Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:46, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами на ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные формы и системы управления трудовыми ресурсами,
- определить основные показатели, характеризующие организацию управления трудовыми ресурсами на предприятии,
- рассмотреть организационную характеристику и результаты деятельности ОАО «РЖД»
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы системы управления трудовыми ресурсами на предприятии……………………………………………………………………...5
1.1 Определение трудовых ресурсов…………………………………………………5
1.2 Трудовые ресурсы в рамках отдельного предприятия………………………8
1.3 Распределение трудовых ресурсов на предприятии………………………9
2. Анализ управления трудовыми ресурсами ОАО "РЖД"…………..14
2.1 ОАО «Российские железные дороги»……………………………………....14
2.2 Деятельность ОАО «РЖД»………………………………………………...15
2.3 Управление в ОАО «РЖД»………………………………………………….19
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами на ОАО «РЖД»………………………………………..26
3.1 Направления по повышению квалификации и переподготовки кадров на предприятии……………………………………………………………………..26
3.2 Совершенствование системы социальной поддержки работников компании…………………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованной литературы…………………………………………..30
1.2
Трудовые ресурсы
в рамках отдельного
предприятия
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах страны, региона, отрасли экономики или предприятия. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие — персонал, т.е. личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основными характеристиками персонала предприятия являются численность и структура.
Численность персонала предприятия зависит от характера, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативное (плановое) значение. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом работников, которые официально работают на предприятии в данный момент.
Структура персонала предприятия — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий. В зависимости от участия в производственном процессе выделяются: промышленно-производственный персонал — работники, связанные непосредственно с производством, и непромышленный персонал — работники, непосредственно не связанные с производством и его обслуживанием, работники социальной инфраструктуры предприятия (работники детских и медицинских учреждений, находящиеся на балансе предприятия, и т.д.).
В зависимости
от характера трудовых функций промышленно-
- рабочие — это работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных, непосредственно связанных с производством продукции, и вспомогательных, связанных с обслуживанием производства;
- специалисты — работники, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические, административные и другие функции. К ним относятся: экономисты, инженеры, технологи, юристы, инспекторы по кадрам, бухгалтеры и др.;
- служащие (технические исполнители) — работники, осуществляющие финансово-расчетные функции, подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание и другие функции. К ним относятся секретари, табельщики, кассиры, экспедиторы и др.;
-
руководители, осуществляющие функции
управления предприятием. Руководителей
условно можно подразделить на высший
уровень (предприятия в целом — директор,
генеральный директор, управляющий и их
заместители), средний (руководители основных
структурных подразделений — цехов, отделов,
управлений, а также главные специалисты)
и низовой (работающие с исполнителями
— руководители бюро, секторов, мастера).
1.3
Распределение трудовых
ресурсов на предприятии
Основная
задача распределения и
Распределение работников внутри предприятия способствует удовлетворению потребностей предприятия в рабочей силе определенного качества, с одной стороны, и реализации личных амбиций работников, с другой.
Наем работника не говорит о его выходе из системы рынка труда, поскольку на предприятии существует свой собственный рынок труда (внутренний рынок). В конкуренции за право занять то или иное рабочее место (различаются по престижности, условиям оплаты труда, содержательности труда и т.д.) могут участвовать как лица со стороны, так и работники предприятия.
Внутренний рынок труда более управляем, чем региональный, он не подвержен серьезным спонтанным колебаниям. Поэтому регулирование соотношения спроса и предложения рабочей силы здесь осуществляется более целенаправленно, а не под воздействием свободной конкуренции.
В современных условиях функционирования складываются различные условия в распределении и перераспределении работников. Действия предприятия при необходимости распределения и перераспределения работников предоставлены в таблице 1.3
Западные экономисты на основании применяемой фирмами стратегии гибкой занятости выделяют во внутрифирменном рынке труда две составные части:
- первичный рынок — к нему относят рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, возможности продвижения;
- вторичный рынок — он формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение.
Перемещение
работников между первичным и
вторичным рынками труда
Рациональное распределение работников предприятия по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой на предприятии системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, с другой, осуществляется через подбор и расстановку (распределение)
работников. При этом стремятся к формированию активно действующих трудовых коллективов и созданию условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и распределение работников основываются на
.
принципах соответствия, перспективности и сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие профессиональных и нравственных качеств кандидата требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете:
• установления
возрастного ценза для
• определения продолжительности периода работы в одной должности и на одном рабочем месте;
• организации периодического повышения квалификации.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, так как застой кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, часто несет негативные последствия для деятельности предприятия.
Исходными
данными для подбора и
Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в оптимальном размещении персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для установления пригодности необходимо, с одной стороны, сформулировать требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во внимание личные качества работников.
Цель рациональной расстановки кадров — такое распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личностными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе минимально, без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Сравнение требований, обусловленных конкретной работой, и качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом.
В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку работников. Для подбора и расстановки управленческого персонала рассматривают следующие показатели:
• уровень квалификации;
• деловые качества;
• работоспособность;
• качество выполняемой работы;
• стиль и методы работы;
• аналитические способности;
• способность к обучению;
• участие в инновационной деятельности;
• дисциплинированность;
• психологическая совместимость.
Для расстановки кадрового состава предприятия учитываются следующие показатели:
• уровень квалификации;
• опыт работы;
• качество выполняемой работы;
• способность к обучению;
• дисциплинированность.
Важное
условие распределения
Правильный
подбор и расстановка кадров предполагает,
чтобы каждому работнику
2.1 ОАО «Российские железные дорооги»
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — государственная компания, одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.[7]
Полное наименование — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Штаб-квартира — в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2. Часть подразделений центрального аппарата (профильные железнодорожные департаменты) — ул. Каланчёвская, д. 35. Президент компании — Владимир Якунин.
ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС остались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС[2]. При этом технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.
Информация о работе Совершенствование управления трудовыми ресурсами организации