Состояние угольной промышленности украины

Автор: i********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Угольная промышленность - включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом.
Уголь является одним из основных собственных первичных энергоресурсов Украины.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Значение угольной промышленности в развитии экономики Украины 4
Раздел 2. Предпосылки развития угольной промышленности Украины 6
2.1. Оценка угольных запасов 7
2.2. Организационно-экономические предпосылки 8
2.3. Основные этапы развития отрасли 9
Раздел 3. Развитие и размещение угольной промышленности Украины на современном этапе 15
3.1. Донбасс 16
3.2. Днепропетровский буроугольный бассейн 17
3.3. Львовско-Волынский каменноугольный бассейн 19
Раздел 4. Проблемы и перспективы развития угольной промышленности Украины 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 97.78 Кб (Скачать)

Создание  новой отрасли, если мы хотим иметь  через 15—20 лет собственную угольную промышленность, — единственно правильное решение.

Достижения шахтеров Украины, значительно превосходящие средние показатели,  рекордные нагрузки очистных забоев и темпы проведения подготовительных выработок, неординарные инженерные решения, позволившие в три и более раз превысить проектную производственную мощность шахты без ее остановки или снижения добычи, превратить шахтный газ метан в источник дополнительного дохода и снижения себестоимости угля. Все это — результаты работы высококлассных специалистов, организаторов производства. И впредь эти люди, как и вся армия шахтеров, будут делать все от них зависящее, чтобы возродить угольную промышленность — основу энергетической безопасности державы. Задачи государства — создавать для этого необходимые условия и оказывать всестороннюю поддержку, а не мешать.

По оперативным  данным Минуглепрома, в 2009 г. объем добычи угля в Украине составил 72.219 млн. т. (на 7.0% меньше, чем в 2008 г.), в т.ч. коксующегося — 25.494 млн. т. (на 4.3% меньше), энергетического — 46.725 млн. т. (на 8.4% меньше). План добычи угля перевыполнен на 14.1%.

В 2009 г. предприятиями Минуглепрома добыто 38.440 млн. т. угля (на 15.3% меньше, чем в 2008 г., но на 3.6% больше плана), в т.ч. коксующегося — 9.134 млн. т. (на 10.9% меньше, чем в 2008 г., но на 5.4% больше плана), энергетического — 29.306 млн. т. (на 16.6% меньше, чем в 2008 г., но на 3.1% больше плана).  

Состояние угольной промышленности на 2011г.

В Украине  в январе-сентябре 2011 г. добыто на 14% больше угля - 45,6 млн. т. Об этом сообщает Государственная служба статистики (Госстат). За 9 месяцев 2010 г. было добыто 40 млн. т. угля. Всего в 2010 г. в Украине было добыто 54,4 млн. т. угля.

Кокса и полукокса из каменного угля за 9 мес. выработано на 7,1% больше - 14,7 млн. т.

По данным аналитиков компании, в 2010 г. Украина  добыла угля на уровне 38,1 млн. т. в нефтяном эквиваленте, что на 0,8% меньше, чем в 2009 г., и составляет 1% от мировой добычи угля за 2010 г. Отметим, в июне с.г. в обзоре мировой энергетики, подготовленном британской нефтегазовой BP сообщалось, что доказанные запасы угля в Украине - 33,873 млрд. т., что составляет 3,9% мировых запасов. Изо всех запасов в Украине 15,351 млрд. т. антрацита и битумного угля, еще 18,522 млрд. т. - лигнита (бурого угля). Согласно оценке, при текущем уровне добычи, таких запасов Украине должно хватить на 462 года.

В феврале 2011 г. Президент Виктор Янукович заявил, что Украина должна выйти на 100-105 млн. т. добычи угля в год. Янукович подчеркнул, что государственная политика однозначно будет направлена на повышение объемов добычи угля. Украина будет использовать свои возможности добычи угля, и у угольной промышленности будет перспектива, подчеркнул Глава государства. В начале октября премьер-министр Украины Николай Азаров сказал, что общая добыча угля в Украине в 2011 г. увеличится на 5 млн. т (до 80 млн. т), что на 6,7% больше показателя прошлого года. Также председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Евгений Бакулин заявил, что ввиду повышения цен на газ все усилия будут направлены на сокращение внешней закупки газа и переход на уголь, на максимальное использование сжигания угля.

При этом в Украине в 2005-2010 гг. объем капитальных вложений в угольную отрасль со стороны государственных шахт снизился в 5,2 раза, а объем добычи угля упал с 78 млн. т. до 75,2 млн. т. в год.

Срок  действия программы "Украинский уголь"закончился в декабре 2010 г., поэтому был разработан проект "Программы перспективного развития угольной отрасли на среднесрочный период до 2015 г.". Как сообщил 13 сентября "Коммерсант-Украина", в программе заложены следующие параметры: на этапе до 2015 г. объем добычи угля прогнозируется на уровне 91,7 млн. т. в год, включая 63,5 млн. т. энергетического угля. На этапе развития отрасли в период с 2015 по 2020 гг. объем предполагается повысить до 100 млн. т., включая около 65 млн. т. энергетического угля. Итоговый потенциальный уровень добычи к 2030 г. ожидается на уровне 115 млн. т., из которых 75 млн. т. - энергетический уголь. 

