Современное состояние малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – подробно проанализировать проблемы развития малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста для большего понимания нынешней ситуации в сфере малого бизнеса в Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РК 2
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
1.2. ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 2
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
2.1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 2
2.2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

Малый, средний бизнес как форма развития рыночных отнош РК, Гот, интервал 1,5.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

     Число зарегистрированных и действующих  предприятий малого предпринимательства (юридических лиц) постоянно растет. Так, на начало 2009 года действовало 103291 предприятий малого бизнеса, что на 10,5 % больше чем на начало 2008 года, из них 51339 являлись активными, т.е. осуществляли экономическую деятельность.

     Основное  количество предприятий специализируются на торговле; ремонте автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования (43,5% от общего количества действующих предприятий), доля предприятий, занимающихся строительством, составила 14,2%, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям – 12,3%. Каждое восьмое занято промышленной деятельностью. Это означает, что данный сектор экономики, пока не оказывает значительного влияния на развитие промышленности (рис. 2).

Рисунок 2. – Количество действующих СМП на 1 января 2009 года, по видам экономической деятельности. 
 

Таблица 3. – Количество предприятий малого предпринимательства по регионам за 2005-2009 гг.

единиц, на начало периода

    2005     2006     2007     2008     2009  
заре-гист-

риро-ван  ные

действую-

щие

из них заре-гист-риро-ван-ные действующие из них зape-гист-

риро-

ванные

дейс-

твующие

из них заре- гист-

риро-ванные

дейс-

твующее

из

них

заре- гист-

риро-

ванные

дейс-

твующие

из них
активные активные активные активные активные
РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН 87995 67059 33778 102182 77398 39590 116924 87173 42516 130779 93494 46194 145087 103291 51339
Акмолинская 2967 2445 2018 3411 2873 2297 3931 3070 1968 4305 3477 2156 4790 3534 2473
Актюбинская 3553 2353 1326 4042 2990 1386 4436 3283 1341 4879 3757 1509 5487 4298 1952
Алматинская 4025 3586 1721 4654 3853 1926 5240 4293 2323 5730 4564 3070 6108 4574 3084
Атырауская 1725 1438 571 2172 1670 609 2773 2321 1078 3354 2879 1049 3735 3245 1375
Восточно-Казахстанская 6517 4803 3015 7473 5462 3065 8333 6369 3368 8904 6309 3601 9569 6838 3845
Жамбылская 3224 2488 1056 3520 2701 1036 3757 2740 998 4005 2874 1140 4206 2990 1161
Западно-Казахстанская 1753 1408 890 2190 1831 967 2549 2074 1108 2859 2404 1285 3039 2586 1141
Карагандинская 6478 5339 2615 7117 5797 2874 7915 6606 3173 8482 6542 2823 9129 6S49 3116
Костанайская 4335 3282 1563 4681 3486 1952 5077 3998 2184 5317 4018 1830 5551 4332 2275
Кызылординская 1889 1839 1680 2137 1711 989 2354 1942 1154 2560 2124 1292 2762 2349 1513
Мангистауская 2151 1749 760 2630 2247 1021 3094 2745 1090 3610 2896 1248 3936 3282 1181
Павлодарская 4755 3683 2115 5398 4177 2234 6043 4633 2495 6489 4962 2831 6992 4749 2635
Северо-Казахсганская 2187 1880 1029 2536 2107 1176 2873 2405 1279 3033 2448 1233 3496 2725 1442
Южно-Казахстанская 8560 6589 2262 9523 7679 3044 10566 7080 3047 11819 7614 3139 13248 9194 4407
г. Астана 5486 4570 2474 6815 5733 3188 8259 7068 4166 9921 8477 4546 11953 9950 5010
г. Алматы 28390 19607 8683 33883 23082 11826 39724 26346 11744 45512 28149 13442 51116 31996 14729
 

     Большинство предприятий сосредоточены в  наиболее промышленно-развитых и густонаселенных  регионах, к ним относятся города Алматы и Астана, Южно-Казахстанская, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области (31,0% и 9,6%, 8,9%, 6,4%, 6,6 % соответственно от общего количества Действующих предприятий) (табл. 3).

     С развитием малого предпринимательства резко возрастает экономическая активность населения, что имеет решающее значение в реализации экономических реформ.

