Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местной экономической политики на примере города- курорта Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………..2
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты исследования местной экономической политики городских властей.
1.1 Понятие и содержание местной экономической политики…………….…..4
1.2 Сущность местной экономической политики..……………………………11
1.3 Тенденции развития местной экономической политики………………….14
ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик .
2.1 Социально - экономические индикаторы реализации местной экономической политики……………………………………………………..…18
2.2 Общая характеристика и оценка социально-экономического состояния города-курорта Геленджик ……………………………………………………..27
2.3 Стратегический план развития муниципального образования город-курорт Геленджик ……………………………………………………………….35
2.4.Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Геленджик………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…50
По-моему, в сложившихся условиях возрастает роль инфраструктурных факторов и инструментов, связанных с регулированием землепользования, более актуальными становятся межмуниципальная кооперация в разработке и проведении местной экономической политики, а также межсекторная кооперация в рамках государственно-частного партнерства для реализации мероприятий местной экономической политики. Как считают опрошенные представители муниципального образования город-курорт Геленджик. Новое законодательство о местном самоуправлении будет способствовать более активному использованию муниципального имущества (45, 7%), развитию государственно-частного партнерства (38, 6%) и межмуниципальной кооперации (38, 6%).
Оценивая последствия реформы, половина опрошенных полагает, что возможности проведения самостоятельной экономической политики практически не изменятся или несколько ухудшатся (соответственно 27 и 23%). Ожидают существенного ухудшения 17%. 1/5 участвовавших в опросе рассчитывает на расширение возможностей муниципалитетов по проведению самостоятельной экономической политики.
Местные
органы власти неэффективно используют
местную экономическую политику так как
во многих муниципальных образованиях:
нехватки квалифицированных кадров, особенно
в низовых муниципальных образованиях;
недостатка финансовых ресурсов для проведения
таких затратных мероприятий, как зонирование
территорий и вложения в инфраструктуру;
отсутствия методических рекомендаций
по разработке программ и планов социально-экономического
развития и их увязке с циклами бюджетного
планирования; неразвитости муниципальной
статистики. 13
ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик
2.1 Социально - экономические индикаторы реализации местной
экономической
политики
Местная
социально-экономическая
Главная
и конечная цель местной социально-
Важнейшие
составляющие местной социально-
В местной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Главный ориентир местной экологической политики – улучшение качества окружающей человека среды путем уменьшения и предотвращения ее загрязнения и создания в конечном счете для населения соответствующей территории среды обитания с заранее заданными благоприятными для человека свойствами. Эта задача включает в себя улучшение качества земли на территории местного сообщества, улучшение качества воды, используемой местным сообществом, улучшение качества воздушной среды обитания населения, уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу и предотвращение загрязнения сточных вод. Главный ориентир местной экономической политики – эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.
Конкретный состав и содержание целей социально-экономической политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей.
При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.14
Местная социальная политика. Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.
Местная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует 3 основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования.15 Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.
Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
Основные сферы деятельности местных органов власти при проведении местной социальной политики:
Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:
Повышение уровня жизни населения подразумевает прежде всего учет системы следующих показателей:
Социальная защита населения. Социальную защиту можно определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) - преимущества в пользовании ОФП прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах. Объектом социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения.
Защита
социально неблагополучных
Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации программ социальной защиты населения должны стать программы социальной защиты. Основными требованиями к программам на этапе их формирования являются: учет основных направлений воздействия рыночных отношений на основные сферы жизнедеятельности населения; изменение ролей субъектов социальной защиты, то есть увеличения значимости негосударственных программ; определение социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходной экономики, анализ соотношений между бедными и богатыми, занятыми (частично или полностью) и неработающими, нуждающимися в различных формах поддержки и вспомоществования, их учет в процессе разработки программ.; методологическое требование при приоритетов разработки программ социальная защита - учет специфики развития территории, степени остроты и настоятельности решения социальных проблем.17
Основными
субъектами социальных программ являются
органы территориального управления,
которые с помощью
Демографическая политика. Сущность демографической политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, что подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Демографическая политика состоит из комплекса мер:
а) экономических, к которым относятся пособия;
б)
административно-правовых, к которым
относятся законодательные
в) воспитательных и пропагандистских.
К
числу задач муниципальных
Социальная политика в сфере охраны здоровья. Социальную политику в области охраны здоровья можно определить как управление и регулирование процессов, способствующих оздоровлению населения.
Задачи
органов местного самоуправления в
разработке и реализации социальной
политики в области охраны здоровья
населения заключаются в
Жилищная политика. Органы местного самоуправления участвуют в формировании и реализации жилищной политики по ряду направлений. Планируют новую застройку с учетом фактора реальной платежеспособности населения.. Учитывая снижение финансовых возможностей государства и большинства семей, не имеющих жилья или желающих улучшить жилищные условия, нужно ориентироваться на более скромные и экономичные жилищные стандарты, одновременно развивая строительную базу, новую технологию строительства и внедряя удобные планировки жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения. По мере роста благосостояния жителей жилищные стандарты должны улучшаться.19
Управление социальным развитием. К вопросам местного значения в сфере социального развития, входящих в предмет местного самоуправления, относят:
Информация о работе СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