 

  1. Развитие  и размещение угольной промышленности Украины на современном этапе 
 
    1. Донбасс

Донбасс - образовался на заливах и лиманах давно несуществующего моря. Это море занимало всю восточную половину Европейской России и западную Азиатской, разделяясь между ними сплошным массивом Уральского хребта и врезаясь на запад узким, сильно вытянутым Донецким заливом в материк.

Донецкий  угольный бассейн был открыт в 1720-е  годы. Промышленное освоение началось с конца XIX века. Площадь около 60 тысяч  квадратных километров. Суммарные запасы до глубины 1800 м — 140,8 миллиардов тонн. В угленосной толще каменноугольного возраста до 300 пластов; средняя мощность рабочих пластов 0,6-1,2 м. Угли каменные марок Д — Т (78 %), антрациты (22 %). Основные центры добычи — Донецк, Красноармейск, Макеевка, Лисичанск, Горловка и другие. Донецкий угольный бассейн является основной топливно-энергетической базой центрального и южного районов Украины (Днепропетровская, Донецкая, Луганская области). 

    1. Днепропетровский  буроугольный бассейн

Расположен по большей части на правобережье Украины и объединяет месторождения Житомирской, Винницкой, Киевской, Кировоградской, Черкасской, Запорожской и Днепропетровской областей. Бассейн делят на 12 буроугольных районов, в которых насчитывается более 100 месторождений. Уголь без прессовки брикетов не пригодный для транспортировки на далекие расстояния, характеризуется большой влажностью, используется в основном для местных потребностей. Запасы угля, которые можно добывать открытым способом, располагаются в 58 месторождениях. Наибольшее число таких месторождений в Кировоградской (29), Днепропетровской (19) и Черкасской (5) областях. За последние годы его добыча находится в пределах 4,5 млн. т. 

    1. Львовско-Волынский  каменноугольный бассейн

Львовско-Волынский каменноугольный бассейн - угольный бассейн, расположен на территории Волынской и Львовской областей Украины и охватывает площадь около 10 тыс. км². Территория бассейна тянется с севера от города Устилуг Волынской области на юг примерно до города Великие Мосты Львовской области на 125 км, с запада на восток на 60 км. Основные города: Нововолынск, Червоноград, Сокаль, Белз.

До конца 1990-х годов Червоноградская ЦОФ входила в состав государственного ПО «Укрзападуголь» (впоследствии разделилось на два объединения — «Львовуголь» и «Волыньуголь»), а в конце 2000 года была выделена из его состава и сдана в аренду на 15 лет ЗАО «Львов Систем Энерго» (созданному в 1998 году венгерской System Consulting и червоноградским ООО «Бизнес-консалтинговый центр»).

За 1999 год  суммарная угледобыча шахт составила  около 4 млн т, объёмы переработки на обогатительной фабрике — 2,6 млн т. Обогащённый уголь предназначен в основном для населения, то есть частных лиц и отопительной сети. Необогащенный уголь потребляли Бурштынская и Добротворская тепловые электростанции, небольшая часть его экспортируется в Белоруссию. Уголь Львовского угольного бассейна покрывал около половины потребность в топливе теплоэлектростанций.

В 2000-е  годы производственный уровень колебался  от 3,5 млн до 4 млн т в год. Запасы шахт Львовского бассейна соответствуют около 110 млн т в существующих шахтах и 205 млн т в шахтах, которые предстоит построить. Предполагается, что в перспективе в бассейне будут работать только 2 шахты из 15 действующих. В 2007 году принято решение развивать только 4 шахты из 9 действующих в структуре компании «Львовуголь»: «Межиречанскую», «Великомостовскую», «Червоноградскую» и «Возрождение»[1].

Развитие  этой угольной базы позитивно повлияло на топливный баланс западного региона  Украины, формирование новых промышленных комплексов, развитие городских поселений (г. Нововолынск, г. Червоноград), однако вызвало упадок старых городских центров, оказавшихся вдали от залегания угольных пластов (г. Белз, г. Угнев).  
 

  1. Проблемы  и перспективы развития угольной промышленности Украины
 

У нас  в стране существует убеждение, что  уголь – это единственный энергоноситель, который (в отличие от нефти и  газа) присутствует в достаточном  количестве, поэтому угольная отрасль  – стратегическая для Украины.

 Да, действительно, по запасам каменного  угля и его добыче Украина  находится в первой десятке  стран мира. Только разведанных  запасов у нас 54 млрд. тонн. В структуре украинских запасов органического топлива уголь занимает 95%. Но, на наш взгляд, утверждение о стратегической важности угольной отрасли справедливо только для тех марок углей, которые используются энергетикой.

