Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:40, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность и цели финансовой политики……………………………………..5
1.1 Содержание финансовой политики……………………………………5
1.2 Элементы финансовой политики………………………………………7
1.3 Виды финансовой политики…………………………………………...10
2 Современная финансовая политика…………………………………………..12
2.1 Сущность социальной политики………………………………………12
2.2 Характеристика государственного бюджета и налоговой политики..15
2.3 Направление финансовой политики…………………………………..18
3 Основные направления бюджетной и налоговой политики в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области на 2009-2011 годы………...25
3.1 Прогноз социально-экономического развития светлоярского
муниципального района на 2009-2011 годы……………………………...28
Заключение……………………………………………………………………....30
Литература
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.
Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.
Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.
Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.
Целью
финансовой политики государства (и
субъекта РФ в частности) должно быть
увеличение или сохранение уровня реальных
доходов на душу населения и на этой основе
обеспечение социальных нормативов уровня
жизни в стране, в том числе на уровне каждого
региона.
При этом, конечно, возрастает роль и значение
разработки и принятия таких нормативов
на уровне РФ, которые сегодня разработаны
во многих субъектах РФ. В то же время только
централизованно их разработать невозможно.
Не могут же быть одинаковыми нормативы
наполняемости школьных классов в городах
и в сельской местности, нормативы выделения
средств на строительство автомобильных
дорог в центре России и на Дальнем Востоке.
Однако и без разработки и принятия нормативов
на уровне государства не обойтись. Поэтому
должен быть, как можно скорее, принят
закон РФ, который имел бы «рамочный характер»
для финансовых и социальных нормативов
или стандартов, а также определял методику
определения конкретных значений внутри
этих показателей.
Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.
Очень
важно разобраться с тем, от чего
зависит реализация намеченных планов,
что является ресурсами финансовой политики.
Считать, что в их качестве выступают только
поступившие в казну налоги и сборы, было
бы не совсем правильным. Ведь в случае
наличия запасов разведанных природных
ресурсов, развитого промышленного производства
и других благоприятных факторов возможно
привлечь дополнительные финансы в виде
банковских кредитов, облигационных займов
и других заемных средств.
3.
Основные направления
бюджетной и налоговой политики в
Волгоградской области
на 2009-2011 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009-2011 годы разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2009-2011 годы и с бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2009-2011 годы.
Бюджетная и налоговая политика Волгоградской области на 2009-2011 годы является основным инструментом достижения высоких темпов социально-экономического развития Волгоградской области, улучшения качества роста экономики через повышение эффективности налоговой системы и создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования и здравоохранения.
Проводимая Администрацией Волгоградской области бюджетная политика в 2007 году была направлена на дальнейшее экономическое развитие Волгоградской области, обеспечение социальной стабильности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами. По оценке в 2007 году валовой региональный продукт Волгоградской области составил 313,2 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 8,2 процента выше уровня 2006 года. Возросли объемы промышленного производства на 2,7 процента, строительных работ -на 7 процентов, оборота розничной торговли - на 16,8 процента, платных услуг - на 6,6 процента в сопоставимых ценах к 2006 году. В 2007 году сохранилась тенденция роста оборота розничной торговли Волгоградской области, по сравнению с 2006 годом рост составил 29,8 млрд.рублей.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 году составили 61,4 млрд.рублей.
В 2007 году поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации с территории Волгоградской области составило 92409,7 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - 50423,2 млн.рублей (54,6 процента), в областной бюджет (с учетом перераспределения акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию между регионами через Управление Федерального казначейства по Смоленской области) -26314,7 млн.рублей (28,5 процента), в местные бюджеты -15671,9 млн.рублей (16,9 процента). Объемы поступлений в бюджетную систему по сравнению с 2006 годом возросли в 1,2 раза
Темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области составил 130,7 процента и практически соответствует среднероссийскому показателю - 131,5 процента и показателю Южного федерального округа - 131,3 процента.
Рост доходов консолидированного бюджета по итогам 2007 года по сравнению с 2006 годом составил 39 процентов, областного бюджета -37 процентов.
