Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местной экономической политики на примере города- курорта Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………..2
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты исследования местной экономической политики городских властей.
1.1 Понятие и содержание местной экономической политики…………….…..4
1.2 Сущность местной экономической политики..……………………………11
1.3 Тенденции развития местной экономической политики………………….14
ГЛАВА 2 Комплексное планирование социально-экономического развития города-курорта Геленджик .
2.1 Социально - экономические индикаторы реализации местной экономической политики……………………………………………………..…18
2.2 Общая характеристика и оценка социально-экономического состояния города-курорта Геленджик ……………………………………………………..27
2.3 Стратегический план развития муниципального образования город-курорт Геленджик ……………………………………………………………….35
2.4.Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Геленджик………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…50
Важнейшими составными частями местной экономической политики являются:
Проведение местной структурной политик опирается на принципы целенаправленности, системности, эффективности и оптимальности. К числу основных задач органов местного самоуправления по разработке и реализации структурной политики можно отнести:
Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:
Муниципальная финансовая политика является составной частью экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества5.
Содержание финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:
Таким
образом местную экономическую
политику можно охарактеризовать как
комплекс мер, осуществляемых органами
местной власти или при их участии,
направленных на расширение экономического
потенциала территории и повышение эффективности
его использования, усиление конкурентоспособности
местных предприятий.
1.2 Сущность местной экономической политики
Экономическая политика
В настоящее время в мире
наблюдаются следующие
во-первых, либерализация и дерегулирование, то есть отказ государства от многих функций по регулированию экономики;
во-вторых,
децентрализация и
В результате осуществления последней реформы системы власти в России роль государства в целом незначительно снизилась, но большая часть полномочий по регулированию экономики оказалась сосредоточенной на уровне не местного самоуправления, а субъектов Федерации и Центра.7
В нашей стране система
Необходимость местной
Важнейшими элементами местной экономической политики выступают: налогообложение; регулирование естественных монополий (установление уровня тарифов и иных платежей); контроль за уровнем административных барьеров и трансакционных издержек; меры содействия предпринимательству, включая информирование и обучение предпринимателей и менеджеров, развитие деловой инфраструктуры; поддержка отдельных отраслей и др9.
В большинстве стран с
Города, как и предприятия, конкурируют
между собой, предлагая бизнесу специфичный
товар - среду производства, комплекс условий
для хозяйственной деятельности и жизни.
Успешность местной экономической политики
в конечном счете означает успех в этой
конкурентной борьбе, в которой побеждают
те органы власти (вместе с сообществами),
которые сумели создать на своей территории
хозяйственный климат, содействующий
развитию конкурентоспособных предприятий.
1.3 Тенденции развития местной экономической политики
Относительно либеральное бюджетное и налоговое законодательство второй половины 1990-х годов, несмотря на все финансовые сложности, с которыми сталкивались муниципалитеты, позволяло местным органам власти использовать имеющиеся налоговые полномочия для предоставления хозяйствующим субъектам разнообразных налоговых льгот. Благодаря доставшейся в наследство от прежней системы муниципальной собственности местные органы власти стали монополистами на рынках земли и недвижимости, что обеспечило им важный инструмент регулирования деловой активности.
Кроме того, при проведении местной экономической политики муниципалитеты могли использовать административный ресурс, причем не ограничиваясь установлением (или снятием) административных барьеров. В силу системы "взаимозачетов" между предприятиями и бюджетом, распространенной в период кризиса, местные органы власти получили широкие возможности для прямого вмешательства в деятельность предприятий, испытывавших финансовые трудности и имевших задолженность перед местным бюджетом и (или) коммунальными предприятиями, принадлежащими муниципалитетам. Последние могли организовать процедуры банкротства в отношении таких предприятий, стремясь сменить их собственника на более "эффективного".10
Таким образом, главными инструментами местной экономической политики в 1995-2000 гг. были: налоговые льготы; льготы по аренде муниципального имущества; административное регулирование; тарифная политика.
Если на начальном этапе становления местной экономической политики при предоставлении преференций преобладал индивидуальный подход к выбору предприятий-бенефициариев, то в дальнейшем территории постепенно перешли к использованию универсального подхода, формируя законодательство, обеспечивающее общие условия получения преференций как для развития действующих, так и для привлечения новых предприятий. При этом сами муниципалитеты активно участвовали в процессе организации новых коммерческих структур, стараясь создать дополнительные источники пополнения местного бюджета, однако данная практика в большинстве случаев была крайне рискованной11.
Безусловно, имевшиеся в распоряжении местных властей в тот период инструменты местной экономической политики могли служить источником злоупотреблений. Авторы либеральных реформ, вероятно, стремились последовательно ограничить возможности государства и местного самоуправления по вмешательству в экономику или хотя бы сконцентрировать соответствующие функции в меньшем количестве властных структур.
С конца 1990-х годов и с началом процесса перестройки межбюджетных отношений по мере ужесточения бюджетного и налогового законодательства наметилась тенденция к усилению централизации финансовых ресурсов, что привело к значительному снижению финансовой самостоятельности муниципалитетов. Как следствие, уменьшились и возможности муниципального образования по проведению самостоятельной экономической политики, в частности муниципалитеты фактически утратили право на предоставление налоговых льгот. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного опроса: свыше 90% респондентов наиболее острой проблемой, препятствующей проведению местными органами власти самостоятельной экономической политики, назвали недостаточность собственных источников финансирования.
Современная реформа местного самоуправления проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и затрагивает практически все сферы общественной жизни. Цель реформы, как неоднократно заявляли его разработчики, заключается в том, чтобы максимально приблизить органы местного самоуправления к населению. При этом видоизменились список вопросов местного значения, относящихся к ведению МСУ, и набор их полномочий12.
Изменения,
обусловленные вступлением
Информация о работе СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