Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Введение……………………………………………………………………..........
Глава I. Монетаристская концепция денежного обращения……………..........
Глава II. Принципы организации денежного обращения в контексте общемировых тенденций………………………………………………………………………….
Глава III. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В соответствии с Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» денежные средства, как собственные, так и заемные подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. [ 3, c. 88]
Поступающую в кассу денежную
выручку предприятия по
с обслуживающими учреждениями банков могут расходовать на цели,
предусмотренные законом.
Не реже одного раза в два года учреждения банков проводят
проверку соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь, территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Для определения потребности в наличных деньгах в целом по
Российской Федерации, по регионам и по учреждениям банков и в соответствии с этим разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения с 1991г. в РФ составляются прогнозы кассовых оборотов, в которых отражается объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия из обращения. Для выявления объема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал. [ 14, c.44]
Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для
разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по
улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.
2.6.2. Организация безналичных расчетов в РФ
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в России система
безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным методам
управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Эти принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа. [14, c.76]
Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ
системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.
Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со
счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в
порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.
Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.
В
последнее время стали
Экономический смысл установления принципа срочности платежа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены.
Вывод по главе II
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.
Устойчивость
денежного обращения
С учетом функций денег, основной вопрос государственного регулирования экономики в области денежной политики сводится к поддержанию необходимого объема денег в обращении, позволяющего удерживать равновесие на денежном рынке. А это, в свою очередь, предупреждает инфляцию.
В основе денежного обращения лежит товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный процесс товарного обращения в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот (товар-товар) на более универсальную схему (товар-деньги-товар). Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Денежный
оборот страны, отражая движение денег,
представляет собой сумму всех платежей,
совершенных предприятиями, организациями
и населением в наличной и безналичной
формах за определенный период времени.
3.
Денежно – кредитная
политика Республики
Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы
3.1. Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого безинфляционного экономического роста.
Объектами
денежно-кредитной политики являются
спрос и предложение на денежном
рынке, а субъектами выступают прежде
всего центральный и
Монетарная
политика ставит цели стабилизации, повышения
устойчивости и эффективности
3.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики РБ за 2008 год
Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре 2007 года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.
Объём ВВП в 2008 г. составил 128, 8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.
Объём розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.
Реальные денежные доходы населения в январе – ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.
Инвестиции в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.
Свой
вклад в социально-
Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.
В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учётом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля – на 12,2%.
В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.
Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.
Требования банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб. За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 г. прирост требований банков к экономике должен был составить 36-41%. Фактически достигнутый результат – 54, 5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.
Основными
направлениями денежно-
Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров РБ.
Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента РБ, Правительства РБ. На цели, определённые в государственных программах, в 2008 г. банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.