     По  расчетным данным в предприятиях малого предпринимательства численность  в разрезе экономических видов деятельности на начало 2005 года показывает, как и в предыдущие периоды, наибольшее число занятых приходится на предприятия торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (28,3% от общего числа занятых), строительства (17,9%), обрабатывающей промышленности (13,0%), сельского хозяйства. Охоты и лесного хозяйства (12,9%), занимающихся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг потребителям (12,3%). На региональном уровне около 1/4 занятых приходится на г. Алматы, значительная доля – на Алматинскую, Восточно-Казахстанскую. Карагандинскую, Южно-Казахстанскую области, а также на г. Астану, (табл. 4)7. 

Таблица 4. – Численность занятых по предприятиям малого предпринимательства

на начало периода

        Численность занятых, тыс. человек
 
2005
2006 2007 2008 2009
По  экономическим видам деятельности
Республика  Казахстан  393,1 413,6 431,6 528,6 582,1
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  61,4 68,2 69,9 72,0 74,4
Рыболовство, рыбоводство  1,5 1,6 1,7 0,9 1,9
Промышленность  71,4 71,5 72.5 84,5 89,7
Горнодобывающая промышленность 3,9 4,0 4,0 3,8 6,1
Обрабатывающая  промышленность 61,1 61,1 62,1 74,8 75,9
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 6,4 6,4 6,4 5,9 7,7
Строительство 51,5 56,6 60,1 79,7 104,1
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 113,5 116,1 116.5 168;5 164,9
Гостиницы и рестораны  8,7 8,8 9,2 9,6 11,6
Транспорт и связь  24,5 24,9 25,0 29.4 32,2
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 36,7 40,5 48,7 58,1 71,8
Образование 4,0 4,5 4,9 3,6 4,6
Здравоохранение 8,2 8,6 10,5 8.9 1Z.8
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 11,5 12,4 12,6 13,5 13,9
По  регионам
Республика  Казахстан  393,1 413,6 431,6 528,6 582.1
Акмолинская 30,4 29,7 35,6 29,9 31,2
Актюбинская 19,8 20,3 17.4 S 1,2 24,2
Алматинская 15,7 25,3 30,1 31,3 35,0
Атырауская 14,0 14,9 13,8 15,4 17.9
Восточно-Казахстанская 33,6 33,1 39,2 47,4 52.8
Жамбылская  17,8 16,4 16,4 21,8 22,4
Западно-Казахстанская  27,6 25,8 27,2 19,6 21,6
Карагандинская  27.4 28,7 28,9 39.8 39,9
Костанайская  23,3 23,3 24,1 25,8 30,1
Кызыл орд и некая  17,6 16,5 18.6 14,7 16,2
Мангистауская 12,7 10,7 11.5 22,8 23,6
Павлодарская  25,1 24.9 21,6 25.2 25,9
Северо-Казахстанская  21,1 20.8 20,9 20,7 22,8
Южно-Казахстанская  22,1 26,4 24,5 41,9 49,1
г.Астана 19,4 20.3 23,0 42,4 46.7
г. Алматы 65,5 76.4 78,8 108,7 122,7
 
 

     Выпуск  товаров (работ и услуг) предприятий  малого бизнеса за 2008 год составил 444091,1 млн. тенге. Наибольший объем произведенной продукции наблюдался в предприятиях торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 31,5% (от объема действующих предприятий малого бизнеса), строительства (18,3%), промышленности (15,6%) и занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (11,6%) (рис. 3, ниже)8.

     Основной  задачей «Государственной программы  развития и поддержки малого предпринимательства на 2008-2010 г.г.» является финансовая обеспеченность предприятий.

     Финансовая  обеспеченность – одна из проблем  предприятий малого предпринимательства, их начальный (собственный) капитал не позволяет покрыть расходы, связанные с выходом на рынок. Поэтому предприятиям малого бизнеса необходимы дополнительные источники пополнения средств для дальнейшего развития своего бизнеса. Одним их таких источников являются кредиты банков второго уровня, предоставляемые субъектам малого предпринимательства. 

Рисунок 3. – Выпуск товаров (работ, услуг) предприятий малого предпринимательства за 2008 год. 

Рисунок 4. – Динамика численности малых предприятий в РК.

Таблица 2. – Отраслевая структура малого предпринимательства, %.

