Современные методы розничной продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение современных методов розничной продажи товаров на примере группы компаний «Связной». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Изучить тенденции развития розничной торговли
Изучить характеристику современного состояния рынка товаров
Определить сущность и значение методов продажи товаров, и дать им сравнительную характеристику
Дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности предприятия
Оценить применение современных методов продажи на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.2 Характеристика современного состояния рынка товаров 13
1.2 Сущность и значение методов продажи товаров, их сравнительная характеристика 17
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «СВЯЗНОЙ» 32
3 ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.docx

— 500.91 Кб (Скачать)

Товар-программа. Товар-программа - связан с резко  выраженным ростом наукоемкости с прорывом в области новых технологий. Этот товар начинается с идеи, которая в последствии стыкуется с необходимой материально-вещественной базой, трудовыми ресурсами, кредитно-финансовыми возможностями.

Значение  внутрикорпорационных потоков. Сегодня  на внутрикорпорационный обмен, т.е. на торговлю между предприятиями одной  и той же транснациональной корпорации, которые находятся в различных частях света приходится более 1/3 мировых товарных потоков. За внутрикорпорационным обменом - будущее мироторговых отношений.

Новая роль услуг. Появление новых товарных форм порождает возникновение новой  роли услуг. Речь идет, прежде всего, о  процессе софтизации, т.е. возрастании удельного веса информационных услуг. Необходимо указать и на возрастание значения кредитно-финансовых услуг. Это значение, как правило, связывают с продвижением на мировой рынок товара-объекта и" товара-программы. Особое значение при движении такой товарной формы как товар-программа приобретают научно-технические, инжиниринговые и консалтинговые услуги.

 

    1. Сущность  и значение методов продажи товаров, их сравнительная характеристика

 

Коммерческая работа по розничной  продаже товаров складывается из следующих этапов:

    1. изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары;
    2. формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
    3. рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
    4. выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
    5. организация оказания торговых услуг покупателям.

Коммерческая работа по продаже  товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых  предприятий имеет особенности.

Розничные торговые предприятия реализуют  товары непосредственно населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

Торговое обслуживание населения  предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора  и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного  изучения и учета потребительских  запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному  человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса. Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где сосредоточены  большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства, широко внедряются достижения науки и техники.

Доля торговли (оптовой и розничной) в этих странах в общем числе  занятых превышает 20% общего числа  работающего населения. Для западных стран характерен постоянный приток рабочей силы в сферу торговли при уже достигнутых значительных масштабах ее использования. Такое  положение объясняется тем, что  внутри сферы торговли возникла потребность  в новых видах коммерческой деятельности, обеспечивающих наибольшую эффективность процесса продажи товаров. Создаются специальные службы по изучению и прогнозированию потребительского спроса, контролю за деятельностью магазинов, анализу и определению эффективности тех или иных форм и методов торговли, разработке и конструированию новых видов изделий на основе прогнозов вероятного спроса, внедрению стандартизации и маркированию, информации покупателей о потребительских качествах и свойствах новых товаров, организации выставок и т. д.

Расширяется и совершенствуется послепродажное обслуживание. На этот вид услуг  приходится до 5% оборота торговой фирмы. Создаются и получают широкое  распространение специализированные фирмы послепродажного обслуживания технически сложной продукции. В  торговле этих стран наблюдается  процесс укрупнения магазинов как  за счет строительства на новых местах, так и за счет закрытия мелких малоэффективных  лавок.

Широкое развитие получают гипер- и супермаркеты, располагающие торговой площадью от 1500 до 10 000 м2 и более и насчитывающие свыше 10 тыс. наименований товаров.

Преимущества магазинов с большой  торговой площадью очевидны: высокая  скорость товарооборота, более низкие издержки обращения. Например, издержки на зарплату в супермаркетах ниже, чем в обычных магазинах, в  среднем на 10—20%.

В США на долю супермаркетов приходится 2/3 оборота продовольственной торговли, в Западной Европе – больше половины.

Торговля производится по методу самообслуживания. С переходом на самообслуживание меняется состав занятых в розничной  торговле: сокращается численность  традиционных продавцов, с одной  стороны, и возрастает спрос на квалифицированных  продавцов-консультантов – с  другой; растет удельный вес инженерно-технического состава, конторских служащих, персонала, обслуживающего торговое оборудование, - механиков, ремонтников, наладчиков. Внедрение электронных устройств в торговлю повышает спрос на квалифицированных специалистов-программистов, кассиров-контролеров. В торговле все больше используется труд архитекторов, дизайнеров, художников.

