Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Введение……………………………………………………………………..........
Глава I. Монетаристская концепция денежного обращения……………..........
Глава II. Принципы организации денежного обращения в контексте общемировых тенденций………………………………………………………………………….
Глава III. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковское депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 г. процентные ставки по новым рублём кредитам нефинансовому сектору составит 12-15% годовых, по новым срочным рублёвым депозитам в банках 10-12% годовых.
Денежно-кредитные показатели. В 2010 г. увеличение рублёвой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36-43%, рублёвой денежной массы - 35-42%, широкой денежной массы - 34-42%. При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 - 7,2 трлн. руб., депозиты юридических лиц на 5,1 - 6,2 трлн. руб.
Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублёвой денежной массе до 14,6 - 14,8%, по широкой денежной массе до 26,6 - 27,2%.
Денежно-кредитные показатели в 2010 г. рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития РБ. При изменении в течение 2010 г. указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.
Прирост активов банков сложится на уровне 31 - 36%, что составит 63% к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36 - 40% и достигнут 51% к ВВП.
При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объёме требований банков к экономике в 2010 г. снизится по отношению к 2009 году на 2 - 3 процентных пункта.
ДКП в 2010 году буде содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.
Реализация в 2010 г. намеченных целей, задачи мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики обеспечит единство проводимой экономической политики. [7, c.13]
3.6. Итоги выполнения КДП за первое полугодие 2010 года
ДКП Национального банка РБ в первом полугодии 2010 г. была направлена прежде всего на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия её стабильного развития.
Макроэкономическая ситуация, в которой осуществлялась реализация ДКП в прошедшем полугодии, характеризовалась ускорением темпов роста объёмов производства и потребления на фоне замедления инфляционных процессов.
Увеличение внутреннего и внешнего спроса способствовало восстановлению темпов роста ВВП. Объём ВВП в первом полугодии 2010 г. составил 69,5 трлн. руб. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, в то время как за аналогичный период прошлого года – только на 0,3%.
Позитивной тенденцией является значительное сокращение запасов готовой продукции. Если в первом полугодии 009 г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объёма производства составляло 94,6%, то в первом полугодии 2010 г. оно снизилось до 60,7%.
Важной
характеристикой
Вместе
с тем объём инвестиций в основной
капитал по отношению к первому
полугодию 2009 г. увеличился только на 4%.
Годовой прогноз социально-
Ситуация во внешней торговле в значительной степени определялась темпами восстановления деловой активности и экономического роста в странах – основных торговых партнёрах.
Следует констатировать, что импорт увеличивался более медленными темпами, чем экспорт. Объём импорта товаров и услуг по отношению к январю- маю 2009 г. увеличился на 15,4% и достиг 12,8 млрд. долл. США. В результате сложилось отрицательное сальдо внешней торговли в размере 1,8 млрд. долл. США. Однако его величина в 1,4 раза меньше, чем в январе –мае 2009 г.
Отрицательное сальдо внешней торговли обусловило дефицит текущего счёта платёжного баланса в январе-мае 2010 г. в сумме 2,4 млрд. долл. США. По сравнению с январём-маем 2009 г. отрицательное сальдо счёта текущих операций уменьшилось на 693,9 млн. долл. США.
Курсовая политика в течение января - июня 2010 г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля. В течение всего полугодия стоимость корзины иностранных валют находилась вблизи центрального значения установленного коридора допустимых колебаний - +/- 10% от уровня на начало года.
На
1 июля 2010 г. курс белорусского рубля
по отношению к корзине
Денежные агрегаты в январе - июне 2010 г. формировались под влиянием складывающихся экономических условий.
Рублёвая денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 23,1 трлн. руб. За полугодие она увеличилась на 11,5%, в абсолютном выражении – на 2,4 трлн. руб. При этом отмечено улучшение структуры рублёвой денежной массы за счёт увеличения доли срочных депозитов на 4,7 процентного пункта и доли ценных бумаг, выпущенных банками, - на 1,4 процентного пункта.
Широкая денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 41,4 трлн. руб. За январь – июнь 2010 г. она возросла на 8,7%, или на 3,3 трлн. руб. Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 июля 2010 г.Наличие позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере в январе – июне 2010 г. позволило ориентировать процентную политику прежде всего на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалась привлекательность банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц.
Ставка рефинансирования за отчётный период снижалась трижды. Если на начало 2010 г. её уровень составлял 13,5% годовых, то к концу полугодия ставка рефинансирования достигла 12% годовых. Это соответствует верхней границе прогноза, установленного Основными направлениями ДКП на 2010 год. С 14 июля 2010 г. ставка рефинансирования составляет 11,5% годовых.
Среднее значение ставки рефинансирования за первое полугодие 2010 г. составило 12,8%. Это на 1,1 процентного пункта меньше, чем за первое полугодие 2009 г.
Необходимо выделить вклад, который вносит в реализацию ДКП эффективное, надёжное и безопасное функционирование платёжной системы.
В течение первого полугодия 2010 г. обеспечивалась стабильная работа платёжной системы. Осуществлялись меры, направленные на её совершенствование. За шесть месяцев проведено 28,7 млн. платежей на сумму 483,9 трлн. руб.
Количество
проведённый платежей в первом полугодии
2010 г. по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года возросло
на 8%, а их сумма – на 2,5%. Среднедневной
оборот платёжной системы в январе- июне
2010 г. составил по сумме 3,9 трлн. руб., а
по количеству – 229,6 тыс. платежей. По сравнению
с аналогичным периодом 209 г. среднедневной
оборот увеличился на 8,9% по сумме и на
3,3% - по количеству платежей. [1, c. 5-9]
Основные показатели деятельности банков в 2010 году и прогноз на 2011 год [16, c. 34]
Показатель | Данные на 01.09.2010 | Прогноз на 01.01.2011 |
Изменение стоимости корзины иностранных валют от центрального значения (33,3% USD; 33,3% EUR; 33,3% RUB), % | - 3,2 | (-10) – (+10) |
Ставка рефинансирования, % | 10,5 | 9 – 12 |
Прирост
международных резервных |
0,5 | 0,5 – 1,83 |
Прирост:
- рублёвой денежной базы, % - нормативного капитала банков, % - требований банков к экономике, % |
82,6 9,2 20,7 |
36 – 43 24 – 25 36 - 40 |
3.7. Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ (согласно НСУР 2020)
Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.
Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:
1) снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения;
2) регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
3)повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.
Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
1)укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
2)повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
3)формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
4)развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
5)расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
6)привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.
Реализация
комплекса мероприятий денежно-кредитной
политики позволит обеспечить финансовую
стабильность на макроэкономическом уровне
и достичь денежно-кредитной системой
страны пропорций и параметров, присущих
системам экономически развитых государств.
[6, c. 130]
Вывод по главе III
Важнейшее
направление экономической