная на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижение необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки.
Нашей стране нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли (производства) национального хозяйства: некоторые из них рациональнее ориентировать на импортозамещение, а продукцию, выпуск которой остается нерентабельным, лучше импортировать. Необходима разработка стратегии структурных преобразований, направленных на селективное развитие и защиту конкретных производств, способных выпускать достаточно качественную продукцию и адаптироваться к условиям внешней конкуренции, а в перспективе - завоевать ряд внешних рынков. Развитие именно таких производств позволит преодолеть временный спад белорусской экономики и обеспечить экономический рост. Это чрезвычайно важно для предприятий, так как позволяет рассчитывать на государственное содействие.
Подобная
тактика в Японии и азиатских
развивающихся странах не только
способствовала постепенному и сравнительно
безболезненному «врастанию»
При формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всею наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В
данном аспекте императивом
Не
менее важной задачей является создание
системы государственной
Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов посредством предоставления правительственных гарантий.
Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы внешнеторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.
Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:
Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли