Совершенствование социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной политики, но и ее функций, методов, задач, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к Республике Беларусь, приводятся данные из научной и периодической литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы социальной политики 5
1.1 Сущность понятия социальной политики 5
1.2 Социальные нормативы и показатели уровня жизни населения 8
1.3 Основные инструменты и механизмы социальной политики 16
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
2.1 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Беларуси 19
2.2 Анализ показателей уровня жизни населения в Беларуси 26
ГЛАВА 3 Совершенствование социальной политики в Республике беларусь 32
3.1 Цели и задачи социальной политики на среднесрочную перспективу 32
3.2 Предложения по повышению эффективности социальной политики 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 219.10 Кб (Скачать)

     Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов: питание; одеяла, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилище и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги, транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежи, накопления; прочие расходы [7, с.177-178].

     Различают минимальную потребительскую корзину, которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную потребительскую корзину, отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально не приемлемо. Минимальная потребительская корзина по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается по-разному и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

     На  основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета можно выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;
  • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
  • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
  • богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

     Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

     Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение, по крайней мере, двух принципиальных условий:

  1. оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;
  2. производитель должен быть активным потребителем произведенных в экономике товаров [9, с.120].

     Первое  условие обеспечивает устойчивый и  весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики.

     Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

     Оплата  труда должна как можно более  полно учитывать, кто и как  работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

     Стремление  к обеспечению равенства доходов  приводит к понижению эффективности  производства, так как незачем  эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов.

     В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный; роулсианский; утилитарный; рыночный.

     Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора [9, с. 25].

     Таким образом, само слово «социальный» характеризует  все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства. 

1.3 Основные инструменты и механизмы социальной политики

 

     Социальная  политика государства строится на основе  принципов целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

     Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.

     Принцип учета возможностей основан на том, что при формировании социальной политики государства необходимо учитывать, с одной стороны, собственные возможности и способности людей решать свои социальные проблемы, а с другой – возможности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения своих проблем обрекает социальную политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации социального статуса человека. Примером может служить «застойное» советское общество, когда человек был поставлен в условия, что от него самого мало зависел его социальный статус, в то время как возможности государства зависят от ресурсно-экономического потенциала, обеспечивающего решение социальных проблем.

     Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.

     Принцип открытости предполагает, что основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества.

     Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, условиям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.

     Принцип целостности предполагает, что все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны.

     Принцип всеобщности и адресности ориентирует социальную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреждения и институты социальной сферы, во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества.

     Проводя объективно обусловленную социальную политику, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание общественного порядка, исполнение законов, справедливое распределение доходов, рациональное налогообложение и др. Безусловно, государственное регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмешательство осуществляется в интересах и во благо людей. Государственное регулирование не стоит рассматривать как систему жесткого, командного воздействия на социальную сферу. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распорядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых.

     В системе государственного регулирования  особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них – на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

     Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

  • бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
  • развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
  • налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
  • создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;
  • декларирование сверхвысоких доходов граждан;
  • тарифы соглашения между работодателями и наемными работниками;
  • непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
  • совершенствование пенсионного обеспечения;
  • использование и повышение роли социального страхования и социальных выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
  • постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
  • повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
  • усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
  • постепенное увеличение платности в социальной сфере.

     В системе государственного регулирования  используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так граждан перед государством.

     В системе мер, используемых государством для обеспечения граждан Беларуси и для развития социальной сферы в республике, особо следует выделить социальные стандарты, которые можно оценить как компенсаторные, превентивные меры системного характера, обеспечивающие позитивное влияние на развитие этой сферы в целом по республике и на уровне регионов.

     Значимую  роль в системе государственного регулирования социальной сферы  играю социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы. [10, с. 9].

 

     

ГЛАВА 2

  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Беларуси

 

     Беларусь  переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать  современную эффективную систему  отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.

     Выступая  важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в  экономике.

     Расходы Беларуси на образование и здравоохранение  самые высокие в СНГ и превышают  средний уровень аналогичных  расходов государств – членов Организации  экономического сотрудничества и развития.

     Оценка  перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения, доступности образования, здравоохранения и социальной защиты. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс. руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб.(после деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)) [11, с.132]. В 2009 – 136790 тыс. руб. В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Удельный вес ВВП в 2010 добавленной стоимости промышленности составил 27,8%, сельского хозяйства – 8,3%, строительства – 10,8%, транспорта и связи – 9,3%, торговли и общественного питания – 11% [12]. Значительно снизила уровень бедности повысилась покупательная способность населения и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой [13, с.221].

Информация о работе Совершенствование социальной политики в Республике Беларусь