Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........
Глава I. Монетаристская концепция денежного обращения……………..........
Глава II. Принципы организации денежного обращения в контексте общемировых тенденций………………………………………………………………………….
Глава III. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсач (1й вариант).doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Бумажные  деньги – это декретные наличные деньги, т. е. искусственно наделённые государством силой платёжного средства.

     Безналичное обращение – это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца денежного счёта.

     Безналичные деньги – невещественные деньги, абсолютный условный символ, представленный в виде цифровой записи на специальном носителе (бумажном, электронном).

2.3. Классическая формула количества денег, необходимых для обращения

     

где М  – количество денег, необходимых  для обращения; Р – рыночные цены на экономические блага; Q – масса  обращающихся товаров (физический объём  совокупного предложения); К1 – денежная сумма товаров, проданных в кредит (потребительский, коммерческий кредит); К2 – сумма товаров, ранее проданных в кредит, срок оплаты которых наступил; К3 – сумма взаимопогашающихся платежей (прямые продуктивные операции; бартер; выплата зарплаты персоналу продуктами производства;  прочие натуральные «утечки» из национальной экономики (гуманитарная помощь и т. п.); V – скорость оборота одноименной денежной единицы в определённый период времени.

     2.4. Денежное уравнение

     Исходное  уравнение обмена, предложенное в неоклассической теории (А. Маршалл, И. Фишер), выглядит следующим образом:

     

где М  – это масса денег, необходимых  для денежного обращения; V – скорость оборота денег; P – уровень рыночных цен; Q – реальный объём производства.

      Отсюда

     Таким образом, чётко выделяются три основных фактора, определяющих оптимальный  объём спроса на денежные средства (P,Q и V). [5, с.  372 – 377,  406 – 408] 

2.5. Денежное обращение в Великобритании

     Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичный форме, т.е. средства на счетах в банках - депозитные деньги.

     Наличные  деньги - банкноты и разменная монета составляют около 32% всей денежной массы  в обращении.

     Преимущественное  развитие безналичных расчетов и  усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически так же легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления (хотя формально требуется уведомление за семь дней). 
          В английской статистике используется несколько агрегатов (показателей) денежной массы в обращении. Показатель денежной массы А/О охватывает наличные деньги в обращении и кассовые резервы банков. Агрегат Ml включает наличные деньги в обращений и депозиты до востребования в банках в фунтах стерлингов, по которым не выплачиваются проценты. Ml называют «узким» показателем денежной массы. «Широкий» показатель МЗ включает, помимо составляющих Ml, срочные депозиты в банках и депозитные сертификаты в фунтах стерлингов, а также депозиты в банках и депозитные сертификаты в иностранной валюте. Агрегат М4 дополнительно к МЗ включает депозиты и акции строительных обществ. Помимо рассмотренных английская статистика публикует агрегат М2, который состоит из Ml плюс так называемые розничные депозиты, т.е. депозиты в банках и строительных обществах до востребования и срочные до 100 000 ф. ст. с уведомлением не более чем за один месяц, и депозиты в сберегательных банках. 
 Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами денег в Великобритания являются Банк Англии и коммерческие банки. Банк Англии монопольно осуществляет выпуск банкнот в сумме, определяемой казначейством и утвержденной парламентом. С 1844 года Банк Англии разделен на два департамента: 1) Эмиссионный, связанный только с выпуском банкнот, и 2) Банковский, который осуществляет все остальные операции. Поскольку соответственно делится на две части баланс Банка Англии, в нем особенно наглядно отражается характер обеспечения банкнотой эмиссии. В качестве обеспечения выпуска банкнот Эмиссионный департамент приобретает государственные облигации и казначейские векселя, а также покупает векселя и другие обязательства у банков. 
 В балансе Банка Англии на соответствующую сумму увеличиваются актив и пассив Эмиссионного департамента; увеличиваются также актив и пассив Банковского департамента. На этом этапе выпущенные банкноты находятся в Банке Англии как резерв его Банковского департамента. Затем правительство использует средства со своего счета в Банке Англии. Правительственные департаменты расплачиваются с государственными служащими и своими поставщиками, выписывая чеки на Банк Англии. Полученные чеки государственные служащие и поставщики предъявляют в своих банках, которые в свою очередь предъявляют их к оплате Банку Англии.  
Таким образом, увеличиваются остатки на счетах банков в Банке Англии и депозиты клиентов этих банков. Количество же банкнот в обращении пока не изменяется: выпущенные банкноты остаются в Банке Англии (в Банковском департаменте). Но денежная масса в обращении всё же возрастает в результате роста депозитов в коммерческих банках. 
 Если клиенты коммерческих банков пожелают получить банкноты со своих счетов, например, в сумме 3 млн. ф. ст., банки обращаются в Банк Англии, который выдает требуемые банкноты со счетов этих банков.

