Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель работы – подробно проанализировать проблемы развития малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста для большего понимания нынешней ситуации в сфере малого бизнеса в Казахстане.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РК 2
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
1.2. ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 2
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
2.1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 2
2.2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Эти проблемы обуславливают необходимость выработки общего подхода к развитию МБ, оценке приоритетных направлений в стратегии его поддержки, формированию сбалансированной инвестиционной политики, созданию системы подготовки кадров для МБ и т.д. Широкое и гласное обсуждение этих проблем позволит выработать четкие критерии и рекомендации по формированию и развитию МБ на государственном уровне. В свою очередь крупномасштабное развитие МБ позволит значительно эффективнее решать задачи формирования цивилизованных рыночных отношений: обеспечить гарантии их необратимости; создать развитую инфраструктуру МБ; мобилизовать и более эффективно использовать все ресурсы.
Вопросы малого бизнеса в Казахстане регулируются следующими законодательными актами: "О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства", "О лицензировании", "О банкротстве", "О хозяйственных товариществах", "О защите частного предпринимательства", "О кооперации". Тем не менее нужен специальный закон "О государственной поддержке малого бизнеса и предпринимательства".
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: неоднородность развития малого предпринимательства является следствием отсутствия единой государственной политики в данной сфере, охватывающей правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности малых предприятий.
К числу других, не менее важных проблем становления малого предпринимательства в Казахстане можно отнести следующие:
Малое предпринимательство на современном этапе, как было сказано выше, остро нуждается в государственной и общественной поддержке, углубленном методологическом обосновании путей его развития.
Центральное место среди государственных мер в этой области занимает развитие малой рыночной инфраструктуры. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что малое предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике: обеспечивает особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, производит более половины общенационального продукта, создает до 70 % новых рабочих мест, оказывает значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов и инновационный потенциал.
В правительстве возникло осознание необходимости срочной государственной поддержки малого предпринимательства. Стали формироваться соответствующие организационные структуры на государственном уровне. Ведущей среди них являлось Министерство финансов РК, где функционирует отдел поддержки предпринимательства. Вопросами малого предпринимательства было поручено заниматься также ряду ведомств: Совету по поддержке предпринимательства Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке экономических структур, аналогичному подразделению Государственного комитета по промышленной политике, Отделу организации управления собственностью и предпринимательства аппарата правительства РК, Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Антимонопольном комитете. И, наконец, в июле 1999 г. создан Государственный комитет РК по поддержке и развитию малого предпринимательства.
В программе правительства РК на 2008-10 гг. были сформулированы основные направления государственной политики в отношении малого предпринимательства, которые предусматривали, в частности:
В
рыночной системе механизм ее самонастройки
основан на том, что громадное
количество малых предприятий
Но малые предприятия, кроме того, в период нэпа составляли материальную основу для развития крупной промышленности, являясь основным поставщиком сырья, материалов, полуфабрикатов, одновременно и важным рынком сбыта и звеном межотраслевых производств.
Опыт ряда стран показал, что в осуществлении экономических реформ и при выходе из кризисных ситуаций большую роль играет малое предпринимательство. В РК оно рассматривается Правительством как важный фактор реализации экономических реформ. Однако малое предпринимательство встречает на своем пути множество трудностей, преодолению которых прежде всего мешает отсутствие разработанной государственной концепции его развития. Остается недостаточно обоснованной также и методологическая сущность этой категории, что требует специального рассмотрения этого вопроса.
Термин "предпринимательство" и само явление предпринимательства вошли у нас в общественную практику лишь во второй половине 80-х годов4.
Предпринимательство можно понимать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность. Оно может осуществляться как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда в самых разных сферах экономики. В таком понимании предпринимательство имеет существенные отличия от хозяйственной деятельности в бюджетных организациях (не имеющих права коммерческой деятельности), осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственника.
Важное значение имеет понятие "предпринимательская среда". В РК она практически только формируется. Предпринимательская среда – совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки. Это также определенный социальный климат, условия безопасности, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает становление и дальнейшее развитие предпринимательства.
Понятие
малого предпринимательства, как одной
из составных частей предпринимательства,
связано, прежде всего, с критериями величины
предприятия. Исходя из этого отнесение
предпринимательства к малому может производиться
по оценке объема прибыли или дохода, объема
оборота, численности занятых. Представляется,
что в условиях высокой инфляции и несовершенства
хозяйственного учета численность занятых
является наиболее предпочтительным критерием.
Для
сравнительной наглядности
Рис. 1. –
Диаграмма численности занятых в МП
Казахстана в 2007-2009 гг 5.
О
важной роли и заметном вкладе МП в
экономику государства
В
настоящее время удельный вес
малых предприятий в
Хотя
некоторые исследователи
Другой способ нарастить капитал с меньшими издержками и, главное – с минимальным риском заключается в основании малого бизнеса посредством франчайзинговых отношений. В Казахстане эта форма организации предприятия относительно новая, но перспективная. За рубежом каждое двенадцатое предприятие – франчайзинговое.
Соглашение, позволяющее зарождающемуся малому предприятию использовать накопленный опыт и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой признанного предприятия, безусловно, облегчает труд предпринимателя: снижает неопределенность, непредвиденные расходы, риск. В мировой практике распространены три типа франчайзинговых отношений:
Первое франчайзинговое соглашение было заключено в конце XIХ в. по производству швейных машин. В середине XX столетия франчайзинг широко распространяется в сфере гостиничного бизнеса, розничной торговли, фармацевтики. По-настоящему бум франчайзинговых отношений наблюдается в деятельности компании "Макдональдс" (70-е годы) по распространению технологии быстрого приготовления пищи. Сегодня франчайзинг приобрел международный характер в сотрудничестве различных государств мира. К примеру, 374 американских франчайзера имеют 35000 франчайзи за рубежом, из которых 75 % - в Канаде, Японии, Восточной Европе и Австралии.
Следует отметить такие положительные моменты во франчайзинговых отношениях, как обучение франчайзером методам производства и технологии; поручительство при кредитовании; финансовая помощь (минимальный стартовый капитал; отсрочка расчетов); маркетинговая помощь (использование имиджа франчайзера; экономия на рекламе); помощь в менеджменте.
Естественно,
франчайзер заинтересован в удачном
становлении франчайзи и