Состояние угольной промышленности украины

Автор: i********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Угольная промышленность - включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом.
Уголь является одним из основных собственных первичных энергоресурсов Украины.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Значение угольной промышленности в развитии экономики Украины 4
Раздел 2. Предпосылки развития угольной промышленности Украины 6
2.1. Оценка угольных запасов 7
2.2. Организационно-экономические предпосылки 8
2.3. Основные этапы развития отрасли 9
Раздел 3. Развитие и размещение угольной промышленности Украины на современном этапе 15
3.1. Донбасс 16
3.2. Днепропетровский буроугольный бассейн 17
3.3. Львовско-Волынский каменноугольный бассейн 19
Раздел 4. Проблемы и перспективы развития угольной промышленности Украины 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 97.78 Кб (Скачать)

Таким образом, Украине просто необходим  мощный терминал в одном из глубоководных  черноморских портов (Севастополь, Одесса, Ильичевск, Южный), приспособленный  под перевалку угля.  

 Перспективы развития угольной отрасли Украины.

 Со  времен обретения Украиной независимости  каждое новое правительство, президент,  депутаты парламента, профильные  министерства и прочие органы  власти пытались инициировать  различные проекты реформирования  отечественной угольной промышленности. Но, как говорится, ʺвоз и ныне  тамʺ.

Безусловно, ситуация в угольной отрасли уже  давно требует эффективного реагирования государства, поскольку напоминает "черную дыру", которая с завидным постоянством забирает бюджетные средства и, к огромному сожалению, человеческие жизни. При этом мы считаем, что без  создания эффективных механизмов взаимодействия между государством и частным  капиталом в угольной отрасли  никакие действия ожидаемого результата не принесут.

 Для  увеличения объемов производства  государственных шахт отрасли  наиболее действенным способом  могла бы стать приватизация, о которой говорят уже много  лет. Только при переходе перспективных  шахт в руки заинтересованных  в их развитии инвесторов станет  возможным частичное снижение  дефицита коксующихся углей.

Но механизм приватизации предприятий Минуглепрома должен быть тщательно продуман. Сейчас активно муссируется тема формирования так называемых смешанных лотов  при продаже государственных  угольных предприятий. Идея этих лотов  заключается в том, чтобы в  нагрузку к потенциально интересным для частных инвесторов активам  добавить менее интересные и даже откровенно неликвидные объекты. Например, участок перспективной земли под разработку + шахта или шахта + теплогенерирующее предприятие. Недальновидно считать, что инвестор станет переплачивать за такие лоты. На наш взгляд, гораздо более эффективным способом стала бы продажа тех активов, за которые можно получить максимальную цену, на открытом конкурсе.

 Ни  для кого не секрет, что высокой  ликвидности инвестиций отечественная  угольная отрасль дать не может.  Бизнес, который пойдет в украинскую  угольную промышленность, – это  либо вертикально-интегрированные  энергетические и металлургические  компании, либо корпорации, которые  заинтересованы в увеличении  своей рыночной стоимости в  целом за счет повышения энергетической  безопасности.

Корпорация  ArcelorMittal неоднократно заявляла о готовности принять участие в приватизации украинских угольных шахт, так как хочет избавиться от необходимости импортировать сырье. Помимо ArcelorMittal, приватизация угольных шахт может заинтересовать отечественные ИСД и "Метинвест", заинтересованные в качественных коксующихся углях, а также российские вертикально интегрированные горно-металлургические холдинги (например, Evraz).

 Проблемы "глубокого залегания" давно  уже прошли многие страны Европы. Как правило, происходило одно  и то же: закрытие убыточных  шахт и приватизация потенциально  прибыльных. Поэтому государству  в первую очередь нужно думать  о механизмах вывода из эксплуатации  шахт, отличающихся особо сложными  горно-геологическими условиями  и, соответственно, крайне высокой  себестоимостью добычи. Государство  могло бы взять на себя обязательства  помочь частным инвесторам на  этапе закрытия таких шахт  либо само финансировать их  закрытие за счет средств, вырученных  от продажи ликвидных угольных  активов. Именно таким образом  решалась схожая проблема в  странах ЕС.

 Реформы  Маргарет Тэтчер в 1980-е годы  вызвали крупнейшую забастовку  шахтеров в Великобритании, но  были доведены до конца и  привели к закрытию большинства нерентабельных шахт в королевстве. Сейчас в Британии на шахтах работают около 7 тыс. человек, в то время как в 1985 г. работали 220 тыс.

