Состояние угольной промышленности украины

Автор: i********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Угольная промышленность - включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом.
Уголь является одним из основных собственных первичных энергоресурсов Украины.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Значение угольной промышленности в развитии экономики Украины 4
Раздел 2. Предпосылки развития угольной промышленности Украины 6
2.1. Оценка угольных запасов 7
2.2. Организационно-экономические предпосылки 8
2.3. Основные этапы развития отрасли 9
Раздел 3. Развитие и размещение угольной промышленности Украины на современном этапе 15
3.1. Донбасс 16
3.2. Днепропетровский буроугольный бассейн 17
3.3. Львовско-Волынский каменноугольный бассейн 19
Раздел 4. Проблемы и перспективы развития угольной промышленности Украины 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 97.78 Кб (Скачать)

Состояние угольной промышленности Украины на 2007г.

Добыча  угля в Украине возрастала до 1976 г., после чего начался спад. За период 1991-2004 гг. производственная мощность угледобывающих предприятий уменьшилась почти  в 2,2 раза. За это время производственные мощности используются лишь на 79%.  

Рис. 2.3.2. Добыча угля в Украине в период 1957-2004 

Объемы  добычи рядовых углей (коксующихся  и энергетических), в связи с  рядом аварий и несчастных случаев, в 2007 г. сократились, по сравнению с  предыдущим годом в целом по Украине  на 1,2% (около 900 тыс. т); по Минуглепрому – на 12%. Значительное отставание показателей добычи по Минуглепрому связано с проходящим в Украине изменением структурного распределения шахтного фонда по формам собственности.

Основная  добыча углей энергетических марок  ведется в Луганской, Донецкой и  Днепропетровской областях. На долю Луганской  области приходится 43% общего объема. Показатели добычи по области в 2007 г. снизились на 8%, или на 1544 тыс. т, по сравнению с 2006 г. Добычей энергетического  угля в области занимается свыше 60 компаний. Порядка 13% общего объема произведенного энергетического угля в области (6% производства по Украине) приходится на долю ОП «Шахта «Красный партизан»  ГП «Свердловантрацит». На втором месте – ОП «Шахта «Должанская-Капитальная» ГП «Свердловантрацит», доля производства которой составила порядка 13% объема производства по Луганской области (6% производства по Украине).

В 2007г. Донецкая область занимает второе место с долей в 27%. В рассматриваемом периоде добычей энергетического угля занималось 58 компаний. Среди лидеров – ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» – 25% (7% по Украине).

 Доля  производства Днепропетровской  области составила 23% общего объема  производства. Среди 10 производителей  наибольшие объемы были у структурного  подразделения ОАО «Павлоградуголь» шахты им. Героев космоса – 16% в Днепропетровской области (4% по Украине).

 На  долю Львовской и Волынской  областей приходится 7% общего объема. 

Состояние угольной промышленности на 2008г.

В Украине  формирование цен на угольную продукцию  законодательно не урегулировано, а  подзаконные акты, как отмечалось в решении СНБО (август 2008 г.), часто лишь ухудшают ситуацию. Так случилось, когда по рекомендациям Меморандума взаимопонимания между Кабинетом Министров и предприятиями горно-металлургического комплекса (ноябрь 2008 г.) цены на угольную продукцию стали устанавливать исходя из уровня цены квадратной заготовки украинского производства на внешнем рынке. Абсурдность такого подхода очевидна. (Его можно сравнить с установлением цены на товарную пшеницу исходя из цены бубликов) А в результате в конце 2008-го — начале 2009-го гг. резко снизились цены коксующегося угля на внутреннем рынке, объемы его реализации и добычи.

Ценообразование на угольную продукцию должно совершенствоваться, но на основе экономически обоснованных, а не базарных методов.

Примером  формализма является “Концепция развития угольной промышленности”, одобренная Кабинетом Министров в июле 2005 г. Она предусматривала повышение  объемов добычи (в 2010 г. — до 90,9 млн. т, в 2015 г. — до 96,5 млн. т, в 2030 г. —  до 112 млн. т); расширение объемов приватизации предприятий, урегулирование взаимоотношений государства с такими предприятиями в части обеспечения энергетической безопасности и охраны труда, рационального использования недр; усовершенствование управления отраслью и другие меры.

Всего лишь через три года, в мае 2008 г., Кабинет Министров одобрил еще  одну “Концепцию реформирования угольной промышленности”, базирующуюся на принципах  принятых ранее документов, в том  числе и концепции 2005 г. В ней  сделан упор на приватизацию шахт, осуществить  которую оказалось невозможно главным  образом из-за отсутствия законодательного решения проблемных вопросов, связанных  с принципами передачи убыточных  шахт в частные руки.

