Совершенствование финансового риск-менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии понятий «риск», «риск-менеджмент», в выявлении применения методов снижения рисков в деятельности ХХХХХХХХ» и разработке предложений по внедрению подсистемы управления рисками на данном производственном предприятии.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
исследование природы и экономического содержания риска;
изучение основных концепций риск-менеджмента;
изучение принципов и методов управления рисками;
выявление и обоснование роли и места риск-менеджмента в системе управления предприятием;
разработка и обоснование организационно-экономических основ создания подсистемы управления рисками в системе управления ХХХХХХХХХХХХ

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Теоретические основы риск-менеджмента………………………....5
Понятие и виды рисков…………………………………………...5
Методы вычисления рисков. Оценка риска…………………….12
Понятие и основы риск-менеджмента…………………………..16
Выводы по 1 главе …………………………………………………...…18
Риски, влияющие на деятельность ХХХХХХХХХ»……….....21
Краткая характеристика ХХХХХХХХХ»……………….....21
Виды рисков в ХХХХХХХХХХХ»………………………....….26
Операционные риски………………………………………..…...32
Выводы по 2 главе………………………………………………………48
Применение риск-менеджмента в ХХХХХХХХ»………......50
Структура риск-менеджмента………………………………..….50
Предложения по внедрению риск-менеджмента в ХХХХХХХХХХХ»………………………………………………………..…..59
Выводы по 3 главе………………………………………………..…......65
Заключение…………………………………………………..……….….67
Список использованных источников и литературы………………......71

Работа содержит 1 файл

Диплом новый 27.05.2010.doc

— 782.50 Кб (Скачать)
  • оформление заведомо неправильных или фальшивых документов бухгалтерского учета (авизо, счетов, векселей и т.п.) и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих истину; уничтожение результата хозяйственных операций - сторнировочных записей, аналогичных по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам;
  • неадекватные записи в учете - отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме (ненужные исправления по книгам и счетам бухгалтерского учета, нарушение корреспонденции счетов, неполные файлы, не отраженные в учете хозяйственной операции);
  • необычные операции - разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.15

 

Другие риски, связанные  с особенностями персонала или  процессами управления персоналом.

 

Для эффективного устранения операционных рисков предприятия, источником которых является персонал (кадровые риски), особое внимание необходимо уделять процессу управления трудовыми ресурсами данного предприятия, включающему в себя: подбор и найм персонала; определение целей и задач, формулирование требований; оценка результатов, движение персонала, развитие и обучение; оплата труда и стимулирование. Это связано с тем, что на каждом этапе данного процесса, возникают соответствующие риски, но одновременно появляются и условия для их минимизации. Кроме того, нужно отметить, что риски, связанные с использованием трудовых ресурсов предприятия, могут возникать ещё задолго до появления конкретных людей на рабочих местах. Примером тому является должностной риск, заключающийся в несоответствии самой должности видам деятельности, целям, задачам, функциям и технологиям. Причинами его может быть неадекватное штатное расписание или искаженное описание должности. Такие ситуации приводят к сбоям в технологических и управленческих цепочках, дублированию функций или их отсутствию там, где это необходимо. Минимизировать данный риск можно путём формирования обоснованной структуры должностей, полномочий и ответственности, а также разработкой методически грамотного описания должностей и процедур деятельности.

Квалификационно-образовательный  риск можно минимизировать применением  тщательно продуманных систем отбора и расстановки кадров, планирование карьеры и движения персонала, работа с кадровым резервом, обучение и повышение квалификации, внедрение современных методов оценки персонала.

Риск злоупотреблений  и недобросовестности напрямую зависит от уровня работы по подбору и найму персонала, от эффективности деятельности служб безопасности, результативности контрольно-ревизионного аппарата, а также от стиля руководства, его устремлений, корпоративной культуры. Нужно подчеркнуть, что общая организация дела является более значимой в борьбе со злоупотреблениями и недобросовестностью сотрудников, чем сила репрессий и наказаний, так как воздействует не на последствия, а на причины.

Для снижения риска негативного  отношения сотрудников к нововведениям   необходимо уделять пристальное внимание данной составляющей кадрового риска, воздействуя на неё через создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата внутри коллектива предприятия в целом.

Для снижения риска, связанного с ключевыми сотрудниками необходимо применять комплекс мер, включающий в себя создание благоприятной атмосферы и участия сотрудника  в жизни организации, а также необходимо дублировать наиболее важную информацию или данные для того, чтобы в его отсутствие оперативно можно было бы принять решение.

