Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:14, статья
Рассматриваются современные классификации учебных методических задач как эффективных средств методической подго-
товки будущих учителей. Эти классификации различаются по целевой ориентации, функциональному назначению и степени
интеграции. Наряду с обобщением существующих подходов к систематизации учебных методических задач предлагается аль-
тернативный комплексный подход к их группировке в современном методическом практикуме.
большей степенью комплексности.
В основе группировки учебных методических задач,
предлагаемой в данном исследовании, принцип соот-
ветствия содержанию дисциплины не является перво-
степенным. «Комплектация» должна учитывать усло-
вия временных ограничений и полифункциональность
методических задач. Основными принципами здесь
выступают: учёт требований к методической компе-
тентности учителя иностранного языка; ориентация на
международные стандарты в оценивании методических
знаний и умений;
возможность
использования УМЗ; высокая степень обобщения и
содержательное разнообразие УМЗ; сочетаемость, гиб-
кость, универсальность УМЗ; представленность всех
видов УМЗ из обобщённой классификации; последова-
тельное усложнение УМЗ; «прогрессия» практической
направленности методической подготовки.
В итоге в «задачник» или «практикум» для методи-
ческой подготовки
учителя могут входить
группы УМЗ:
1. Задачи на
закрепление теоретических
курсу методики и смежных с ней дисциплин.
2. Задачи на
овладение специальным
ческим аппаратом для описания учебного процесса.
3. Задачи на знание и умения оперирования отдель-
ными приёмами, способами обучения.
4. Задачи на
анализ и обоснование
приёмов, способов обучения, последовательности обу-
чающей деятельности.
5. Задачи на
самостоятельное планирование
менение комплекса способов и приёмов в обучающей
деятельности.
6. Задачи на
умения организации и
учебной деятельности.
7. Задачи на контроль и оценку учебной деятельности.
8. Задачи, связанные с отбором и методической об-
работкой основных и дополнительных учебных мате-
риалов, с применением наглядности и ТСО.
В качестве примера можно привести возможные
виды методических задач на закрепление теоретиче-
ских знаний по курсу методики и смежных с ней дис-
циплин (первая группа задач):
– высказывание оценочных суждений на утверждения;
– дополнение логических рядов, связанных с теми
или иными теоретическими знаниями;
– логическое завершение утверждений, связанных с
теми или иными теоретическими знаниями;
– обобщение теоретических знаний на основе ис-
пользования схемной и табличной наглядности;
– определение видов упражнений по их формулировкам;
– определение видов учебной деятельности по фор-
мулировкам заданий, упражнений;
– определение «лишних» элементов;
– перефразирование, комментирование теоретиче-
ских положений.
Детализация видов задач, подобранных с учётом
вышеназванных принципов будет зависеть от специфи-
ки области, направления профессиональной подготов-
ки учителя. Однако предусматривается возможность
расширения приведённого списка групп и видов задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заяц Ю.С. Методическая задача как средство формирования проектировочных умений у студентов факультета начальных классов в процес-
се методико-математической подготовки: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 180 с.
2. Десненко С.И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе:
Автореф. дис … д-ра пед. наук. М., 2008. 50 с.
3. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2004. 192 с.
182
4. Ивашова Л.Н. Развитие умения проектировать упражнение в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. Елец, 2007. 23 с.
5. Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза (на материалах изучения дисциплин психолого-
педагогического цикла): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 24 с.
6. Автушко О.А.
Методические задачи как
http://www.kspu.ru/doccom/c1.
7. Исаенков Н.Г. Совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе
задачного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 18 с.
8. Ковтунова Т.И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Орёл, 2006. 16 с.
9. Смолеусова Т.В., Овчинникова О.Д., Аюбова О.М. Использование методических задач по математике при подготовке будущих учителей на-
чальных классов // Сибирский учитель. 2001. № 6. Режим доступа: http: // www. sibuch.ru
10. Поляков В.М., Качалова Н.А. Проблемы использования учебных видеофильмов в методической подготовке инженеров-педагогов // Мате-
риалы Всероссийской научно-методической конференции «Организация процесса обучения студентов в магистратуре. Проблемы __________и их ре-
шение». Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru
11. Языкова Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. Л.: Просвещение, 1977. 253 с.
12. Курашинова А.Х. Развитие профессионального мышления будущего педагога в условиях задачной формы организации учебного процесса:
Автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 27 с.
13. Мамонтова Т.С. Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами кур-
са «Теория и методика обучения математике»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 23 с.
14. Языкова Н.В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя // Ино-
странные языки в школе. 1994. № 2. С. 49–54.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 октября 2009 г.__
Информация о работе Современные классификации учебных методических задач