 В  ходе реформирования угольной  промышленности в Польше (в 1990 г. в отрасли было задействовано  388 тыс. человек) количество работающих  сократилось более чем в два  раза.

 В  январе 2007 г. правительство Германии  объявило о закрытии восьми  угольных шахт к 2018 г., что приведет  к увольнению 35 тыс. шахтеров.

При этом указанные правительства более-менее  честно выплачивали компенсационные  выплаты уволенным шахтерам. В  Польше сокращаемым шахтерам выплачивались  денежные компенсации в размере 12 тыс. долл. В Великобритании уволенные  шахтеры получали до 5 тыс. фунтов компенсации (правда, это не касалось шахт, закрытие которых происходило по причине  выработки ресурса). Нет уверенности, что украинское правительство готово к таким выплатам.

 В  80-х в Великобритании, в 90-х  в Польше и Румынии оставили  работать шахты, которые производили  более 3 млн. тонн угля в год. В Украине объединений, добывающих уголь на уровне 1 млн. тонн в год, насчитается не более 20, а свыше 3 млн. тонн - 10.

 В  1991 году в Украине работало 283 шахты, сегодня – 164. 

Стратегии развития угольной промышленности в  украине.

Для достижения стратегической цели долгосрочная политика развития угольной промышленности предусматривает три этапа, которые подразделяются на ближнюю (2006 - 2010 гг.), Среднесрочную (2011 - 2015 гг.) И дальнюю перспективы (2016 - 2030 гг.) 
 

Рис. 3. Объемы добычи, импорта и экспорта угля, млн. тонн.  

На первом этапе (2006 - 2010 гг.) Ключевым аспектом должно быть комплексное решение проблемы развития шахтного фонда, который предусматривает, в первую очередь, его воспроизведения  на современной технико-технологической  основе и дальнейшее разгосударствление. Объем добычи угля по базовому сценарию прогнозируется увеличить в 2010 г. до 90,9 млн. тонн, а производственные мощности - до 105 800 000Тонн в год. Для этого должна быть введена в эксплуатацию 17,0 млн. тонн новых производственных мощностей за счет завершения строительства вторых очередей на трех шахтах, а также реконструкции действующих угледобывающих предприятий с приростом мощности и повышение коэффициента использования производственных мощностей в целом по отрасли до 86%. При этом с 2006 г. необходимо восстановить строительство трех новых шахт, начатое до 2001 г. Это позволит полностью удовлетворить потребность национальной экономики в энергетическом угле за счет собственной добычи, а в коксующемся - на 77,3%. Необходимость в импорте коксующегося угля составит 9,2 млн. тонн в год. Объемы экспорта энергетического угля постепенно уменьшатся до 3,1 млн. тонн. Экспорт коксующегося угля не предвидится.

На втором этапе (2011 - 2015 гг.) Прогнозируется достичь  в 2015 году объема угледобычи на уровне 110,3 млн. тонн при наличии производственных мощностей 122,5 млн.тонн в год.

Это позволит полностью удовлетворить спрос  отечественных потребителей в энергетическом угле и повысить уровень обеспечения  в коксующемся до 82,6%. Импорт коксующегося угля составит 7,0 млн. тонн. Экспорт энергетического угля не предвидится. Для обеспечения развития отрасли по этому сценарию должны быть введены в эксплуатацию 8800 тысяч. Тонн производственных мощностей за счет завершения строительства трех шахт, которое начато в 2001 г., а также реконструкции действующих угледобывающих предприятий с приростом мощностей, коэффициент использования которых должна составлять 90%. Для поддержания положительной динамики производственных мощностей на дальнейшую перспективу необходимо с 2011 г. осуществить строительство семи новых шахт. Это, в свою очередь, требует финансового оздоровления и технического переоснащения шахтостроительного комплекса, без ускоренного развития которого невозможно реализовать очерченную стратегию.

Третий  этап (2015 - 2030 гг.) Рассматривается как  долгосрочная перспектива. С учетом положительной динамики, которая  состоится в предыдущем десятилетии  как в экономике государства  в целом, так и в угольной промышленности в частности, объем добычи угля возрастет  до 130 млн. тонн.

При росте  количества потребления угля тепловой электроэнергетикой в 2030 по сравнению  с 2015 г. на 39%, потребность национальной экономики в угольной продукции  будет обеспечена в энергетическом угле на 97,1%, а в коксующемся - на 72,6%. Экспорт угля не предвидится. Производственные мощности на конец рассматриваемого периода, должны возрасти до 144,4 млн. тонн в год при коэффициенте их использования 90%.