      Обеспечением  эмиссии банкнот могут служить  также обязательства иностранных  центральных банков, т.е. иностранная  валюта. В этом случае купленная  Банковским департаментом иностранная валюта передается им в Эмиссионный департамент в обмен на соответствующее количество выпущенных последним банкнот. 
 Другим эмитентом денег являются коммерческие банки. Они создают деньги в безналичной форме - банковские депозиты, которые используются клиентами банков посредством чеков, поручений, переводов, кредитных карточек в процессе безналичных расчетов. Перечисление средств по банковским счетам означает не что иное, как превращение долговых обязательств банковской системы (депозитов) в платежные средства и перераспределение последних между, клиентами - плательщиками и получателями средств. 
 Создание банковских депозитов происходит различными способами. Во-первых, путем приема наличных денег. При этом общее количество денег в обращении остается неизменным. Вкладчик, поместивший деньги в банк, просто обменивает одну форму кредитных денег на другую - банкноты на депозит. Однако со временем банк использует помещенные у него деньги для выдачи ссуд или покупки облигаций, что вызывает увеличение объема депозитов. Поэтому, хотя само по себе образование депозита при внесении в банк наличных денег не приводит к росту количества денег в обращении, оно создает условия для его последующего увеличения.

      Во-вторых, банки могут создавать депозиты в процессе выдачи ссуды. Банк зачисляет выданную ссуду на счет заемщика. В результате на сумму ссуды увеличиваются банковские активы (по статье «Ссуды») и пассивы (по статье «Депозиты»). В-третьих, депозиты создаются путем покупки облигаций или других ценных бумаг или иностранной валюты. Эквивалент купленной ценной бумаги или валюты зачисляется на счет продавца, актив банка увеличивается на соответствующую сумму. В Великобритании, как и в других странах, банковские депозиты используются в обороте в основном с помощью дебетовых и кредитовых переводов (платежей). 
 Дебетовые и кредитовые платежи по перечислению получили большое распространение в Великобритании прежде всего благодаря их автоматизации. Созданные здесь системы автоматизированных расчетов BACS  и CHAPS особенно эффективны при осуществлении массовых, регулярно повторяющихся платежей. Эти системы осуществляют прямые зачисления сумм на счета или списания их со счетов без использования чеков или других бумажных носителей. Информация поступает в систему в виде магнитных лент, кассет или же передается через терминалы, соединенные с компьютерами. Через BACS проходят около 2/3 ежемесячных выплат зарплаты и жалования, а также большой объем дебетовых платежей по перечислению. 
 Безналичные расчеты в Великобритании, составляя всего 8% в общем количестве платежных операций, достигают 90% их стоимости. Наибольший удельный вес от стоимости всех безналичных платежей - 51,4% - приходится на кредитовые и дебетовые платежи по перечислению, причем в основном автоматизированные. 
 Чеки занимают второе место по стоимости - 47,8% и первое по количеству. В последние годы в Великобритании, как и в большинстве других стран, происходит, во-первых, снижение доли чеков как по количеству, так и по стоимости; во-вторых, повышение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; в-третьих, увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм. [5, c. 283]

2.5. Денежное обращение в США

  Федеральная резервная система США – самый большой центральный банк, способный не только стимулировать национальное развитие, но и оказывать влияние на экономику любой другой страны. ФРС – основа фундаментальной роли доллара в глобальном масштабе.

  Внутреннее устройство ФРС США и законы, по которым живёт этот глобальный центральный банк, вскрывают ряд проблем американского общества, с которыми ФРС сегодня не в состоянии справится.

  Организационная структура ФРС уникальна. Ей удаётся оставаться независимой и от государства, и от частного бизнеса. Даже трудно сказать, контролируется сегодня эта система государством или живёт по каким-то своим законам, порождённым поиском определённого консенсуса между частной экономикой и государственным сектором. Фактически ФРС даже нельзя назвать центральным банком – это именно система, состоящая из финансовых институтов и административных образований, которые имеют общие цели и задачи.

  Структура современной ФРС США включает в себя четыре основных элемента.

  Во-первых, совет управляющих. Этот независимый орган, располагающийся в Вашингтоне, имеет статус федерального правительственного агентства. В его состав входят 7 членов. Срок их службы не должен превышать 14 лет, однако ротация в совете может происходить каждые 2 года. Интересный нюанс – состав совета управляющих утверждает сенат Конгресса, а вот главу его, равно как и заместителей, назначает Президент США.

  Во-вторых, Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC). Это независимый коллегиальный орган, в компетенцию которого входит проведение монетарной и курсовой политики США. В состав комитета входят все 7 членов совета управляющих, а также 5 президентов федеральных резервных банков. Только президент Федерального резервного банка Нью-Йорка является постоянным членом FOMC, остальные меняются каждый год, уступая место в комитете коллегам из регионов. В частности, согласно принятому закону, на одно место поочерёдно могу претендовать президенты федеральных банков Бостона, Филадельфии и Ричмонда. В компетенцию комитета входит такой важный вопрос, как изменение учётных ставок. В какой-то степени FOMC выступает контрольным органом за советом управляющих. Но большинство членов комитета остаются политическими назначенцами, поэтому федеральные банки не могут оказывать определяющего влияния на решения комитета.

