Совершенствование социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной политики, но и ее функций, методов, задач, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к Республике Беларусь, приводятся данные из научной и периодической литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы социальной политики 5
1.1 Сущность понятия социальной политики 5
1.2 Социальные нормативы и показатели уровня жизни населения 8
1.3 Основные инструменты и механизмы социальной политики 16
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
2.1 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Беларуси 19
2.2 Анализ показателей уровня жизни населения в Беларуси 26
ГЛАВА 3 Совершенствование социальной политики в Республике беларусь 32
3.1 Цели и задачи социальной политики на среднесрочную перспективу 32
3.2 Предложения по повышению эффективности социальной политики 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 219.10 Кб (Скачать)
  • развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;
  • оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
  • совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;
  • интеграция профессионального образования, науки и производства;
  • улучшение материально–технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;
  • повышение кадрового потенциала системы образования;
  • увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;
  • интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

     Решение поставленных задач в области  образования позволит поднять престиж  профессионально–технических и  средних специальных учебных  заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

     Обеспечение населения жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства

     Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по доступным ценам, улучшать качество жилья и жилищно-коммунальных услуг.

     Приоритетными направлениями развития жилищной сферы  являются:

  • расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;
  • увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;
  • внедрение форм долгосрочного кредитования граждан и организаций для жилищного строительства (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);
  • создание рынка арендного жилья;
  • оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с государственными социальными стандартами обслуживания населения;
  • снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению на основе внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг с учетом роста доходов;
  • увеличение объемов капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда и сокращение сроков их проведения;
  • улучшение благоустройства территории, прилегающей к жилым домам, создание мест для стоянки автомобилей, развитие коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности и малых городских поселениях.

     В 2015 году уровень обеспеченности населения  жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 — 28 кв. метров (в 2010 году — 24,1 кв. метра). Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг. 

3.2 Предложения по повышению эффективности социальной политики

 

     Создание  условий для эффективной  занятости населения

     Для обеспечения эффективной занятости  государству необходимо проводить определенные мероприятия.

     Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. [22 , с. 105]

     Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора.[22 , с. 112]

     Также следует уделить повышенное внимание трудоустройству и адаптации инвалидов. Главному управлению политики занятости и народонаселения необходимо скоординировать работу в данном направлении в системе Министерства, рассмотреть возможность организации обучения, адаптации и создания рабочих мест для инвалидов.

     6-7 декабря на рассмотрение четвертого  Всебелорусского съезда будет  внесен проект программы социально-экономического  развития Беларуси на 2011-2015 гг., в  рамках которого также предусмотрен  ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы.

     Обеспечение роста реальных денежных доходов населения  и заработной платы

     Важнейшими  задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов  денежных доходов населения.

     Приоритетом в области политики оплаты труда в 2011 г. является восстановление высоких темпов роста номинальной и реальной заработной платы в целях повышения уровня жизни населения, дальнейшего расширения внутреннего платежеспособного спроса и обеспечения инвестиционного роста экономики.

     Исходя  из поставленной Главой государства  задачи повышения реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, основными мерами в области оплаты труда в 2011 г. являются:

  • разработка гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;
  • принятие дополнительных мер в реальном секторе экономики по установлению прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда;
  • придание рекомендательного характера Инструкции о применении Единой тарифной сетки для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций с долей собственности государства менее 50% в их уставных фондах и индивидуальных предпринимателей;
  • проведение ежемесячного анализа уровня заработной платы во всех сферах экономики и др.[23 , с. 9]

     Согласно  разработанному проекту программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг.политика государства в области доходов будет направлена на: повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности; дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

     Реформирование  системы пенсионного  обеспечения  и  социальной защиты населения

     В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения  ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

     В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы: поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом; определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов; повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм,  ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия  в финансировании пенсионной системы; содействие  развитию программ дополнительного добровольного   пенсионного страхования в рамках коммерческого  страхования и  привлечению к активному участию в них работодателей и работников. [24]

     Вопросы повышения пенсий, пособий могут быть решены только при условии стабильной работы Фонда социальной зашиты населения. Задача, стоящая перед Фондом, - сокращение просроченной задолженности по платежам в Фонд. [25 , с. 5]

     Основной  целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного  обеспечения является повышение  уровня жизни пенсионеров через  создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей  принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим  демографическим изменениям. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и  накопительные механизмы. Меры по социальной защите низкооплачиваемых в прошлом работников, безусловно, необходимы, но их применение не должно способствовать развитию уравнительности в пенсионном обеспечении граждан.

     Главными  задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

     В целях усиления социальной поддержки  малообеспеченных граждан с 1 января 2010 г. повышен критерий нуждаемости  со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Продлен с трех до шести месяцев период назначения ежемесячного пособия, что повысило его значимость для получателей.

     Таким образом, к основным направлениям социальной политики Республики Беларусь можно отнести: повышение уровня и качества жизни населения; социальная защита населения; совершенствование трудовых отношений и занятости населения; пенсионное обеспечение; развитие отраслей социальной сферы. И каждое из этих направлений имеет свою цель достижения высокого уровня жизни населения.Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства; в сфере социальной защиты населения  –  обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, создать необходимые условия для повышения экономической активности населения; основной целью совершенствования пенсионной системы является обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

     К основным направлениям социальной политики Республики Беларусь относятся:

  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • социальная защита населения;
  • совершенствование трудовых отношений и занятости населения;
  • пенсионное обеспечение; отрасли социальной сферы.

     И каждое из этих направлений имеет свою цель достижения высокого уровня жизни населения.

     Основной целью государственной политики в социально сфере является:

  • повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства;
  • обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации;
  • создать необходимые условия для повышения экономической активности населения;
  • обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров.

     Политика  распределения доходов и в  целом меры социальной защиты не должны сводиться к уравниванию доходов, так как в противном случае будут подрываться стимулы к  производительному общественно  полезному труду. Однако это не может  служить основанием для отрицания  социального равенства в обществе. Если рынок, в конечном счете, существует для людей (а это должно быть так), то обществу не должно быть безразлично  материальное положение различных  групп населения. Поэтому государство  должно стремиться к такому социальному  равенству, в основе которого лежит  справедливый и экономически целесообразный для всего общества принцип: каждому  по труду с учетом количества и  качества последнего. Но для реализации этого принципа необходимо предоставить равные возможности для всех трудоспособных членов общества не только в экономической сфере (право на труд в соответствии со своим призванием и квалификацией), но и в социальной сфере (возможность получить образование, квалифицированную медицинскую помощь и т. п.).

Информация о работе Совершенствование социальной политики в Республике Беларусь