Текучесть кадров можно  снизить с помощью множества  методов – путем лучшего отбора работников, их ориентации, обучения и  вознаграждений. Важно определить точные причины возникновения текучести. Один из методов – проинтервьюировать работников непосредственно перед тем, как они покинут предприятие с целью выявления причин («выходное интервью»). Другие методы – телефонные или личные интервью спустя несколько недель после расчета16

В связи с вышесказанным, становится очевидным тот факт, что наиболее действенным механизмом минимизации всех видов операционного риска является создание эффективной системы внутреннего контроля на предприятии.

Контроль деятельности персонала организации как один из методов снижения вероятности возникновения рисков персонала.

Управление персоналом следует рассматривать как своего рода бесконечный процесс. Планы  не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают  делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда должным образом  удается мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация вынуждена к ним приспосабливаться. Естественно возникают вопросы: как же руководству организации удается, в конце концов, определить, достигло ли оно своих целей? как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала? Как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации? Ответы на эти вопросы можно получит при помощи контроля.

Контроль – это такая деятельность менеджера, которая позволяет оценить достигнутые результаты и сопоставить их с теми планами, которые были сформулированы в начале управленческого цикла. Контроль позволяют вносить необходимые коррективы в дальнейшее осуществление всех функций менеджмента с учетом уже достигнутых результатов. Деятельность по учету и контролю можно представить в виде системы, в которой имеются субъект, объект и предмет. Субъект – это сотрудник, группа людей, тех. средства организациии, которые занимаются сбором информации о достигнутом анализе причин отклонения от плана, и вырабатывает меры по корректировке. Субъект может находиться внутри организации так и вне ее, поэтому выделяют внешний и внутренний. Объект – сотрудники, группа людей, часть организации, или организация в целом, результат деятельности которой подвергается измерению. Предмет - это тот аспект деятельности объекта, на который направлена функция учета и контроля. Учет и контроль можно рассматривать как единую функцию и процесс менеджмента. Но более правомерен подход рассмотрения их как 2-е подсистемы в рамках единой системы. Выделяют 2-е основные формы контроля:  оперативный контроль и стратегический контроль. Оперативный контроль относится к текущей деятельности организации и осуществляется ежедневно. Стратегический контроль призван давать оценку управленческих решений в перспективе. В отличие от учета, контроль, как правило, регламентируется только внутренней потребностью организации. Учет и контроль должны быть сопоставимы на всех уровнях организационной иерархии: руководство всех уровней в организации должно придерживаться единых требований в отношении учета и контроля.

Контроль – это  процесс, при помощи которого руководство  организации определяет, правильны  ли его решения и не нуждаются  ли они в известной корректировке. Контроль обеспечивает достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применим по отношению к трудовым,  материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное на нее время.

Контроль часто оказывает  сильное влияние на поведение  членов организации. Неудачно спроектированные системы контроля могу сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такое воздействии может повысить вероятность возникновения рисков персонала, например, к выдаче неверной информации.

Подобных проблем можно  избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Контроль в области  человеческих ресурсов достигается  в организациях за счет тщательного  анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных  обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Это поможет организации застраховать себя от найма неквалифицированного персонала и исключить вероятность возникновения множества рисков, связанных с персоналом в будущем. 

Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников  можно путем установления справедливых размеров выплат и  компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступить к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.17

Такая система контроля должна обеспечивать:

  • своевременное выявление и оценку рискообразующих факторов, путём разработки внутренних положений, определяющих общие принципы и методики управления риском, необходимые лимиты и ограничения;
  • единство системы внутреннего контроля, достигающегося разработкой процедуры внутреннего контроля для всех бизнес-процессов и основывающейся на таких процедурах контроля как подготовка итоговых отчётов за период, мониторинг совершаемых операций на уровне подразделений, соответствие имеющимся требованиям и положениям, процедуры проверок и сверок;
  • гарантировать наличие достоверной, точной, своевременной, доступной и полноценной информации для принятия решений и оценки текущей деятельности, что достигается наличием надёжных каналов связи и разработкой эффективных схем передачи информации ответственным лицам;
  • непрерывный мониторинг текущей деятельности, который означает постоянный контроль за наиболее важными рисками.

