Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной политики, но и ее функций, методов, задач, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к Республике Беларусь, приводятся данные из научной и периодической литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы социальной политики 5
1.1 Сущность понятия социальной политики 5
1.2 Социальные нормативы и показатели уровня жизни населения 8
1.3 Основные инструменты и механизмы социальной политики 16
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
2.1 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Беларуси 19
2.2 Анализ показателей уровня жизни населения в Беларуси 26
ГЛАВА 3 Совершенствование социальной политики в Республике беларусь 32
3.1 Цели и задачи социальной политики на среднесрочную перспективу 32
3.2 Предложения по повышению эффективности социальной политики 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 44
На
основании главы можно сделать
следующие выводы: расходы Беларуси
на образование и здравоохранение
самые высокие в СНГ и
Сегодня
наиболее важными социальными проблемами
в республике являются: повышение уровня
жизни населения, устранение бедности,
рост доходов населения, обеспечение занятости
населения, охрана и безопасность труда,
социальная защита нетрудоспособных и
малообеспеченных граждан и их семей,
государственное регулирование социальной
сферы. Своевременное их решение будет
не только способствовать более полному
включению всего населения в рыночные
реформы, но и позволит самому процессу
перехода придать социальную направленность
и тем самым реализовать его конечные
цели — создание благоприятных условий
и обеспечение высокого качества жизни
для каждого человека, семьи, населения
в целом.
Рост цен на энергоносители, потребительские товары и услуги, сужение объемов потребительского кредитования, девальвация белорусского рубля при неизменном уровне тарифной ставки первого разряда для работников бюджетного сектора экономики и ряд других факторов внесли изменения в динамику денежных доходов населения и отдельных их видов в первом полугодии 2011 г.
Несмотря на рост реальных располагаемых денежных доходов в населении в январе-мае текущего года на 12,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, их реальное содержание в I квартале 2011 г. по отношению к IV кварталу 2010 г. снизилось на 10%. Денежные доходы в расчете на душу населения по республике превысили минимальный потребительский бюджет в 2 раза, бюджет прожиточного минимума – в 3,2 раза.
В структуре денежных доходов населения в январе-мае 2011 г. по сравнению с уровнем января-мая 2010 г. произошло увеличение доли оплаты труда в общей структуре доходов до 65,7% (на 3,5 п.п.) при одновременном снижении доли трансфертов населения до 20,8% (на 1 п.п.), доходов от собственности – до 2,2% (на 0,8 п.п.), увеличение доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, - на 1,6 п.п.
Основным
источником доходов населения является
заработная плата. В январе-июне 2011
г. номинальная начисленная
Данные
об уровене номинальной среднемесячной
заработной платы работников бюджетных
организаций в 2010-2011 г. [20, с. 52]. предоставлены
на рис. 2.2:
Рисунок 2.1 - Уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций в 2010-2011 годах.
Негативные тенденции на финансово-валютном рынке требуют сдерживания роста заработной платы, результатом чего является сохранение на протяжении всего 2011 г. размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций на уровне 118 тыс.руб., установленном в ноябре 2010 г.
Рост реальной заработной платы в январе-июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,8% во многом обусловлен так называемым эффектом «низкой базы». Динамика ее роста в первом полугодии 2011 г. оказалась существенно ниже ожиданий и составила только около 85% к уровню декабря 2010 г. Тенденция замедления темпов роста реальной заработной платы в I и II кварталах текущего года негативно сказывается на снижении покупательской способности заработной платы, сужении внутреннего потребительского рынка, сокращении возможностей строительства и покупки жилья населением республики.
Сохраняется
дифференциация заработной платы по
видам экономической
Данные
о номинальной начисленной
Среднереспубликанский уровень номинальной
начисленной заработной платы
Рис. 2.2 - номинальной начисленной заработной плате работников по видам экономической деятельности в Республике Беларусь в январе-июне 2011 г.
С целью предоставления потерь от инфляции в республике предусмотрены механизмы защиты заработной платы в виде ее индексации для работников бюджетной сферы. В мае 2011 г. заработная плата работникам сферы в среднем была проиндексирована на 60 тыс.руб. Индексации также подлежала минимальная заработная плата: с 1 января 2011 г. ее размер был равен 460 тыс.руб., в апреле с учетом индексации – 491,9; в мае – 541,4 тыс.руб. Таким образом, государством обеспечивается защита интересов работников низкой квалификации и поддержание соотношения размеров минимальной заработной платы с важнейшим социальным нормативом – бюджетом прожиточного минимума – на приемлемом для жизнедеятельности человека уровне.
Сохраняется негативная характеристика прошедшего полугодия – разрыв в темпах роста производительности труда (по оценке, 110,7%) и роста реальной заработной платы (оценивается на уровне 115,8%). Вместе с тем положительной тенденцией является уменьшение разрыва за пять месяцев текущего года на 5,5 п.п. по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года. Если на 1% прироста производительности труда в январе 2011 г. прирост реальной заработной платы составил 3,8%, то в январе-апреле – 2,0; в январе-мае , по оценке, - 1,6%, т.е. разрыв сократился более чем в 2 раза.
В дальнейшем политика роста заработной платы будет ориентирована на опережающей рост производительности труда.
В первом полугодии 2011 г. продолжилась работа по устранению излишнего регулирования рынка труда. Субъектами предпринимательской деятельности (коммерческим организациям, независимо от формы собственности, и индивидуальным предпринимателям) предоставлено право рекомендательного применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, а также самостоятельного принятия решений в выборе любой системы оплаты труда, порядка повышения тарифной ставки первого разряда, в определении тарифных ставок и должностных окладов работников. Такие меры позволят нанимателям применять гибкие системы оплаты труда с учетом доступных финансовых ресурсов, что приведет к усилению материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, а также даст возможность адекватно учитывать вклад каждого работника в общие результаты деятельности предприятия и повышение эффективности хозяйствования.
Все это призвано способствовать формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в республику.
В
целях поддержания
С 1 июня в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 215 «О повышении трудовых пенсий» произведен их перерасчет исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. Одновременно с перерасчетом с 1 июня в целях дополнительной поддержки получателей минимальных трудовых пенсий постановлением Правительства от 26 мая 2011 г. № 667 увеличен размер доплаты, установленной к этим пенсиям, - с 15 до 20% средней заработной платы работников в республике, применяемый для исчисления пенсий.
В результате проведения перерасчетов средний размер пенсий по возрасту в январе-июне 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличился на 27,5% и составил 627 тыс.руб., в том числе в июне – 697,1 тыс.руб. Реальная пенсия по возрасту увеличилась на 4,4%.
Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 30,8% и равен 350,6 тыс.руб., в том числе в июне – 466 тыс.руб., а его соотношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера в июне составило 129,3%.
Данные
о динамике среднего размера пенсий
по возрасту для пенсионеров в I полугодии
2011 г. [20, с. 52] представлены на рис. 2.3:
Рис. 2.3 – Динамика среднего размера пенсий по возрасту для пенсионеров в I полугодии 2011 г.
Финансирование выплат пенсий произведено в полном объеме и в установленные сроки.
Вместе с тем достигнутый в конце 2010 г. уровень пенсий значительно нивелируется ценами потребительского рынка. Так, реальный размер начисленных пенсий в июне 2011 г. снизился по сравнению по сравнению с уровнем декабря 2010 г. на 16%.
В
условиях роста стоимости жизни
принято решение о выплате
разовой социальной помощи неработающим
пенсионерам с невысоким
В соответствии с указом Президента в июле текущего года была оказана единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам (кроме находящихся на государственном обеспечении, получающих пенсии от других государств, находящихся в местах лишения свободы), размер пенсии которых не достигает двукратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Помощь была оказана в размере разницы между двумя БМП и размером пенсии, но не более 10 тыс.руб. Расходы на эти цели составили 94,4 млрд.руб., поддержку получили около 880 тыс. пенсионеров.
В
системе государственной
Расходы на выплату составили 25,6 млрд.руб.
Средний размер ежемесячного социального пособия равнялся в январе-июне 58,5 тыс.руб. на человека, единовременного – 282 тыс.руб. Ежемесячное пособие получили 47,6 тыс.чел., единовременно – 10,2 тыс.чел. Традиционно в структуре получателей этих видов пособий преобладают многодетные и неполные семьи (28 и 23% соответственно).
Пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, предоставляемое независимо от дохода инвалидам III группы и детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидам, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, назначено 9,5 тыс.чел., объем выделенных на эти цели средств – 6 млрд.руб.
Наряду с оперативными действиями по поддержке финансово-экономического сектора в текущем году правительство особое внимание уделяет социальной поддержке белорусских граждан. В целях поддержания реального уровня всех видов денежных доходов акцент сделан на создании условий, позволяющих трудоспособным гражданам поддерживать уровень покупательной способности заработной платы, а также на предоставлении социальной защиты нуждающимся категориям граждан – пожилым, одиноким, инвалидам, малообеспеченным, семьям, воспитывающим детей. Важнейшими мерами по поддержанию уровня благосостояния населения в 2011 г. являются:
Информация о работе Совершенствование социальной политики в Республике Беларусь