Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........
Глава I. Монетаристская концепция денежного обращения……………..........
Глава II. Принципы организации денежного обращения в контексте общемировых тенденций………………………………………………………………………….
Глава III. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсач (1й вариант).doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Установлен  различный порядок расчетов с  участием граждан в зависимости  от связи этих платежей с их предпринимательской  деятельностью.  С  участием граждан,  не  занимающихся  предпринимательской   деятельностью,   разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм,  так  и  в безналичной   форме.   Однако   расчеты   с   гражданами,    связанными    с предпринимательской деятельностью,  должны  производиться,  как  правило,  в безналичном порядке.

            В соответствии с Положением ЦБ  РФ «О  правилах организации  наличного  денежного   обращения   на   территории   Российской Федерации» денежные  средства,  как  собственные,  так  и  заемные  подлежат обязательному  хранению  в  банках,  за  исключением  выручки,  расходование которой   разрешено   в   установленном   порядке   банком,    обслуживающим хозяйствующего   субъекта.   Лимит   остатка   наличных   денег   в    кассе устанавливается учреждениями  банков  ежегодно  всем  предприятиям,  имеющим кассу   и   осуществляющим   налично-денежные   расчеты,    независимо    от организационно-правовой  формы  и  сферы  деятельности,  исходя  из  объемов налично-денежного   оборота   предприятия   с   учетом   особенностей    его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств,  обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок  ценностей.   [ 3, c. 88]

            Поступающую в кассу денежную  выручку предприятия по согласованию

с  обслуживающими   учреждениями   банков   могут   расходовать   на   цели,

предусмотренные законом.

            Не реже одного  раза  в   два  года  учреждения  банков  проводят

проверку  соблюдения определенного Банком  России  порядка  ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью. В  свою  очередь,  территориальные  учреждения  Банка  России   контролируют   работу   учреждений   банков   по организации наличного денежного оборота,  соблюдению  предприятиями  порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

            Для определения  потребности   в  наличных  деньгах  в  целом  по

Российской  Федерации, по регионам и по учреждениям  банков и  в  соответствии с этим разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения  с  1991г. в  РФ составляются прогнозы кассовых оборотов, в которых отражается  объем  и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и  целевое направление их выдач предприятиям, учреждениям и отдельным  лицам,  а  также эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или  изъятия  из  обращения. Для   выявления   объема источников  поступлений  количества  денег  в  кассы  учреждений  банков   и направления их выдач, а также эмиссионного  результата  в  областях,  краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз  кассовых оборотов на квартал. [ 14, c.44]

      Ежеквартально  территориальные  учреждения  ЦБ  РФ анализируют состояние  наличного  денежного  оборота  в  регионах.  Результаты   анализа используются ими для составления прогнозов  кассовых оборотов,  а  также  для

разработки   и  осуществления  совместно  с  учреждениями  банков   мер   по

улучшению организации оборота наличных денег  и сокращению эмиссии.

  2.6.2. Организация безналичных расчетов в РФ

     Существовавшая  с 30-х годов вплоть до 1993 г. в России  система

безналичных   расчетов   была   приспособлена   к    затратному    механизму

хозяйствования   и   соответствовала    административно-командным    методам

управления  экономикой.  Действовавшая  система  безналичных  расчетов  была ориентирована  на  обслуживание  в  первую  очередь  интересов   поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и  поставкам продукции.  При  этом  действовали  довольно  жесткие  принципы  организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени  компенсировало отсутствие  подлинной  экономической  заинтересованности  и  ответственности предприятий за выполнение своих  договорных  обязательств.  Все  безналичные расчеты осуществлялись на  основе  платежных  документов,  имеющих  хождение только во внутрибанковском  обороте.  Эти  принципы  расчетов  не  учитывали требования    платежеспособности    и     кредитоспособности     покупателя, отрицательное влияние  нарушения  хронологической  очередности  платежей  на ликвидность  балансов  участников  расчетов,  возможность  использования  на практике других разнообразных  и  более  гибких  форм  расчетов  и  способов платежа. [14, c.76]

      Развитие рыночных отношений  в экономике  потребовало   изменения  основ

системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

      Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их  осуществлении по  банковским  счетам,  которые открываются клиентам  для   хранения   и   перевода   средств.

      Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со

счетов  должны  осуществляться  банками  по  распоряжению  их  владельцев  в

порядке установленной ими очередности  платежей и в пределах остатка  средств на счете.

     Третий  принцип  -  принцип свободы  выбора  субъектами  рынка   форм безналичных  расчетов  и  закрепления  их  в  хозяйственных  договорах   при невмешательстве банков в договорные отношения.

     В последнее время стали добавлять  еще  два  принципа организации  безналичных  расчетов:  срочность  платежа   и   обеспеченность платежа.

     Экономический   смысл установления принципа срочности платежа обусловлен тем, что получатель денежных  средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то  ни  было, а  именно  в  заранее  оговоренный,  твердо  фиксированный  срок.  

     Принцип обеспеченности платежа тесно  связан  с  предыдущим  принципом срочности  платежа,  так  как  обеспеченность   платежа   предполагает   для  соблюдения  срочности  платежа  наличие  у  плательщика  или   его   гаранта ликвидных  средств,  которые   могут   быть   использованы   для   погашения обязательств перед получателем денежных средств.

     Все принципы расчетов тесно  связаны  и  взаимообусловлены.

Вывод по главе II

     Деньги  играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.

     Устойчивость  денежного обращения проявляется  в относительной стабильности покупательной  способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.

     С учетом функций денег, основной вопрос государственного регулирования экономики  в области денежной политики сводится к поддержанию необходимого объема денег в обращении, позволяющего удерживать равновесие на денежном рынке. А это, в свою очередь, предупреждает инфляцию.

     В основе денежного обращения лежит  товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный  процесс товарного обращения  в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот (товар-товар) на более универсальную схему (товар-деньги-товар). Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

     Денежный  оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями  и населением в наличной и безналичной  формах за определенный период времени. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Денежно – кредитная  политика Республики  Беларусь: состояние, проблемы, перспективы 

3.1. Денежно-кредитная  политика

     Денежно-кредитная  политика – это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого безинфляционного экономического роста.

     Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке, а субъектами выступают прежде всего центральный и коммерческие банки с присущими им функциями. [2, с.100]

     Монетарная  политика ставит цели стабилизации, повышения  устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления  кризисов, обеспечения занятости  и экономического роста. Монетарная политика ограничивается стабилизацией  денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу. [12, с. 386] 

     3.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики РБ за 2008 год

     Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в  сложных условиях. Наибольшие трудности  в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре 2007 года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.

     Объём ВВП в 2008 г. составил 128, 8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.

     Объём розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

     Реальные  денежные доходы населения в январе – ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.

     Инвестиции  в основной капитал в 2008 г. в сравнении  с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.

     Свой  вклад в социально-экономическое  развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля.

     Обменный  курс белорусского рубля к доллару  США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

     В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся  с учётом динамики курса данных валют  относительно доллара США. В целом  по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля – на 12,2%.

     В стране проводилась работа по обеспечению  стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.

     Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

     Требования  банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб. За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%.

     В соответствии с Основными направлениями  денежно-кредитной политики на 2008 г. прирост требований банков к экономике должен был составить 36-41%. Фактически достигнутый результат – 54, 5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.

     Основными направлениями денежно-кредитной  политики РБ на 2008 г. выдача инвестиционных кредитов оценивалась в объёме 5,2 – 5,7 трлн. руб.

     Фактически  за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров РБ.

     Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента РБ, Правительства РБ. На цели, определённые в государственных программах, в 2008 г. банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.

Информация о работе Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт