СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местной экономической политики на примере города- курорта Геленджик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………..2
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты исследования местной экономической политики городских властей.
1.1 Понятие и содержание местной экономической политики…………….…..4
1.2 Сущность местной экономической политики..……………………………11
1.3 Тенденции развития местной экономической политики………………….14
ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик .
2.1 Социально - экономические индикаторы реализации местной экономической политики……………………………………………………..…18
2.2 Общая характеристика и оценка социально-экономического состояния города-курорта Геленджик ……………………………………………………..27
2.3 Стратегический план развития муниципального образования город-курорт Геленджик ……………………………………………………………….35
2.4.Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Геленджик………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…50

Работа содержит 1 файл

4 ГМУ ГУМИНСКАЯ Курсовая работа.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

     По-моему, в сложившихся условиях возрастает роль инфраструктурных факторов и инструментов, связанных с регулированием землепользования, более актуальными становятся межмуниципальная кооперация в разработке и проведении местной экономической политики, а также межсекторная кооперация в рамках государственно-частного партнерства для реализации мероприятий местной экономической политики. Как считают опрошенные представители муниципального образования город-курорт Геленджик. Новое законодательство о местном самоуправлении будет способствовать более активному использованию муниципального имущества (45, 7%), развитию государственно-частного партнерства (38, 6%) и межмуниципальной кооперации (38, 6%).

     Оценивая  последствия реформы, половина опрошенных полагает, что возможности проведения самостоятельной экономической  политики практически не изменятся или несколько ухудшатся (соответственно 27 и 23%). Ожидают существенного ухудшения 17%. 1/5 участвовавших в опросе рассчитывает на расширение возможностей муниципалитетов по проведению самостоятельной экономической политики.

     Местные органы власти неэффективно используют местную экономическую политику так как во многих муниципальных образованиях: нехватки квалифицированных кадров, особенно в низовых муниципальных образованиях; недостатка финансовых ресурсов для проведения таких затратных мероприятий, как зонирование территорий и вложения в инфраструктуру; отсутствия методических рекомендаций по разработке программ и планов социально-экономического развития и их увязке с циклами бюджетного планирования; неразвитости муниципальной статистики. 13 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик

    

2.1 Социально - экономические  индикаторы реализации  местной           

экономической политики 

    Местная социально-экономическая политика – это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика – это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социально-экономической политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы

     Главная  и конечная цель местной социально-экономической  политики – улучшение качества жизни  населения, образующего местное  сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

       Важнейшие составляющие местной социально-экономической  политики являются социальная, экономическая, экологическая, научно-инновационная  и другие виды местной политики.

     В местной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Главный ориентир местной экологической политики – улучшение качества окружающей человека среды путем уменьшения и предотвращения ее загрязнения и создания в конечном счете для населения соответствующей территории среды обитания с заранее заданными благоприятными для человека свойствами. Эта задача включает в себя улучшение качества земли на территории местного сообщества, улучшение качества воды, используемой местным сообществом, улучшение качества воздушной среды обитания населения, уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу и предотвращение загрязнения сточных вод. Главный ориентир местной экономической политики – эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.

     Конкретный  состав и содержание целей социально-экономической политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей.

     При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.14

     Местная социальная политика. Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.

     Местная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные  особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует 3 основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования.15 Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.

  Современная социальная политика должна строиться  с учетом следующих обстоятельств:

  • Приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок;
  • Повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;
  • Формирование нового механизма обосновании и реализации социальной политики.

     Основные  сферы деятельности местных органов  власти при проведении местной социальной политики:

  • Определение и оценка реального качества жизни всех социальных групп и слоев населения;
  • Прогноз возможных изменений положения социальных групп и слоев под воздействием экономических и социально-психологических факторов;
  • Разработка основных принципов, целей и задач формирования и реализации социальной политики;
  • Выявление общих и специфических проблем каждой из социальных групп;
  • Изыскание источников финансирования мероприятий;
  • Разработка проектов, программ и других мероприятий по решению социальных проблем;
  • Исследование отношения населения к предлагаемым проектам и программам;
  • Корректировка проектов и программ с учетом общественного мнения;
  • Реализация проектов и программ, включая контроль за реализацией.

     Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:

  • политика повышения уровня жизни населения;
  • политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;
  • политика формирования здорового образа жизни населения.

     Повышение уровня жизни населения подразумевает  прежде всего учет системы следующих показателей:

  • Денежные доходы населения и прожиточный минимум;
  • Цены и тарифы;
  • Покупательная способность денежных доходов и расходы населения;
  • Обеспечение населения товарами и услугами;
  • Потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
  • Бюджет семьи по категориям населения, личное имущество граждан;
  • Обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами.
  • При определении образа жизни населения учитывается:
  • Занятость населения, безработица, забастовки;
  • Образование и культура;
  • Социальная безопасность, правонарушения и преступность;
  • Обеспечение населения объектами культуры, искусства, спорта, их доступность и степень использования;
  • Охрана окружающей среды.
  • Здоровье и продолжительность жизни населения:
  • Состояние здоровья и заболеваемость населения;
  • Развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения и уровень обслуживания;
  • Экологическая безопасность.16

     Социальная  защита населения. Социальную защиту можно  определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) - преимущества в пользовании ОФП прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах. Объектом социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения.

      Защита  социально неблагополучных слоев  населения не должна сводиться только к материальному содержанию. Они  должны быть значительно шире и направлены на поддержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений, адаптироваться в новых социальных условиях.

      Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации программ социальной защиты населения должны стать программы социальной защиты. Основными требованиями к программам на этапе их формирования являются: учет основных направлений воздействия рыночных отношений на основные сферы жизнедеятельности населения; изменение ролей субъектов социальной защиты, то есть увеличения значимости негосударственных программ; определение социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходной экономики, анализ соотношений между бедными и богатыми, занятыми (частично или полностью) и неработающими, нуждающимися в различных формах поддержки и вспомоществования, их учет в процессе разработки программ.; методологическое требование при приоритетов разработки программ социальная защита - учет специфики развития территории, степени остроты и настоятельности решения социальных проблем.17

      Основными субъектами социальных программ являются органы территориального управления, которые с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов формируют и реализуют программы. Объектом выступает население в целом, являющееся при всей сложной внутренней структуре особой социальной общностью.

Демографическая политика. Сущность демографической  политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, что подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Демографическая политика состоит из комплекса мер:

      а) экономических, к которым относятся  пособия;

      б) административно-правовых, к которым  относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение  детей в семье, условия занятости и режима труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграции;

      в) воспитательных и пропагандистских.

     К числу задач муниципальных органов  по разработке и реализации демографической  политики относится необходимость - максимально учесть сложившуюся демографическую обстановку; предвидеть возможные демографические последствия социально-экономических решений, принимаемых на государственном и местном уровне разработать и реализовать систему мер, направленных на смягчение сложившейся демографической ситуации и предотвращение будущих нежелательных тенденций в развитии населения.

     Социальная  политика в сфере охраны здоровья. Социальную политику в области охраны здоровья можно определить как управление и регулирование процессов, способствующих оздоровлению населения.

     Задачи  органов местного самоуправления в  разработке и реализации социальной политики в области охраны здоровья населения заключаются в рациональном сочетании решения проблем федерального значения и местных. Органы местного самоуправления должны обеспечить эффективное включение мероприятий по охране здоровья в общую систему социальной политики, проводимой в регионе.18

     Жилищная  политика. Органы местного самоуправления участвуют в формировании и реализации жилищной политики по ряду направлений. Планируют новую застройку с учетом фактора реальной платежеспособности населения.. Учитывая снижение финансовых возможностей государства и большинства семей, не имеющих жилья или желающих улучшить жилищные условия, нужно ориентироваться на более скромные и экономичные жилищные стандарты, одновременно развивая строительную базу, новую технологию строительства и внедряя удобные планировки жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения. По мере роста благосостояния жителей жилищные стандарты должны улучшаться.19

     Управление  социальным развитием. К вопросам местного значения в сфере социального  развития, входящих в предмет местного самоуправления, относят:

  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • проведение активной политики повышения уровня жизни, социальной поддержки населения в направлении реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;
  • местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов, сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;
  • содержание и  использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального образования;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Информация о работе СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