Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:40, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность и цели финансовой политики……………………………………..5
1.1 Содержание финансовой политики……………………………………5
1.2 Элементы финансовой политики………………………………………7
1.3 Виды финансовой политики…………………………………………...10
2 Современная финансовая политика…………………………………………..12
2.1 Сущность социальной политики………………………………………12
2.2 Характеристика государственного бюджета и налоговой политики..15
2.3 Направление финансовой политики…………………………………..18
3 Основные направления бюджетной и налоговой политики в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области на 2009-2011 годы………...25
3.1 Прогноз социально-экономического развития светлоярского
муниципального района на 2009-2011 годы……………………………...28
Заключение……………………………………………………………………....30
Литература
Кроме того, необходимо
продолжить работу по разработке и отстаиванию
на федеральном уровне законодательных
инициатив, направленных на укрепление
финансовой самостоятельности субъектов
Российской Федерации, в том числе за счет
отмены механизма перераспределения акцизов
на нефтепродукты и на алкогольную продукцию
между бюджетами субъектов Российской
Федерации через Управление Федерального
казначейства по Смоленской области, а
также отмены ранее установленных на федеральном
уровне налоговых льгот по региональным
и местным налогам (включая положения,
уменьшающие налоговую базу).
Удельный вес собственных доходов муниципальных образований в консолидированном бюджете Волгоградской области
В условиях достаточности финансовых ресурсов региональных бюджетов на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой должна осуществляться по следующим направлениям:
1. Продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований Волгоградской области.
2. Совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
3. Формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.
Переход на среднесрочное планирование потребовал реформирования межбюджетных отношений, укрепления местных бюджетов, повышения самостоятельности органов местного самоуправления.
Был изменен подход к формированию и распределению финансовой помощи. Начиная с 2008 года объем средств, передаваемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, определяется исходя не из рассчитанных расходных обязательств, размер которых был предметом постоянной критики со стороны органов местного самоуправления, а путем увеличения финансовой помощи текущего финансового года на определенный индекс, устанавливаемый законом об областном бюджете, исходя из возможностей областного бюджета.
Отправной точкой для планирования фондов финансовой помощи на среднесрочную перспективу стали расчетные объемы фондов финансовой поддержки 2007 года. Была произведена индексация фондов финансовой
поддержки на 2008 год и на период до 2010 года.
В рамках приведения нормативной базы муниципальных районов Волгоградской области в соответствие с новой методикой межбюджетных отношений в муниципальных районах приняты методики межбюджетных отношений с поселениями.
Изменению был подвергнут и сам порядок распределения финансовой помощи. Смещены акценты от расчета минимальных расходов к расчету показателей, отражающих различия стоимости услуг. Что же касается расходов, то в каком объеме и какие собственные полномочия профинансировать, органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
При
этом обеспечена гарантия местным бюджетам,
что расчетный объем средств, передаваемый
им из областного бюджета через дотации
и дополнительные нормативы отчислений,
на последующий финансовый год будет не
меньше, чем был в предыдущем.
Динамика средств, переданных муниципальным образованиям из областного бюджета за 2007-2008 годы на решение вопросов местного значения
Всего на решение вопросов местного значения в 2008 году муниципальным образованиям планируется передать из областного бюджета 11067,0 млн.рублей, что почти в 1,3 раза больше фактического уровня 2007 года. Рост дополнительных нормативов отчислений, заменяющих дотации из областного бюджета, составит 5 процентов, дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) - 19,3 процента, субвенции на выполнение переданных государственных полномочий по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений - 17,1 процента, субсидии на софинансирование вопросов местного значения - 84,1 процента. Прослеживается тенденция увеличения субсидиарного финансирования как за счет средств федерального, так и за счет средств областного бюджетов.
Другим ключевым моментом формирования межбюджетных отношений в Волгоградской области является повышение эффективности использования бюджетных средств путем создания стимулов для муниципальных образований. Первым шагом в формировании подобных стимулов можно назвать принятие постановления Главы Администрации Волгоградской области от 16 апреля 2008 г. № 475 "Об итогах деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области".
Несмотря на положительную динамику в реализации бюджетной политики в последние годы, для достижения наилучших результатов необходимо решить следующие проблемы на федеральном уровне:
1. Обеспечение регионов средствами для развития.
За последние годы так и не удалось достичь сбалансированности бюджетной системы. Федеральный бюджет исполняется с профицитом, в то время как бюджеты субъектов Федерации имеют сложности с обеспечением полного и своевременного осуществления расходных обязательств. Средств на развитие недостаточно.
2. Создание экономических условий для развития местного самоуправления.
Особенностью бюджетной политики, начиная 2006 года, стала практическая реализация на территории субъектов Российской Федерации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Образовался еще один уровень бюджетной системы - поселения. В связи с чем возник комплекс проблем экономических, финансовых и организационных. Требуется создание национального проекта по развитию местного самоуправления, что не находит финансового обоснования в федеральном бюджете.