  В-третьих, 12 федеральных резервных банков. Каждый из них в своём регионе действует как фискальный агент федерального правительства (фактически Казначейства США). Данные банки были и остаются в частной собственности, хотя закон от 1980 г. жёстко регламентирует их деятельность: все 12 банков фактически являются бесприбыльными организациями, а доход от их деятельности забирает казначейство. Эти банки могут зарабатывать только оказывая услуги правительству или другим банкам. В основном они обеспечивают движение денежной массы между штатами и расчёты между депозитными институтами, участвуют в обработке чековых платежей, а также выступают неотъемлемой частью рынка государственных обязательств США. Закон ограничивает их прямое вмешательство в реальный сектор, что сводит риски банковских операций к минимуму.

     В-четвёртых, совет директоров. Он делится на три класса – А, В и С. Класс  А избирается  из числа директоров коммерческих банков региона, В и  С – из числа менеджеров разных отраслей (класс С фактически назначается Советом управляющих Федерального резерва). Совет директоров ФРС не несёт больших управляющих функций, это скорее консультативный орган, основная задача которого наблюдать за спросом на денежные ресурсы в регионах страны и снабжать совет управляющих и FOMC информацией об экономической активности в разных штатах. Должность директоров классов В и С не требует постоянной занятости, поэтому они больше похожи на экспертные советы.

     ФРС – частная или государственная  структура? Правильный ответ зависит от того, кто и что понимается под Федеральной резервной системой. Если понимать совет управляющих, то такой орган имеет статус федерального агентства, поскольку он заседает в Вашингтоне и назначается политической властью. Но федеральные банки не имеют статуса федерального агентства и в большинстве своём подвластны частным лицам и другим банкам, в сфере интересов которых они находятся. По закону 1980 г. их деятельность должна быть бесприбыльной: своим акционерам они могут принести пользу через те услуги, которые оказывают. Из 9 членов совета директоров любого из федеральных резервных банков только 3 назначаются сенатом, остальные избираются акционерами. Получается, что лишь совет управляющих в составе 7 членов исполняет функцию центрального банка, опираясь на огромный аппарат, который работает в структуре частного бизнеса.

     В законе о Федеральном резерве  США бросается в глаза желание  его разработчиков избежать словосочетание «центральный банк». По сути, это сборник  норм и правил взаимодействия четырёх ключевых элементов финансовой системы, названной Федеральным резервом со всеми ключевыми звеньями классической управленческой цепочки:

  1. политическое руководство, одобряющее решения и следящее за звеньями системы, которые относятся к частному бизнесу (совет управляющих);
  2. совещательный орган, в рамках которого политическое руководство ищет консенсус с частным капиталом (Комитет по открытым рынкам);
  3. исполнительный орган, который должен воплощать планы политического руководства и непосредственно осуществлять кассовое исполнение бюджета (федеральные резервные банки);
  4. консультационно–экспертный орган, задача которого обеспечивать политическое руководство независимой аналитикой, основанной на глубоком знании экономических процессов внутри США (совет управляющих).

     Как видим, в ФРС частному капиталу отведено место исполнительного органа. Но вряд ли частный капитал согласился бы на такую роль, не получив достойной  компенсации. Ею стал статус «банка банков», которым закон наделил федеральные  резервные банки. Они как бы автоматически оказались на втором уровне банковской системы, который был не только более безопасным, но и обеспечивал гарантированную доходность. Федеральные резервные банки были признаны важной частью инфраструктуры денежного рынка США. На них возложены важнейшие функции – расчёты, клиринг, обеспечение движения денежной массы, исполнение поручений казначейства, торговля ценными бумагами государства и главное – рефинансирование коммерческих банков. И именно здесь кроется очень серьёзное преимущество модели ФРС в сравнении с государственными центральными банками.

     Федеральные резервные банки интегрированы  в негосударственную банковскую систему США. Среди их акционеров немало региональных и федеральных  банков, которые чётко контролируют свою резервную структуру. Эти «банки банков» сейчас больше похожи на профессиональные ассоциации, активно оказывающие услуги своим участникам. [17, c. 39] 
 

2.6. Денежное обращение  в России

  Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командно – административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретной меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. [15, c. 44]

2.6.1 Особенности организации налично-денежного обращения в РФ

     Роль  наличных денег в экономической  жизни России достаточно велика: по данным социологического исследования, абсолютное большинство россиян (90,2%) оплачивают товары и услуги только наличными деньгами, а 8,9% - используют как наличные, так и безналичные платежи. В этой связи весьма актуальным для Центрального банка РФ является поиск научно-практических решений, позволяющих вывести наличное денежное обращение на качественно новый уровень. [18, c. 7-14]

        Сфера использования наличных денег в основном  связана  с  доходами  и расходами населения. Налично-денежный оборот между предприятиями  незначителен,  т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем. [11, c.12]

Информация о работе Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт