СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местной экономической политики на примере города- курорта Геленджик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………..2
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты исследования местной экономической политики городских властей.
1.1 Понятие и содержание местной экономической политики…………….…..4
1.2 Сущность местной экономической политики..……………………………11
1.3 Тенденции развития местной экономической политики………………….14
ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик .
2.1 Социально - экономические индикаторы реализации местной экономической политики……………………………………………………..…18
2.2 Общая характеристика и оценка социально-экономического состояния города-курорта Геленджик ……………………………………………………..27
2.3 Стратегический план развития муниципального образования город-курорт Геленджик ……………………………………………………………….35
2.4.Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Геленджик………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…50

Работа содержит 1 файл

4 ГМУ ГУМИНСКАЯ Курсовая работа.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

     Важнейшими  составными частями местной экономической  политики являются:

  • Структурная;
  • Инвестиционная;
  • Предпринимательская и финансовая политика.

Проведение местной структурной политик опирается на принципы целенаправленности, системности, эффективности и оптимальности. К числу основных задач органов местного самоуправления по разработке и реализации структурной политики можно отнести:

  • Определение наиболее существенных сложившихся и ожидаемых в перспективе структурных диспропорций в экономике города;
  • Формирование стратегических установок совершенствования структуры экономики города;
  • Выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики города;
  • Создание и обеспечение функционирования организационно-экономического механизма регулирования и поддержки процессов структурных преобразований в экономике города.4

     Сущность  местной инвестиционной политики можно  определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:

  • Определении социальных и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;
  • Выборе и обосновании системы целей инвестирования, определении эффективных путей их реализации;
  • Разработке комплексных мер, направленных на привлечение на территорию средств, достаточных для реализации намеченных целей;
  • Согласовании в необходимых случаях инвестиционной политики с вышестоящими органами управления;
  • Создании системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

   Муниципальная финансовая политика является составной  частью экономической политики, проводимой местным сообществом и его  органами самоуправления в интересах  населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества5.

   Содержание  финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:

  1. Определение перечня городских проектов, реализация которых имеет первостепенное значение для местного сообщества;
  2. Формирование системы целей финансовой политики;
  3. Разработка системы мер, направленной на создание финансовой основы местного самоуправления;
  4. Создание механизма реализации финансовой политики поддержки городских инвестиционных проектов.

   Таким образом местную экономическую  политику можно  охарактеризовать как  комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при их участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сущность местной экономической политики

      Экономическая политика осуществляется  на всех уровнях территориальной  иерархии общества - центральном,  региональном, местном. На каждом  из них формулируются свои  цели, применяются специфичные инструменты, действуют отдельные субъекты экономической политики. При этом актуален вопрос о распределении компетенций: на каком именно уровне власти должны осуществляться те или иные функции регулирования экономики: что следует делать на уровне центрального правительства, а что - на местах в рамках местного самоуправления; и более того: до какой степени органам власти всех уровней вообще следует заниматься таким регулированием?

       В настоящее время в мире  наблюдаются следующие тенденции  в данной сфере: 

во-первых, либерализация и дерегулирование, то есть отказ государства от многих функций по регулированию экономики;

во-вторых, децентрализация и деконцентрация - делегирование полномочий на низшие уровни в соответствии с принципом  субсидиарности. 6

     В результате осуществления последней реформы системы власти в России роль государства в целом незначительно снизилась, но большая часть полномочий по регулированию экономики оказалась сосредоточенной на уровне не местного самоуправления, а субъектов Федерации и Центра.7

       В нашей стране система взглядов  на местную экономическую политику  сформировалась под влиянием  западно-европейского и североамериканского  опыта. В условиях рыночной  экономики местные власти, не  вмешиваясь непосредственно в  дела предприятий, проводят активную экономическую политику, направленную на поддержку местного бизнеса, привлечение инвестиций, внедрение технических новшеств. В городах, власти которых наиболее успешно осуществляют такую деятельность, складываются более благоприятные возможности для социально-экономического развития. Особенно необходима активная экономическая политика в периоды структурных преобразований, когда требуется поддержать новые растущие отрасли, смягчить последствия спада производства и увольнений работников в отстающих отраслях, дать импульсы внедрению новых технологий. В странах с реформируемой переходной экономикой в содержании местной экономической политики особое место занимают процессы, связанные с институциональными изменениями в экономике, - приватизацией, формированием местного хозяйственного регулирования, созданием систем регистрации объектов недвижимости, образованием рыночной инфраструктуры.8

          Необходимость местной экономической  политики определяется потребностями  в регулировании обществом рыночной  экономики и в территориальной организации хозяйственной деятельности, заинтересованностью субъектов хозяйствования в улучшении местной среды производства. Местная экономическая политика затрагивает сферы торговли, труда, безопасности, транспорта, финансов и т. д. ее основная задача - создание благоприятных условий для развития экономики путем совершенствования "мягких" и "жестких" факторов упомянутой среды. К первым относятся хозяйственный климат и его составляющие (хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил, качество среды жизнедеятельности), ко вторым - хозяйственная инфраструктура (транспорт, связь, земельные участки, производственные помещения и т. п.).