Эффективность системы  внутреннего контроля периодически должна проверяться компетентными  специалистами в рамках внутреннего аудита. При этом должно обеспечиваться своевременное оповещение руководства предприятия о её недостатках, которые должны немедленно устраняться.

Итак, усиление конкурентных позиций предприятия через управление операционными рисками его деятельности возможно за счёт построения грамотной организационной структуры и внутренних процедур с опорой на экспертное знание. Таким образом, именно общая культура операционного контроля является основным критерием выбора используемых приоритетов и подходов менеджмента предприятия, а значит, определяет его способность выживать в условиях острой конкурентной борьбы.18

В качестве основных методов страхования рисков в организации автором дипломного проекта предлагаются следующие:

  • самострахование (покрытие из резервного фонда) - в организации существует специальный стабилизационный фонд для покрытия незапланированных убытков или доп. финансовых потребностей организации. Используется чаще всего при заключении контрактов с бюджетными организациями при нестабильном финансированию. При большинстве остальных контрактов при возникновении незначительных убытков организация использует метод покрытия убытка за счет текущих денежных потоков. Страхуются в основном торговые и коммерческие риски;
  • метод предотвращения убытка используется при заключении договоров с крупными организациями (прописываются все детали, отдельно оговариваются сроки погашения выполненных работ и меры, которые налагаются за невыполнение условий договора);
  • страхование имущества (аутсорсинг риска – часть имущества организации застраховано также в страховой компании, снижение возникновения рисков, связанных с человеческим  фактором, повышение безопасности деятельности (сохранение имущества, закрытие доступа посторонним), организации осуществляется за счет привлечения вневедомственного охранного агентства;  
  • страхование персонала. Обязательное медицинское страхование - риски, связанные с персоналом страхуются заключением договором о неразглашении коммерческой тайны (при принятии на работу),  постоянным мониторингом деятельности (проверка полученных результатов на всех стадиях осуществления проекта), своевременной адаптацией персонала к изменяющимся условиям рынка (переобучение, повышение квалификации за счет организации).

В результате этих мероприятий  основные риски значительно снижаются, показатели колеблются от 5 до 10 %.

Обязательно нужен  финансовый анализ деятельности организации. Для того, что бы показать влияние  каждого риска на доходность организации.

Вторая глава  должна быть практической, а не теоретической.

Выводы по 2 главе.

 

В заключении сформулируем  основные выводы.

На деятельность ХХХХХХХ существенное влияние оказывают операционные риски, которые включают в себя риск персонала,  технологический риск и риск внешнего воздействия. Эти риски не относятся к финансовым рискам, но, тем не менее, могут привести к финансовым потерям.

Возникает вопрос о способах уменьшения их негативного воздействия и здесь специалисты используют современные технологии менеджмента – такие как система управления, рисками (риск-менеджмент).

В первую очередь нужно  обратить внимание на организационные риски: в этот пункт можно включить риски, связанные с ошибками менеджмента организации, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, производственные конфликты, недостаток квалифицированного персонала, и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы организации;

Решение: провести полный анализ деятельности ХХХХХХХ», выявить «слабые места» в организации производственной деятельности, квалифицированный менеджмент.

Следующим шагом можно  считать анализ рисков связанных  с персоналом. Особо следует  акцентировать внимание на деятельности персонала – ведь, несмотря на рост и развитие информационных технологий, персонал остается ключевым и самым важным элементом организации

Решение – повышение эффективности кадровой службы, проверка профессиональных навыков при наборе, совершенствование системы оплаты труда, применение современных методов мотивации сотрудников, взаимозаменяемость сотрудников, повышение квалификации сотрудников, внедрение системы внутреннего контроля.

Риски возникновения  инцидентов – кражи, пожар и др.

Решение – соблюдение техники безопасности, страхование  имущества, системы охраны имущества.

Технические риски – выход из строя техники, оборудования.

Решение – профилактический осмотр систем, соблюдение техники безопасности, своевременное обращение в организации, занимающиеся метрологией.

Риски внешнего воздействия - изменение конъюнктуры рынка.

Решение – использовать методы прогнозирования, моделирование будущих ситуаций, предугадывать потребности рынка. Четко представлять себе наиболее актуальный сегмент рынка (основные контрагенты) и повышать эффективность при работе с ним. Также здесь нужно отметить наличие опасности усиления конкуренции вследствие увольнения ценных специалистов и перехода их в конкурирующие организации.

Информация о работе Совершенствование финансового риск-менеджмента на предприятии