Современные классификации учебных методических задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:14, статья

Описание работы

Рассматриваются современные классификации учебных методических задач как эффективных средств методической подго-
товки будущих учителей. Эти классификации различаются по целевой ориентации, функциональному назначению и степени
интеграции. Наряду с обобщением существующих подходов к систематизации учебных методических задач предлагается аль-
тернативный комплексный подход к их группировке в современном методическом практикуме.

Работа содержит 1 файл

класификация задач.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

большей степенью комплексности.

В основе группировки  учебных методических задач,

предлагаемой  в данном исследовании, принцип соот-

ветствия содержанию дисциплины не является перво-

степенным. «Комплектация» должна учитывать усло-

вия временных ограничений и полифункциональность

методических  задач. Основными принципами здесь

выступают: учёт требований к методической компе-

тентности учителя  иностранного языка; ориентация на

международные стандарты  в оценивании методических

знаний и умений; возможность полифункционального

использования УМЗ; высокая степень обобщения и

содержательное  разнообразие УМЗ; сочетаемость, гиб-

кость, универсальность  УМЗ; представленность всех

видов УМЗ из обобщённой классификации; последова-

тельное усложнение УМЗ; «прогрессия» практической

направленности  методической подготовки.

В итоге в «задачник» или «практикум» для методи-

ческой подготовки учителя могут входить следующие

группы УМЗ:

1. Задачи на  закрепление теоретических знаний  по

курсу методики и  смежных с ней дисциплин.

2. Задачи на  овладение специальным терминологи-

ческим аппаратом  для описания учебного процесса.

3. Задачи на  знание и умения оперирования  отдель-

ными приёмами, способами обучения.

4. Задачи на  анализ и обоснование применения

приёмов, способов обучения, последовательности обу-

чающей деятельности.

5. Задачи на  самостоятельное планирование и  при-

менение комплекса  способов и приёмов в обучающей

деятельности.

6. Задачи на  умения организации и реализации

учебной деятельности.

7. Задачи на  контроль и оценку учебной  деятельности.

8. Задачи, связанные  с отбором и методической об-

работкой основных и дополнительных учебных мате-

риалов, с применением  наглядности и ТСО.

В качестве примера  можно привести возможные

виды методических задач на закрепление теоретиче-

ских знаний по курсу методики и смежных с  ней дис-

циплин (первая группа задач):

– высказывание оценочных суждений на утверждения;

– дополнение логических рядов, связанных с теми

или иными теоретическими знаниями;

– логическое завершение утверждений, связанных с

теми или иными  теоретическими знаниями;

– обобщение теоретических  знаний на основе ис-

пользования схемной  и табличной наглядности;

– определение  видов упражнений по их формулировкам;

– определение  видов учебной деятельности по фор-

мулировкам заданий, упражнений;

– определение  «лишних» элементов;

– перефразирование, комментирование теоретиче-

ских положений.

Детализация видов  задач, подобранных с учётом

вышеназванных принципов  будет зависеть от специфи-

ки области, направления  профессиональной подготов-

ки учителя. Однако предусматривается возможность

расширения приведённого списка групп и видов задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заяц Ю.С. Методическая задача как средство формирования проектировочных умений у студентов факультета начальных классов в процес-

се методико-математической подготовки: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 180 с.

2. Десненко С.И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе:

Автореф. дис …  д-ра пед. наук. М., 2008. 50 с.

3. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2004. 192 с.

182

4. Ивашова Л.Н. Развитие умения проектировать упражнение в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Автореф.

дис. … канд. пед. наук. Елец, 2007. 23 с.

5. Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза (на материалах изучения дисциплин психолого-

педагогического цикла): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 24 с.

6. Автушко О.А.  Методические задачи как средство  актуализации лингвистических знаний  студентов. Режим доступа:

http://www.kspu.ru/doccom/c1.data

7. Исаенков Н.Г. Совершенствование технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе на основе

задачного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 18 с.

8. Ковтунова Т.И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Орёл, 2006. 16 с.

9. Смолеусова Т.В., Овчинникова О.Д., Аюбова О.М. Использование методических задач по математике при подготовке будущих учителей на-

чальных классов // Сибирский учитель. 2001. № 6. Режим  доступа: http: // www. sibuch.ru

10. Поляков В.М., Качалова Н.А. Проблемы использования учебных видеофильмов в методической подготовке инженеров-педагогов // Мате-

риалы Всероссийской  научно-методической конференции «Организация процесса обучения студентов в магистратуре. Проблемы __________и их ре-

шение». Режим  доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru

11. Языкова Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. Л.: Просвещение, 1977. 253 с.

12. Курашинова А.Х. Развитие профессионального мышления будущего педагога в условиях задачной формы организации учебного процесса:

Автореф. дис. …  канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 27 с.

13. Мамонтова Т.С. Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами кур-

са «Теория  и методика обучения математике»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 23 с.

14. Языкова Н.В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя // Ино-

странные языки  в школе. 1994. № 2. С. 49–54.

Статья представлена научной редакцией «Психология  и педагогика» 26 октября 2009 г.__

Информация о работе Современные классификации учебных методических задач