Логика  подсказывает последовательность: концепция  — стратегия — программа, где  каждый последующий документ базируется на положениях предыдущего. Но концепция 2008 г., наоборот, предусматривает достижение показателей ранее утвержденной “Энергетической стратегии”. А главное — она не содержит концептуальных идей реформирования и развития отрасли.

Изложенное  выше подтверждает утверждение, прозвучавшее в докладе НАН Украины “Новый курс: реформы в Украине. 2010—2015”: “В Украине никогда не было недостатка проектов, концепций, программ, но все  они остались на бумаге”.

Поскольку реформами принято называть преобразования экономического порядка, приводящие к  прогрессивным изменениям, считать  изменения в угольной отрасли  за годы независимости реформированием  нет оснований. Нужны новые подходы  и иная концепция ее развития.

В 2008 г. угледобывающие предприятия Украины  добыли 77.802 млн. т. угля (на 9.6% больше плана и на 3.0% больше, чем в 2007 г.), в т.ч. коксующегося угля — 26.821 млн. т. (на 14.8% больше плана, но на 5.8% меньше, чем в 2007 г.), энергетического — 50.982 млн. т. (на 7.1% больше плана и на 8.3% больше, чем в 2007 г.).

Объем добычи угля угледобывающими предприятиями  Минуглепрома составил 45.382 млн. т. (на 3.4% больше плана и на 7.6% больше, чем в 2007 г.), в т.ч. коксующегося угля — 10.251 млн. т. (на 6.7% больше плана и на 4.9% больше, чем в 2007 г.), энергетического — 35.130 млн. т. (на 2.5% больше плана и на 8.3% больше, чем в 2007 г.). 

Состояние угольной промышленности Украины на 2009г.

В 2009 г. в стране добыто в 2,25 раза меньше угля, чем 20 лет назад.

В 2009 г. на шахтах Украины ежесуточно добывалось на 25,7 тыс. т угля меньше, чем еще 5 лет назад. Число действующих очистных забоев сократилось с 349 до 262, а их протяженность, которую шахтеры называют “фронт работ”, — на 12,5 км. Это свидетельствует, что показатели угольной отрасли, намеченные “Энергетической стратегией”, без особых мер также не будут достигнуты.

Новый министр угольной промышленности в  апреле 2010 г. на пленуме ЦК профсоюза  работников угольной промышленности Украины  привел вопиющие факты. Бюджетные средства на поддержку отрасли направлялись в 2009 г. на выплату заработной платы. Происходило беспрецедентное разворовывание средств. Из отрасли выведено от 5 до 6 млрд. грн. Более половины действующих шахт, где занято треть трудящихся, добывали меньше 500 т угля в сутки. За два последних года отрасль покинули 17 тыс. человек. На шахтах осталось всего 20,4 тыс. горнорабочих очистного забоя, 16,4 тыс. проходчиков. В 2004 г. их было соответственно 34,1 тыс. и 23,9 тыс. Угрожающей стала возрастная структура работников. На подземных работах пенсионеры составляют 46,2%, а на поверхности — 30,8%.

Сокращение  численности работников — это  не следствие падения объемов  производства, как пытаются доказать некоторые, а его причина.

Закон “О престижности шахтерского труда” ожидаемого результата не дал. Поскольку  пенсионные льготы для молодого человека — дело далекого будущего, уровень  заработной платы является основным фактором, способным привлечь его  к работе в шахте. Предусмотренное  законом обязательное повышение  на 30% тарифных ставок шахтерам на подземных  работах не подкреплено реальными  средствами.

Выходит, что средства для гарантированного законом повышения ставок шахтеры  должны зарабатывать сами. Очевидно, эта  льгота, регламентированная и Отраслевым тарифным соглашением, должна финансироваться  за счет государственного бюджета и  предоставляться работникам всех предприятий  независимо от форм собственности. Административное повышение тарифных ставок и уровня заработной платы вне связи с  производительностью труда может  применяться только в исключительных случаях, например в условиях жестокого  кризиса, как это было в 2009 г., но не как система. От повышения заработной платы путем пересмотра ставок необходимо перейти к созданию условий для  непрерывного роста производительности и на этой основе — к повышению зарплаты.

