Современная финансовая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность и цели финансовой политики……………………………………..5
1.1 Содержание финансовой политики……………………………………5
1.2 Элементы финансовой политики………………………………………7
1.3 Виды финансовой политики…………………………………………...10
2 Современная финансовая политика…………………………………………..12
2.1 Сущность социальной политики………………………………………12
2.2 Характеристика государственного бюджета и налоговой политики..15
2.3 Направление финансовой политики…………………………………..18
3 Основные направления бюджетной и налоговой политики в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области на 2009-2011 годы………...25
3.1 Прогноз социально-экономического развития светлоярского
муниципального района на 2009-2011 годы……………………………...28
Заключение……………………………………………………………………....30
Литература

Работа содержит 1 файл

Доработанная К.Р Финансы.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

    В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

    Сдерживающая политика подразумевает:

    - уменьшение правительственных расходов;

    - увеличение налогов.

    Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Современная финансовая  политика. 

2.1 Сущность социальной  политики. 

    Социальная  политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика– это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

    Основными принципами проведения социальной политики являются:

         1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

         2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

         3) выдача помощи на случай безработицы;

         4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы;

         5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

         6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

         Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

         В социальной сфере  господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

         Социальная политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

         Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

         Источником фонда  социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также  отчисления фирм и государства. Соотношение  между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования – 22%, предприятий – 59%, государства – 17%.

         Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

    Экономическую базу социальной политики государства  составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный  бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам). 

2.2 Характеристика государственного  бюджета и налоговой  политики.

    На  основании прогноза социально-экономического развития страны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, составляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). С Бюджетного послания и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета  основывается на:

1) Бюджетном  послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического  развития соответствующих территорий  на очередной финансовый год; 

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

4) прогнозе сводного  финансового баланса по соответствующей  территории на очередной финансовый  год; 

5) плане развития  государственного или муниципального  сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Выработка и  согласование федерального бюджета  на очередной финансовый год завершается  не позднее 15 июля года, предшествующего  планируемому году.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:

* основные характеристики  бюджета (общий объем доходов  и рас-ходов бюджета, дефицит  бюджета), а также прогнозируемые  доходы бюджета по группам,  подгруппам и статьям классификации  доходов бюджетов РФ и нормативы  отчислений от собственных доходов  бюд-жета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

* расходы бюджета  по разделам и подразделам  функциональной классификации расходов  бюджетов РФ; общий объем капитальных  и текущих расходов бюджета;  расходы и доходы целевых бюджетных  фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд-жетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;

* распределение  бюджетных ассигнований по главным  распоря-дителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной струк-турой расходов соответствующего бюджета;

* источники финансирования  дефицита бюджета за счет государ-ственных  или муниципальных внутренних  заимствований;

* верхний предел  государственного или муниципального  долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

* предел предоставления  государственных или муниципальных  гарантий третьим лицам на  привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете  должны быть также определены:

а) верхний предел государственного внешнего долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

б) предел государственных  внешних заимствований Российской Федерации;

в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам - участникам СНГ);

д) предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

Одновременно  с проектом бюджета на очередной  финансовый год составляются:

1)прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

2)адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

3)план развития  государственного или муниципального  сектора экономики;

4)структура государственного  или муниципального долга и  про-грамма внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

5)программа предоставления  государственных или муниципальных  гарантий на очередной финансовый  год;

6)оценка потерь  бюджета от предоставленных налоговых  льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

2.3 Направления финансовой политики.

       Налоговая политика на 2009 год и среднесрочную перспективу должна быть ориентированна на усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики, на проведение сбалансированной налоговой политики и снижение налоговой нагрузки в пределах компетенции органов местного самоуправления, на  дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования,  а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

       С 1 января 2009 года должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним  нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

       По-прежнему требуется целенаправленная работа органов местного самоуправления по увеличению налогового потенциала территории, доходов бюджета и задействование всех имеющихся резервов. 

Информация о работе Современная финансовая политика России