Изменение форм собственности в  торговле Российской Федерации привело  к резкому увеличению самостоятельности  торговых предприятий, в положительную  сторону изменилось отношение каждого  работника к своему делу – к  помещению магазина, его сохранности, оборудованию, товару. Коммерческая инициатива и предприимчивость получили широкий  простор в организации продажи  товаров.

Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной  торговой сети является изучение и  прогнозирование покупательского  спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена главным образом на изучение объема спроса по крупным территориальным образованиям, изучение и прогнозирование спроса в розничной торговле направлены на определение ассортиментной структуры спроса. Спрос в розничной торговле изучают специалисты — маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.

Ассортиментную и внутригрупповую  структуру спроса отражают данные о  продаже и запасах товаров, а  также сведения о неудовлетворенном  спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре  спроса можно получить только на розничных  торговых предприятиях. Для этого  следует организовать учет продажи  товаров и запасов по широкой  номенклатуре товарного ассортимента, регистрацию неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров.

Организация сбора, обработки и  анализа информации о внутригрупповой  структуре продажи и запасов  товаров по внутригрупповой структуре  товарного ассортимента – сложная  и трудоемкая задача. Это обусловлено прежде всего тем, что во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина насчитываются тысячи и десятки тысяч разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники. В развитых странах по значительной части продовольственных товаров на каждой товарной единице нанесен единый универсальный товарный штриховой шифр (код), служащий идентификатором товара. По непродовольственным товарам используются специальные этикетки, приспособленные для автоматического считывания. С помощью кассовых терминалов в магазине обеспечивается автоматическое считывание шифра и запись полной характеристики товаров.

Сведения о продаже товаров  в магазинах по телефонным (телетайпным, телефаксным) каналам связи передаются в вычислительный центр распределительного склада и центральный вычислительный центр торговой компании (объединения). Такая система сбора и обработки  информации обеспечивает полное и оперативное  изучение реализованного спроса и позволяет  специалистам по закупкам торговой фирмы  давать поставщикам товаров разовые  заказы высокого качества на поставку товаров в полном соответствии с  размерами продажи товаров и  имеющимися запасами.

В небольших розничных торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные (немеханизированные) методы учета внутригрупповой структуры  реализованного спроса. Для такого учета используются оперативные  данные о запасах и поступлении  товаров, материалы инвентаризации, на основе которых определяются фактическая  продажа отдельных товаров за большие периоды и обороты  по продаже. В качестве таких методов  используют и учет продажи по товарным чекам или товарным ярлыкам и  некоторые другие методы.

Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах для изучения спроса организуется сбор информации по анализу товарных запасов, учету  неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров. Подробно эти способы изучения спроса рассматриваются в курсе маркетинга.

Важным элементом коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров  в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в  прямой зависимости от типа и специализации  торгового предприятия. В отечественной  розничной торговле, как и за рубежом, наблюдаются процессы концентрации торговых предприятий, особенно в крупных  городах России, которые происходят одновременно с процессами универсализации  и специализации торговых предприятий, созданием небольших смешанных  магазинов (палаток) по торговле продовольствием.

В рыночных условиях ни одно торговое предприятие не может успешно  осуществлять сбыт (реализацию) товаров  без использования рекламы в  том или ином ее виде. Известный  лозунг «Реклама – двигатель торговли» верно отражает глубинную сущность рекламы – стимулировать сбыт товаров, двигать торговлю.

В условиях рынка реклама не только двигатель торговли, но и двигатель  бизнеса, коммерции.

В розничной торговле для стимулирования сбыта товаров должны использоваться различные виды рекламы – от самых  простых – оформление оконных  и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров до более сложных – печатной, радиотелевизионной и других современных ее видов.

Выбор эффективных методов розничной  продажи товаров – важнейший  этап коммерческой работы розничных  торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту  товарооборота магазина, лучшему  удовлетворению спроса населения и  обеспечивает рентабельную работу предприятия.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют  следующие методы продажи товаров:

    1. самообслуживание;
    2. через прилавок обслуживания;
    3. по образцам;
    4. с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;
    5. по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для  покупателей методов продажи  товаров. Самообслуживание позволяет  ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность  магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает  свободный доступ покупателей к  выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать  и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально  распределять функции между работниками  магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых  контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений  магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а  также функции работников магазина.

Этот метод применяется при  продаже большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, поскольку при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции  работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

    • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
    • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
    • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
    • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
    • оплата купленных товаров;
    • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
    • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Информация о работе Современные методы розничной продажи товаров