Рост поступлений доходов в бюджет Волгоградской области в 2007 году связан, в первую очередь, с увеличением поступлений налога на доходы физических лиц, которые по сравнению с 2006 годом возросли на 36,5 процента, и обусловлен увеличением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника, составляющей за 2007 год 25,3 процента, а также совместной работой Администрации Волгоградской области, администраций муниципальных образований и налоговых органов по легализации "теневой" заработной платы, имеющей своим результатом снижение задолженности по заработной плате за 2007 год во всех отраслях экономики с 26,9 млн.рублей до 0,6 млн.рублей.
В значительной степени рост доходов бюджета связан и с увеличением поступления налога на прибыль организаций (на 16,5 процента по сравнению с 2006 годом). Увеличение поступления налога на прибыль обусловлено, прежде всего, увеличением налоговой базы в связи с ростом объема производства и реализации и соответственно ростом платежей в строительстве (рост в 2,5 раза, удельный вес 6,2 процента), металлургии и производстве готовых металлических изделий (рост в 1,7 раза, удельный вес 14,8 процента), оптовой и розничной торговле (рост в 1,7 раза, удельный вес 7,5 процента).
Увеличение налоговых поступлений оказало положительное влияние на ситуацию в социальной сфере, о чем свидетельствуют отдельные показатели уровня жизни населения области.
Суммарный объем денежных доходов населения Волгоградской области в 2007 году возрос по сравнению с 2006 годом на 19,9 процента и составил 299,2 млрд.рублей.
Среднемесячные номинальные денежные доходы на одного жителя по Волгоградской области за 2007 год увеличились по сравнению с 2006 годом на 20,5 процента и составили 9535,6 рубля. Это один из самых высоких показателей среди субъектов Южного федерального округа.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросли на 9,1 процента.
Одним из основных направлений бюджетной политики, проводимой на территории Волгоградской области в 2007 и 2008 годах, является
повышение жизненного уровня населения области и социальная поддержка малообеспеченных слоев населения.
С 2005 года на территории области в полном объеме и своевременно реализуются федеральные законы "О ветеранах" (в части обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла) и "О реабилитации жертв политических репрессий".
С 2007 года органами государственной власти Волгоградской области установлены меры социальной защиты для малообеспеченных пенсионеров, имеющих звание "Ветеран труда Волгоградской области", в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 325 рублей; установлено социальное пособие студенческим семьям, имеющим детей, в размере 450 рублей в месяц; принят закон, устанавливающий меры социальной поддержки для медицинских, фармацевтических и иных работников государственных организаций здравоохранения. Принят закон, определяющий форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде патронатного воспитания.
С 1 ноября 2007 г. увеличено социальное пособие наиболее нуждающимся малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в 2 раза с 70 рублей до 150 рублей в месяц.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Закон Волгоградской области " О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области", который предусматривает ежемесячную денежную выплату для беременных женщин и кормящих матерей в размере 500 рублей, для детей от года до трех лет - в размере 300 рублей.
С 1 февраля 2008 г. увеличена заработная плата работников государственных учреждений Волгоградской области на 14 процентов.
С 1 июня 2008 г. увеличен размер пособий гражданам, имеющим детей, базовая ставка выплат на ребенка составляет 200 рублей, на детей одиноких матерей - 400 рублей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, - 300 рублей.
Волгоградская область является победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, размер предоставляемых субсидий из средств федерального бюджета на данное направление в 2007 году -260 471,5 тыс.рублей, в 2008 году - 102 942,5 тыс.рублей.
В рамках комплексного проекта модернизации создано 52 ресурсных центра общеобразовательных учреждений Волгоградской области, которые оснащены современным учебным оборудованием на общую сумму свыше 162,5 млн.рублей.
Реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года" позволяет улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, обустроить общеобразовательные учреждения, увеличить обеспеченность больничными койками сельского населения, повысить обеспеченность домами культуры, привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом сельскую молодежь, обеспечить сельское население питьевой водой. Так в 2007 году были построены 14,14 километра водопроводных сетей, что позволило улучшить питьевое водоснабжение 5 сельских населенных пунктов с населением 3950 человек.