3. Обеспечение федеральным бюджетом полного финансирования переданных расходных полномочий.
Остается актуальной проблема недостаточного финансового обеспечения переданных на уровень субъекта Российской Федерации федеральных расходных полномочий. У субъектов Российской Федерации отсутствуют средства на администрирование.
Формирование межбюджетных отношений на 2009-2011 годы будет направлено на укрепление местных бюджетов и стимулирование муниципальных образований по мобилизации собственных доходов и повышению эффективности расходов:
1. Сохранится тенденция укрепления местных бюджетов, то есть при расчете фондов финансовой поддержки будет учтен индекс-дефлятор не ниже официально установленного Министерством экономического развития Российской Федерации. Также учитывается повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений, произведенное в текущем году и предстоящее в 2009 году.
2. Как и в предыдущий период будут обеспечены гарантии местным бюджетам в том, что расчетный объем средств, передаваемый им из областного бюджета через дотации и дополнительные нормативы отчислений, на последующий финансовый год будет не меньше, чем был в предыдущем.
3. Внедрение технологии распределения субсидий муниципальным районам (городским округам) по итогам достижения наилучших результатов деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).
Предполагаемое
повышение фондов финансовой поддержки
составит 27 процентов на 2009 год по отношению
к 2008 году. Плановые назначения по увеличению
фондов финансовой поддержки на 2010 год
по отношению к 2009 году и в 2011 году по отношению
к 2010 году составят 10 процентов
Объем областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований (млн.рублей)
По-прежнему муниципальным
районам будут делегированы полномочия
по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности
поселений.
Объем средств, передаваемых в виде субвенции на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (млн. рублей)
В областном фонде софинансирования будут предусмотрены средства на стимулирование деятельности муниципальных образований. Ежегодные плановые назначения на 2009-2011 годы составят 100,0 млн.рублей.
Таким
образом, построение межбюджетных отношений
на планируемый трехлетний период ориентировано
на создание стимулов по увеличению собственных
доходов и экономному использованию бюджетных
средств.
Заключение
Из
всего вышесказанного можно сделать
следующие краткие выводы.
1. Сформированные подходы к определению
финансовой политики позволяют расширить
понятийный аппарат, углубить понимание
теоретических аспектов этой сферы деятельности.
2. Проведенный даже беглый анализ существующей
практики показывает наличие резервов
повышения эффективности, как в подготовке,
так и в реализации финансовой политики.
В этой связи необходимо усилить роль
Минфина РФ в координации деятельности
всех ведомств, причастных к проведению
единой финансовой политики государства.
3. Для формирования предложений по усилению
единой финансовой политики России целесообразно
было бы создать соответствующий временный
рабочий орган или комиссию при Президенте
РФ или Правительстве РФ с целью подготовки
пакета проектов конкретных решений, требующих
проработки различных ведомств и с участием
субъектов РФ.
4. Существование рациональной финансовой
политики субъектов Российской Федерации
является положительным фактором развития
экономики государства и, наоборот, ее
отсутствие тормозит развитие экономики,
как конкретного региона, так и страны
в целом. В условиях фактического разрушения
жесткой вертикали управления финансовыми
органами субъектов Федерации финансовая
политика регионов пока осуществляется
каждым из них самостоятельно в меру понимания
важности данных усилий и в меру кадровых
возможностей каждого из них. Необходимо
восстановить вертикальную зависимость
деятельности территориальных финорганов
от Минфина РФ и на более серьезном уровне,
чем даже было, т.к, в противном случае
значительно снижается возможность проведения
единой финансовой политики государства.
5. Одновременно в рамках субъектов РФ
целесообразно создать единый механизм
тесного взаимодействия всех управлений
и представительств Министерства финансов
Российской Федерации, работающих в республиках,
краях и областях. Для этого территориальным
финансовым органам должно быть дано право
и вменена в обязанность координация их
деятельности с целью повышения эффективности
проведения единой финансовой политики
государства на территории конкретного
субъекта РФ.
Таким образом, можно отметить, что финансовая
политика требует дальнейшего совершенствования,
которое может осуществляться, в том числе
и с учетом перечисленных выше теоретических
и практических соображений и предложений.
Литература
1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. - М., 2002. - №4. - с. 59-63.
2. Бурцев В.В.,
«Система государственного
3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 384 с.
4. Карасева М.В.,
Финансовое право. Общая часть:
5. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10
6. Финансы. Учебник
для вузов. Под редакцией
7. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. - М., 2001. - №1. - с. 55-56.
8. Финансы. Учебник
для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А.,
«Финансы», М.: 2002.
9. Колесов А.С. Финансовая политика: цели
и задачи // Финансы, 2002. №10
10 Сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru
11. Сайт Администрации Волгоградской Области http://www.volganet.ru/
12. Сайт Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейство Администрации Волгоградской области http://www.volgafin.ru/
13. Сайт "РосБизнесКонсалтинг" http://www.rbc.ru/