     Важнейшими  элементами местной экономической  политики выступают: налогообложение; регулирование естественных монополий (установление уровня тарифов и иных платежей); контроль за уровнем административных барьеров и трансакционных издержек; меры содействия предпринимательству, включая информирование и обучение предпринимателей и менеджеров, развитие деловой инфраструктуры; поддержка отдельных отраслей и др9.

           В большинстве стран с рыночной  экономикой местные власти оказывают незначительное влияние на местное хозяйство, что объясняется необходимостью защиты принципов свободной конкуренции, ограничения коррупции и уменьшения произвола местных чиновников. Поэтому содействие экономике со стороны местных властей должно сводиться к предоставлению определенного набора услуг. Главное здесь - сделать их настолько полезными, чтобы предприятия захотели располагаться на данной территории, результатом чего станет повышение уровня общей экономической активности.

            Города, как и предприятия, конкурируют между собой, предлагая бизнесу специфичный товар - среду производства, комплекс условий для хозяйственной деятельности и жизни. Успешность местной экономической политики в конечном счете означает успех в этой конкурентной борьбе, в которой побеждают те органы власти (вместе с сообществами), которые сумели создать на своей территории хозяйственный климат, содействующий развитию конкурентоспособных предприятий.  

1.3 Тенденции развития местной экономической политики

     Относительно либеральное бюджетное и налоговое законодательство второй половины 1990-х годов, несмотря на все финансовые сложности, с которыми сталкивались муниципалитеты, позволяло местным органам власти использовать имеющиеся налоговые полномочия для предоставления хозяйствующим субъектам разнообразных налоговых льгот. Благодаря доставшейся в наследство от прежней системы муниципальной собственности местные органы власти стали монополистами на рынках земли и недвижимости, что обеспечило им важный инструмент регулирования деловой активности.

     Кроме того, при проведении местной экономической политики муниципалитеты могли использовать административный ресурс, причем не ограничиваясь установлением (или снятием) административных барьеров. В силу системы "взаимозачетов" между предприятиями и бюджетом, распространенной в период кризиса, местные органы власти получили широкие возможности для прямого вмешательства в деятельность предприятий, испытывавших финансовые трудности и имевших задолженность перед местным бюджетом и (или) коммунальными предприятиями, принадлежащими муниципалитетам. Последние могли организовать процедуры банкротства в отношении таких предприятий, стремясь сменить их собственника на более "эффективного".10

     Таким образом, главными инструментами местной экономической политики в 1995-2000 гг. были: налоговые льготы; льготы по аренде муниципального имущества; административное регулирование; тарифная политика.

     Если  на начальном этапе становления местной экономической политики при предоставлении преференций преобладал индивидуальный подход к выбору предприятий-бенефициариев, то в дальнейшем территории постепенно перешли к использованию универсального подхода, формируя законодательство, обеспечивающее общие условия получения преференций как для развития действующих, так и для привлечения новых предприятий. При этом сами муниципалитеты активно участвовали в процессе организации новых коммерческих структур, стараясь создать дополнительные источники пополнения местного бюджета, однако данная практика в большинстве случаев была крайне рискованной11.

     Безусловно, имевшиеся в распоряжении местных  властей в тот период инструменты  местной экономической политики могли служить источником злоупотреблений. Авторы либеральных реформ, вероятно, стремились последовательно ограничить возможности государства и местного самоуправления по вмешательству в экономику или хотя бы сконцентрировать соответствующие функции в меньшем количестве властных структур.

     С конца 1990-х годов и с началом процесса перестройки межбюджетных отношений по мере ужесточения бюджетного и налогового законодательства наметилась тенденция к усилению централизации финансовых ресурсов, что привело к значительному снижению финансовой самостоятельности муниципалитетов. Как следствие, уменьшились и возможности муниципального образования по проведению самостоятельной экономической политики, в частности муниципалитеты фактически утратили право на предоставление налоговых льгот. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного опроса: свыше 90% респондентов наиболее острой проблемой, препятствующей проведению местными органами власти самостоятельной экономической политики, назвали недостаточность собственных источников финансирования.

Современная реформа местного самоуправления проводится в соответствии с Федеральным  законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и затрагивает практически все сферы общественной жизни. Цель реформы, как неоднократно заявляли его разработчики, заключается в том, чтобы максимально приблизить органы местного самоуправления к населению. При этом видоизменились список вопросов местного значения, относящихся к ведению МСУ, и набор их полномочий12.

     Изменения, обусловленные вступлением данного  закона в силу, еще больше ограничили муниципалитеты в выборе инструментов экономической политики, резко уменьшив их возможности в долгосрочной перспективе использовать в подобном качестве муниципальную собственность. С одной стороны, это снижает риск злоупотреблений полномочиями со стороны муниципалитетов и предотвращает неэффективное расходование средств, а с другой - лишает местные органы власти стимулов к проведению экономической политики, направленной на развитие их территорий.

Информация о работе СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