 
  Отраслевая структура числа МП Отраслевая  структура полной численности занятых на МП Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП
Промышленность 14,6 24,0 20,0
Сельское  хозяйство 1,1 0,8 0,3
Лесное  хозяйство 0,05 0,05  
Транспорт и связь 2,3 2,2  
Строительство 16,6 29,9 16,3
Торговля  и общественное      
питание 42,7 24,6 50,5
Материально-техническое      
снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0
Информационное  обслуживание 0,8 0,5 0,2
Общая коммерческая      
деятельность 4,8 3,9 2,5
Прочая  деятельность в ма-      
териальном  производстве 1.5 1,4 0,7
Бытовые услуги, жилищ-      
ное хозяйство 1,8 1,1 3,3
Здравоохранение, спорт,      
социальное  обеспечение 1,9 1,3 0,1
Народное  образование 0,9 1,0 0,04
Культура  и искусство 0,9 0,7 0,06
Наука и научное обслуживание 5,6 5,3  
Финансы, пенсионное обеспечение 1,3 0,9  
Прочие 1,05 3,15  

 

заключение

 

      Трудности развития в секторе малого бизнеса  Казахстана, выявленные в ходе предыдущего анализа, дают основание для вывода о неблагоприятной среде функционирования предпринимательства республики, хаотичном характере становления важнейшего сектора экономики. Среди объективных факторов, не способствующих успешному становлению и развитию МП в стране, можно выделить: преобладание уравнительных ценностей над ценностями активной и эффективной деятельности; наличие идеологических догм; социальный инфантилизм, проявляющийся в иждивенческих ожиданиях и настроениях; четко выраженный национальный, региональный и ведомственный эгоизм и т.д. Слабое, порой формальное, содействие государственных структур и общества субъектам МП непроизвольно способствует неустойчивости динамики численности малых предприятий и занятых в них работников; формированию нерациональной отраслевой структуры малого бизнеса; "бегству" предпринимателей от производства.

      Причины не только в тактических ошибках  и перегибах в развитии малого и среднего предпринимательства. Более серьезные причинные основания кроются в неразработанности дальновидной стратегии малого бизнеса, невыявленности соответствующих отраслевых региональных приоритетов, неотлаженности обратной связи и последовательного мониторинга.

      Решение назревших проблем видится в  первоочередном коренном совершенствовании системы управления развития малого предпринимательства посредством реализации концепции формирования благоприятной экономико-правовой среды МП Казахстана.

      Суть  концепции формирования благоприятной  экономико-правовой среды МП заключается в создании условий деятельности малых предприятий, максимально приближенных к условиям комплексных зон свободного предпринимательства. При это важно реализовать режимный подход, нежели, чем – территориальный. Это значит – выделение всего малого бизнеса в альтернативный сектор экономики и создание для него режима наибольшего благоприятствования, в частности:

  • минимизация потока административных и экономических барьеров, возникающих на пути предпринимателей;
  • пересмотр экономических и организационно-правовых льгот и преференций малого бизнеса в зависимости от их целесообразности и необходимости;
  • поиск новых, более эффективных методов финансовой, информационной, правовой поддержки МП;
  • совершенствование системы подготовки бизнес-кадров и т.п.

      Главным принципом предлагаемой концепции  является экономическое регулирование предпринимательской деятельности при обязательном согласовании экономических интересов государства и предпринимателей, что предполагает:

  • учет специфики малого предпринимательства, ориентированного на рыночные методы хозяйствования и маловосприимчивого к использованию командных методов управления;
  • нахождение компромисса между экономическими интересами государства и предпринимателей в конфликтных случаях возникновения противоречия между ними;
  • ориентация на экономические методы регулирования предпринимательской деятельности; исключение административно-командных методов управления;
  • экономическое стимулирование МП посредством регулирования уровня доходности вложенного капитала.

      Реализация  данной концепции обусловлена необходимостью, во-первых, создания критической массы предпринимателей для усиления конкурентной борьбы, во-вторых, первоначальным накоплением капитала для перехода на качественно новую стадию развития рыночных отношений в республике.

      Мировой опыт содержит множество способов подобного  стимулирования деловой активности, как посредством выделения территорий, так и установления особого льготного режима ведения хозяйственной деятельности (зон свободного предпринимательства разнообразного типа).  

 

Рис. 5 . Концепция формирования благоприятной среды малого предпринимательства Казахстана. 

      В переходных условиях Казахстана, когда  недостаточно отработаны мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, малоэффективны денежно-кредитные и бюджетно-налоговые методы воздействия на негосударственные субъекты хозяйствования, недостаточна правовая и финансовая поддержка предпринимателей, концепция формирования благоприятной экономико-правовой среды МП приобретает особую актуальность и жизненную значимость для экономики страны. Выделение малого бизнеса в отдельный сектор благоприятствования объясняется экономической и социальной ролью последнего на современном этапе.

     Высокий уровень развития   малого предпринимательства   выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйствования.

Информация о работе Современное состояние малого бизнеса