Нынешний  Кабинет Министров, объективно оценив чрезвычайно сложное состояние  экономики, не пытается приукрасить  картину. В правительственной Программе  экономического и социального развития на 2010 г. предусмотрен рост добычи угля шахтами Минуглепрома всего на 1,7%. Но задуматься над концептуальными  моментами, способными предотвратить  гибель отрасли и обеспечить ее развитие в будущем, необходимо уже сейчас. Такими моментами должны стать создание материальной основы для стабильной, рентабельной работы отрасли и последовательный отказ от государственной бюджетной  поддержки.

Отказаться  от господдержки на частичное покрытие затрат по себестоимости нельзя. Следует  действовать постепенно, но настойчиво, уменьшая ее размеры всеми допустимыми  способами:

-связать  размеры выделяемых шахтам средств  государственной поддержки с  ростом объемов добычи и снижением  себестоимости;

-отказаться  от господдержки технического  переоснащения в нынешней безвозмездной  форме и перейти к возвратной  форме, когда кредит будет погашаться  предприятием за счет экономического  эффекта от его использования. (Если, например, кредит направлен  на оснащение новой высокопроизводительной  лавы, он должен погашаться за  счет сумм, полученных от реализации  дополнительных объемов добычи  угля). А проценты за кредит  станет погашать государство  из бюджета;

-предоставить  шахтам статус юридического лица  и полную финансовую самостоятельность;

-совершенствовать  ценообразование и сбыт угольной  продукции; ГП “Уголь Украины”  ликвидировать, предоставить руководителям  шахт право реализовать продукцию  самостоятельно по прямым договорам;  одновременно повысить личную  ответственность (вплоть до уголовной)  первых руководителей шахт и  обогатительных фабрик;

-передавать  целостные имущественные комплексы  убыточных шахт в аренду их  трудовым коллективам с преимущественным  правом льготного приобретения  государственной доли собственности  после завершения срока аренды;

-привлекать  внешние инвестиционные ресурсы,  в том числе с использованием  механизмов частно-государственного партнерства;

-временно  консервировать или присоединять  к успешно работающим предприятиям  убыточные шахты с относительно  большими остаточными запасами  угля, приведение в рабочее состояние  горного хозяйства которых требует  значительных затрат;

-убыточные  шахты с добычей 100—150—200 т  в сутки, малыми остаточными  запасами и очень высокой себестоимостью, значительно превышающей цену  реализации, незамедлительно передавать  под закрытие;

-провести  аудит всех проектов закрытия  шахт и их исполнения, выявить  объемы работ, не относящиеся  к закрытию; установленные в результате  аудита факты нецелевого использования  и хищения средств передавать  правоохранительным органам. Сконцентрировать  средства, предусмотренные сметами,  и обеспечить ускоренную ликвидацию  шахт, переданных под закрытие. Социальную  защиту высвобождаемых работников  поручить обладминистрациям, передав  им соответствующие средства; работники,  высвобождаемые при закрытии  шахт, должны переводиться на  другие, успешно работающие предприятия  отрасли.

Перечисленные меры (за исключением закрытия и  консервации шахт) являются в основном организационными и не требуют больших  дополнительных затрат, к их реализации можно и нужно приступать как  можно быстрее.

Необходимо  активизировать деятельность научно-исследовательских  и проектно-конструкторских учреждений, направленную на создание более эффективных  способов разработки месторождений, технологий и технических средств добычи угля на пластах малой мощности на больших глубинах, готовиться к расширению масштабов нового строительства и реконструкции шахт с резким увеличением производственной мощности.

Надо  учесть, что в последние годы окончательно разрушено ПО “Укруглегеология”. Разведка угольных месторождений практически не ведется. При наличии огромных запасов угля страна останется без разведанных запасов для воспроизводства шахтного фонда.

Настало время изучить целесообразность использования тепловой энергии  глубинных пород, осветления шахтных  вод до состояния питьевой; возобновить  исследования подземной газификации  угля и, конечно, решительно расширять  утилизацию шахтного газа — метана с получением из него электро - и теплоэнергии. Использование результатов даже части перечисленных направлений будет способствовать повышению конкурентоспособности украинского угля.

Еще в  советское время было доказано, что  даже при самом передовом техническом  оснащении на шахтах, построенных  в середине прошлого века и ранее, достичь показателей, способных  обеспечить конкуренцию отечественного угля с импортным, невозможно. Поэтому решающим направлением реформирования угольной отрасли должна стать коренная перестройка, а по существу создание новой отрасли путем реконструкции наиболее перспективных шахт с обязательным увеличением (более 3 млн. т в год) производственной мощности и полным техническим переоснащением, а также строительство новых шахт мощностью 3,5—4,0 млн. т.

Информация о работе Состояние угольной промышленности украины