Указанное требует своевременной реконструкции действующих угледобывающих предприятий с приростом мощности, а также строительства новых шахт на разведанных участках угольных месторождений с достаточно благоприятными горно-геологическими условиями, которое начнется после 2015 года.

Одним из наиболее актуальных направлений  развития современной экономической  науки является изучение аспектов повышения инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики Украины.

Исследованием вопросов, касающихся привлечения инвестиции в угольную промышленность и их социально-экономических  аспектов занимаются такие ученые, как: Амоша А.И., Макогон Ю.В., Салли В.И., Трифонова Е.В. и другие.

Целью этой части является всестороннее изучение проблем в горнодобывающей промышленности Украины и их влияния на инвестиционную привлекательность отрасли с целью разработки предложений по преодолению складывающейся ситуации.

Отечественная угольная промышленность, несмотря на улучшение отдельных показателей  в работе, продолжает находиться в  кризисном состоянии.

Сохраняется угрожающая тенденция к существенному  отставанию темпов восстановления от темпов сворачивания производства. Выбывание  производственных мощностей из угледобычи значительно превышает введение их в эксплуатацию. 95% шахт не реконструировались уже 20 лет. Темпы модернизации и технического переоснащения угольного производства низкие, в результате чего снижается  качество и объемы производства товарной угольной продукции, а также усложняется  решение задач по обеспечению  безопасных условий труда шахтеров.

Тенденция к ухудшению финансово-экономических  показателей государственного сектора  угольной отрасли до сих пор не переломлена. Продолжают расти кредиторская задолженность и уровень убыточности  предприятий. Вместе с тем происходит увеличение фонда оплаты труда, не подкрепленное  соответствующим ростом объемов  производства. Реальные объемы капитальных  вложений в отрасль не дают возможности  остановить процесс сворачивания угледобычи и обеспечить расширенное восстановление производства.

Механизм  ценообразования на угольную продукцию  не отвечает рыночным принципам, продолжает расти диспаритет в динамике цен на уголь и горношахтное оборудование и материально-технические ресурсы для добычи угля. Бюджетные средства используются неэффективно, их объем недостаточен для обеспечения положительных сдвигов в отрасли. Отсутствуют действенные механизмы и стимулы для повышения эффективности работы угольных предприятий государственной формы собственности [1, c. 21-23].

Состояние отрасли обуславливает низкий уровень  инвестиционной привлекательности. Необходимым  фактором для привлечения инвестора  является возможность приобретения контрольного пакета акций угольной шахты в процессе приватизации. Следует  иметь в виду, что промышленный инвестор преследует цель управлять производством и получать от этого прибыль, а не спекулировать акциями.

Основным  направлением работы по привлечению  инвесторов должно стать изменение  законодательной базы (относительно законов регламентирующих вопросы  добычи угля). Право использования  инвестором полезного ископаемого  в пределах горного отвода должно быть исключительным, т.е. не может одновременно предоставляться и другим лицам.

Серьезным шагом по привлечению инвестиций в государство для бурения  скважин с целью широкомасштабной дегазации угольных пластов стало  принятие Закона «О газе (метане) угольных месторождений», принятый 21 мая 2009 года, который определяет правовые, экономические, экологические и организационные принципы деятельности в сфере геологического изучения газа, в том числе промышленно-исследовательской добычи, использования и извлечения при дегазации. Также благоприятным условием для инвесторов стало повышение мировых цен на энергоносители, в том числе и на уголь. Внутренние цены уже превышали 200 долларов за тонну и общая тенденция к росту будет продолжаться. Ориентиром для уровня цен, прежде всего, будет стоимость импортируемого российского коксующегося угля, а эти цены продолжают расти. Так, 11 июля крупнейшие российские производители коксующегося угля ОАО «Белон» и ОАО «Распадская» объявили новых ценах на свою продукцию - теперь тонна коксующегося угля будет стоить $245 и $220 соответственно.

Таким образом, делаем вывод, что современное  состояние угольной промышленности Украины имеет кризисный характер, это обусловлено многими факторами, описанными в работе. Однако в последнее  время начинает складываться определенный благоприятный инвестиционный климат, связанный с конъюнктурой мировых  рынков и изменениями в законодательной  базе. Одним из важных направлений  государственной политики должно стать  продолжение работы по повышению  инвестиционной привлекательности  путем изменения законодательной  базы, дальнейшей приватизации и грамотного прогнозирования спроса на уголь.

Информация о работе Состояние угольной промышленности украины