Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:08, дипломная работа
Цель исследования состоит в раскрытии понятий «риск», «риск-менеджмент», в выявлении применения методов снижения рисков в деятельности ХХХХХХХХ» и разработке предложений по внедрению подсистемы управления рисками на данном производственном предприятии.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
исследование природы и экономического содержания риска;
изучение основных концепций риск-менеджмента;
изучение принципов и методов управления рисками;
выявление и обоснование роли и места риск-менеджмента в системе управления предприятием;
разработка и обоснование организационно-экономических основ создания подсистемы управления рисками в системе управления ХХХХХХХХХХХХ
Введение……………………………………………………………………..3
Теоретические основы риск-менеджмента………………………....5
Понятие и виды рисков…………………………………………...5
Методы вычисления рисков. Оценка риска…………………….12
Понятие и основы риск-менеджмента…………………………..16
Выводы по 1 главе …………………………………………………...…18
Риски, влияющие на деятельность ХХХХХХХХХ»……….....21
Краткая характеристика ХХХХХХХХХ»……………….....21
Виды рисков в ХХХХХХХХХХХ»………………………....….26
Операционные риски………………………………………..…...32
Выводы по 2 главе………………………………………………………48
Применение риск-менеджмента в ХХХХХХХХ»………......50
Структура риск-менеджмента………………………………..….50
Предложения по внедрению риск-менеджмента в ХХХХХХХХХХХ»………………………………………………………..…..59
Выводы по 3 главе………………………………………………..…......65
Заключение…………………………………………………..……….….67
Список использованных источников и литературы………………......71
Данный вид рисков начинает занимать все большее внимание организаций и органов надзора и считается наиболее важным с точки зрения потенциальных угроз. Однако, предложив общие принципы управления и подходы по расчету размеров резервов на покрытие операционных рисков, Базельский комитет не предложил конкретных и реальных методов по управлению операционными рисками, предоставив это сделать банкам самостоятельно исходя из собственных особенностей бизнеса. На современном этапе основной проблемой внедрения процедур управления операционными рисками является отсутствие единой методологии идентификации, классификации, оценки и управления операционными рисками.
Следует отметить тот факт, что многие риск-менеджеры выделяют риски персонала только в качестве составляющей операционных рисков, другие, напротив, утверждают, что риск персонала является самостоятельным видом риска, причем очень значимым для деятельности организации и поэтому требующий полного и всестороннего изучения. Говорится о том, что операционный риск затеняет происхождение и природу риска персонала как отдельного источника риска, всегда присутствующего в управленческом процессе. Четкое понимание данного факта позволит планировать и осуществлять конкретные мероприятия по снижению уровня или вероятности указанного источника риска в зависимости от природы конкретного объекта риска: актива, финансового инструмента, процесса или операции. Таким образом, по своей методологической сущности управленческий риск — один из источников операционного риска.
Соответственно, операционные риски можно классифицировать следующим образом:
Последствия от возникновения операционных рисков будут выражаться в финансовых потерях. Потери могут быть как прямые, так и косвенные. Прямые потери – это прямой финансовый результат, которые можно относительно легко подсчитать. Причинами таких потерь могут быть: потеря доходов от сборов, процентов и комиссий; потеря ценностей в связи с невыполнением условий сделки; выплата штрафных санкций за нарушение условий сделки; понесенные штрафы со стороны контролирующих органов
Косвенные потери напрямую не выражаются в денежном эквиваленте, но влияют на финансовый результат посредствам потери репутации, отток клиентов.
В связи с достаточно широким спектром причин возникновения операционных рисков компаний, все чаще управление риском становится органической частью стратегического управления, в рамках которого оцениваются возможности компании, новые тенденции во внешней среде, определяются основные конкурентные преимущества и планируются меры по достижению поставленных целей.
Рассмотрев категорию операционных рисков, следует более детально проанализировать их главную составляющую – риск персонала.
Для ОАО «РКЦ «Земля» это особенно важно, так как деятельность общества очень узко специализированна и на ключевые посты требуются именно профессионалы с соответствующим образованием.
Проект не могут спасти гении-одиночки, если основная масса участников проекта — дилетанты. Если специалисты по согласованию границ не могут, выезжая на место нахождения объекта, элементарно открыть электронную карту, созданную при помощи специального программного обеспечения, то проект можно даже не начинать. Руководитель проекта должен оценить риски и организовать обучение еще до начала проекта, чтобы не терять время на ошибки в будущем. Опытные наставники уже знают, как обойти большинство ошибок, которые встречаются на пути разработчики, поэтому их опыт позволит сэкономить значительные средства, даже если это не очевидно.
Недобросовестное исполнение установленных правил, процедур и регламентов. Сотрудник может по причине усталости, саботажа или из личных побуждений не соблюдать требования и правила рабочей дисциплины, нарушать некоторые нормы, что соответственно может нанести урон сотруднику или убытки для организации. Недобросовестное исполнение установленных правил может негативно сказываться на имидже сотрудника и результатах его деятельности. При этом несоблюдение техники производства может отрицательно сказаться на качестве конечного продукта при условии, что работник работает в команде, повлечет за собой дополнительные материальные или другие расходы для организации.
Риск непреднамеренных разовых ошибок. Даже самые квалифицированные, дисциплинированные и преданные организации сотрудники не застрахованы от совершения ошибок. Они могут быть допущены по невнимательности, слишком большой загруженности, неблагоприятным моральным или физическим состоянием и др.
Этическая неадекватность сотрудника. Несоблюдение работником правил бизнес – этики и общечеловеческих норм, принятых в обществе. Влечет за собой урон деловой репутации организации.
Политические риски (внутренние). Это очень опасная группа рисков, которая с высокой вероятностью может привести к краху проекта, даже если все другие "подводные камни" будут обойдены. Каждый человек имеет свои цели деятельности, которые не всегда совпадают с целями руководителя проекта. Саботаж, обычно не выставляемый напоказ, может загубить любой проект. Если руководитель структурного подразделения, в непосредственном подчинении которого находится участник проекта, не считает нужным выделять время своего подчиненного на конкретные работы в проекте, то это очень большой риск.
Сотрудники компаний, руководители больших и малых подразделений часто ведут тонкую политическую игру, целью которой может быть продвижение по служебной лестнице и получение максимально возможной власти. Эти весьма далеки от целей конкретного проекта, поэтому тихое противодействие отдельных сотрудников или неформальных групп может свести на нет все усилия менеджера проекта.
Для разрешения этой группы рисков необходима в первую очередь поддержка руководства. Затем, если участники проекта частично заняты своими основными обязанностями и у них есть собственный руководитель, то насчет проведения работ по проекту необходимо решать вопрос именно с руководителем. Менеджер проекта должен решить, что и к какому сроку нужно сделать, а руководитель подразделения должен решить, кто это будет делать и когда.11
Риск перегрузки персонала. Безусловно, при выполнении определенных видов работ (например, срочных проектов) руководитель вынужден повышать нагрузку на персонал для того, чтобы выполнить условия договора с клиентом. В ХХХХХХХ» в связи с большим объемом взятых на себя обязательств часто возникает необходимость в привлечении своих сотрудников к работе сверхурочно. Однако неразумное повышение нагрузки порождает собой риск возникновения ошибок в деятельности, переутомления персонала, психологическому дисбалансу в коллективе (конфликты), снижении работоспособности, саботаж, самовольную передачу ответственности и др. Однако некоторым лицам в организации повышение производственной нагрузки помогает достигать личных целей (деньги, признание коллег) и поэтому воспринимается ими без негативного контекста.
Риск недостатка ключевых
и/или квалифицированных
Риск совершения сотрудниками действий, не входящих в область их компетенции (превышение служебных полномочий). Часто существую ситуации, когда необходимо получить информацию или осуществить определенное действие, а сделать это невозможно по причине ограниченности полномочий (например, нет допуска к секретной информации). Без подтверждения ответственным лицом или руководителем на совершение таких действий, они считаются незаконными. Ряд сотрудников может использовать превышение своих полномочий в корыстных целях, что классифицируется как должностное преступление.
Риск ключевых сотрудников (не имеющих замены). В каждой организации существуют сотрудники, имеющие большой опыт работы, знания и занимающие важную ключевую должность. Такие сотрудники чаще всего владеют всей информацией (в т.ч. с грифом «Секретно») и принимают решения и соответственно являются потенциальными носителями опасности для организации (разглашение коммерческой тайны, уход к конкурентам). Также в организации могут выполняться определенные специфические виды работ, квалификация для выполнения которых есть у ряда специалистов и если они по определенным причинам отсутствуют, то производственный процесс может быть нарушен или остановлен по причине отсутствия информации или навыков у других сотрудников.
Риск неприятия сотрудниками нововведений. Это особенно актуально для отечественных предприятий, где любые изменения нередко вызывают сознательные или несознательные, явные или скрытые противодействия со стороны персонала, так как вносят элемент нестабильности в его существование. Данный фактор может оказаться не менее серьезным в реализации различных проектов, чем финансовые, технологические, ресурсные и иные препятствия
Риск возникновения у сотрудников абсентеизма.12
Абсентеизм – характерное для многих организаций явление, суть которого заключается в уклонении от выполнения работы без уважительных причин. Он приводит к ряду издержек и вызывает ряд практических проблем. Издержки предприятия включают те виды выплат, которые осуществляются вне зависимости от присутствия работника. Помимо этого, необходимо оплачивать внеурочный труд работника, который выполняет работу отсутствующего, что обходится дороже. Здесь может простаивать дорогостоящее оборудование и падать производительность подразделения.
Риск повышения текучести кадров. Зависит от абсентеизма и представляет собой чистый результат ухода одних работников и прихода других в организацию. Большинство исследователей приходят к выводу, что работники покидают места, если их потребности не удовлетворяются на этом месте и возможно другое место, которое, как работник надеется, сможет удовлетворить его в большей степени. Текучесть значительно снижает производительность, т.к. новичкам необходимо освоиться на новом рабочем месте, приобрести опыт и практические навыки.
Квалификационно-
Риск мошенничества. Часто работники используют должностные полномочия и служебное положение в качестве средства личного обогащения или достижения личных целей. При этом их действия наносят финансовый и материальный вред другим людям и классифицируются как административное или уголовное преступление (в зависимости от степени тяжести)
Мошенничество - хищение
чужого имущества или приобретение
права на чужое имущество путем
обмана или злоупотребления доверием.13
Мошенничество может рассматриваться
в качестве страхового случая, входящего
в объем ответственности страховщика
(если договором страхования не предусмотрено
иное).14
Различают:
а) мошенничество в учете и отчетности - преднамеренно неправильное отражение
и представление данных учета и отчетности
одним или несколькими лицами из состава
руководителей и служащих предприятия.
Оно включает:
б)
манипуляцию учетными записями - умышленное
использование неправильных (некорректных)
бухгалтерских проводок или сторнировочных
записей с целью искажения данных учета
и отчетности;
в) фальсификацию бухгалтерских документов
и записей:
Информация о работе Совершенствование финансового риск-менеджмента на предприятии