Угледобывающая  промышленность Украины – традиционно  дотационная отрасль. Угольные пласты у нас, в отличие от Кузнецкого бассейна в России, где они доходят  до 30 метров, маломощные, уголь залегает на большой глубине. 70% украинских угольных пластов – это пласты до 1 метра  толщиной. Технологически они тяжело добываемые и очень затратные.

 Сегодня,  как никогда, обострилась проблема  обеспечения отечественных коксохимов качественными коксующимися углями. С одной стороны, на шахтах, добывающих коксующийся уголь, – самый высокий уровень метана в угольных пластах, что обуславливает их потенциальную аварийность и серьезнейшую опасность для труда шахтеров. Недавний яркий пример – ряд трагических аварий на донецкой шахте им. Засядько. С другой стороны, украинский коксующийся уголь характеризуется крайне низким качеством вследствие высокого содержания серы (вредной примеси в коксе и металле).

Отечественные металлурги все чаще отказываются покупать украинский коксующийся уголь. Среди  основных причин – несоответствие достаточно высокой цены и низкого  качества отечественного угля. Кроме  того, металлургам крайне неудобно приобретать сырье на спотовом рынке. Добыча угля, а также коксохимическое и металлургическое производство – это непрерывный производственный процесс. Поэтому во всем мире основная часть коксующегося угля, как и прочих видов металлургического сырья, продается по долгосрочным контрактам.

Очередная попытка ГП "Уголь Украины" (оператор Оптового рынка угольной продукции Украины) реализовать  на торговой площадке Универсальной  товарно-сырьевой биржи коксующийся  уголь с поставкой в сентябре 2008 года оказалась безрезультатной. Аукционная сессия, назначенная 16-17 сентября, как и две предыдущие, не состоялась из-за отсутствия заявок от потенциальных  покупателей.

Таким образом, правомерно утверждать, что детали аукционного процесса не были до конца проработаны. И сейчас имеет место классическое распределение рисков между "спотом" (аукционами) и долгосрочными контрактами – в какие-то периоды благодаря аукционам государство действительно могло бы получить немного больше средств от продажи угля, а в какие-то – часть угля может остаться вообще непроданной. Это еще один аргумент в пользу заключения долгосрочных контрактов. Долгосрочные контракты между производителями коксующегося угля и косохимами – единственный верный путь, способный обеспечить стабильность отечественному углепрому и металлургии.

Но несмотря на участившиеся отказы металлургов от коксующегося угля отечественного производства, украинский импорт коксующихся углей продолжает стремительно расти. В 2007 году украинские предприятия импортировали 7,8 млн. тонн угольного концентрата и более 2 млн. тонн кокса (в 2006 г. соответственно 6,9 млн. тонн и 1,2 млн. тонн). Доля импортного угольного концентрата составила в прошлом году 31,5% от общего потребления коксующегося угля в Украине, доля импортного кокса во внутреннем потреблении – 9,4%. По оценкам аналитической группы "Металл-Эксперт" за 8 месяцев 2008 года украинский импорт коксующихся углей уже составил 7 млн. тонн (+ 50% к соответствующему периоду 2007 года).

При этом наш основной поставщик - РФ - уже  не в состоянии обеспечивать растущие запросы украинских металлургов  по причине бурного роста собственной  металлургии. До конца этого года Россия планирует ввести ограничение  на экспорт коксующегося угля из страны. Российское правительство создало  межведомственную комиссию, которая  рассматривает вопрос о введении лимита на вывоз угля. На таком решении  настаивают российские металлургические компании, которые жалуются на нехватку кокса. Министерство промышленной политики Украины прогнозирует дефицит коксующегося угля в размере около 10 млн. тонн уже в 2009 году.

 Поэтому  весьма вероятно, что добыча коксующегося  угля в Украине по причине  ухудшения горно-геологических условий и абсолютно обоснованного повышения техники безопасности будет сокращаться. Единственный выход для металлургов – импорт коксующихся углей с австралийского и американского континентов, где они в избытке. Но для этого необходимо в кратчайшие сроки преодолеть существующие инфраструктурные ограничения. Перевозки угля морем осуществляются крупнотоннажными морскими судами и целесообразны при использовании судов дедвейтом не ниже 70 тыс. тонн.

 Наиболее  же эффективно использование  судов дедвейтом 100-150 тыс. тонн, осадка которых достигает 16,5 метра. Сейчас в Украине нет ни одного перегрузочного терминала в глубоководном черноморском порту для приема таких судов, поэтому металлурги используют сложную и дорогостоящую схему доставки. Она предусматривает перегрузку в румынском порту Констанца с крупнотоннажных на более мелкие суда, которые смогли бы принять украинские порты. Стоимость дополнительных перевалок и перевозок, естественно, существенно увеличивает себестоимость украинской металлопродукции. К тому же вследствие сложности такая схема не очень надежна, что может создать трудности в непрерывном металлургическом производстве.

Информация о работе Состояние угольной промышленности украины