Соотношение спроса и предложение на туристские услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Процесс исследования рынка является связующим звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение.
Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, сложившаяся в результате взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них
Цель моего реферата: соотнести спрос и предложение на туристском рынке с углублением в теорию вопроса, рассмотреть методы анализа и прогноза конъюнктуры туристского рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Структура рынка туристских услуг………………………………..…....4
Закон спроса и предложения в туризме
График спроса и предложения……………………………………….9
2.2 Эластичность спроса………………………………………………...12
Особенности спроса в туризме……………………………………...21
Конъюнктура туристского рынка………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Реферат по организации.docx

— 248.25 Кб (Скачать)

$1100 х  90 тыс. чел. = $99 млн. 

2.2 Эластичность спроса 

Для развития туристской отрасли в общем и  туристских фирм в частности важно  знать темпы изменения трех экономических  величин: цены, спроса и предложения. В этом помогает такое понятие, как "эластичность спроса". 
 
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар, если цена его изменится на 1 %. Если этот показатель больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель меньше 1, то спрос по цене будет неэластичным. 
 
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:

где ∆Q - процент роста объема покупаемого  товара Q; 
∆Р - процент падения цены Р. 
 
Возвращаясь к графику спроса на рис. 3.5., можно рассчитать ценовую эластичность спроса при различных уровнях цен:

 

где индексы 1 и 0 означают соответственно новые  и базовые цены и количество проданных  туров. С использованием этой формулы  и величин спроса, учитывая, что  количество потребителей в связи  с понижением цены увеличилось с 60 тыс. до 80 тыс., получим

Эластичность -2,329 означает, что если бы цена понизилась на 10%, то спрос на туры в Испанию  возрос бы на 23,29% (-10 % х -2,329). Обычно для  простоты знак "минус" опускают, используя  абсолютную величину эластичности. 
 
Очевидно, что эластичность спроса по цене различна на разных участках кривой спроса. Абсолютная величина эластичности ниже при высоких ценах и выше при низких ценах на туристский продукт. 
 
Как показано на рис. 3.6, на кривой спроса можно выделить три участка: где эластичность больше 1, равна 1 и меньше 1. Спрос является эластичным выше уровня цены РА и неэластичным ниже уровня цены РА.

  
Рис. 3.6. Кривая спроса и эластичности

Ценовая эластичность и общая выручка  от реализации туристского продукта находятся в прямой зависимости, так как эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости  Объема покупаемого товара Q от колебаний  рыночных цен Р. 
 
При эластичном спросе, когда эластичность по цене больше 1, общая выручка (Р х Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены. Когда спрос эластичен, падение цены повлечет за собой одновременное повышение спроса и увеличение объемов продаж, а следовательно, будет результатом более высокой общей выручки. А если бы цена росла, то общая выручка падала бы, так как при эластичном спросе повышение цен сопровождается еще большим падением спроса и уменьшением объема продаж. 
 
И напротив, при неэластичном спросе падение цен снижает общую выручку (общая выручка возрастает медленнее по сравнению с темпами снижения цены). 
 
Если же эластичность равна 1, то темпы изменения цен и общей выручки адекватны. Табл. 3.1 суммирует все эти взаимосвязи.

Таблица 3.1.

Зависимость общей выручки (ОВ) от реализации от эластичности спроса по цене

Уровень цен Эластичность  спроса
p| > 1 ε= 1 p| < 1
Повышается ОВ понижается Без изменений ОВ повышается
Понижается ОВ повышается То же ОВ понижается

Вывод из вышесказанного очевиден. Во-первых, можно судить об эластичности спроса, лишь зная изменения цен и объемов  спроса. Во-вторых, повышение цен  не может быть выгодным и полезным при эластичном спросе, так как  суммарный доход снижается так  же, как и количество клиентов. Аналогично, если спрос неэластичен, то целесообразно  цены не снижать, поскольку за этим последует снижение дохода, а клиентов станет больше. 
 
В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е. по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на туруслуги. Частично это объясняется ускоренной материализацией денег в товары и туристские услуги из-за инфляции и непредсказуемости экономического положения в нашей стране. Турагенты часто слышат от приходящих к ним клиентов фразу, смысл которой сводится к следующему: "Кто знает, что случится завтра? Съезжу отдохнуть и развлечься, пока есть деньги, хоть будет, что вспомнить". 
 
Итак, изменение цены вызывает изменение объема спроса. Но существуют и неценовые детерминанты спроса, которые включают: уровень доходов потребителей туристских товаров и услуг, количество потребителей, качество услуг, моду и вкусы. Они также влияют на спрос. 
 
Рассмотрим эластичность спроса по доходу, поскольку рост доходов оказывает немаловажное влияние на повышение спроса на турпродукцию при любой заданной цене. Таким образом, доход потенциальных потребителей и спрос находятся в прямой зависимости. 
 
Эластичность спроса по доходу - это чувствительность спроса к изменениям в доходах потребителей. Она определяется как процентное изменение доходов при неизменных ценах. 
 
Эффект изменения в доходах графически отражен на рис. 3.7, где D(Y0) - кривая спроса на путешествия при уровне дохода Y0. Если уровень дохода повышается от Yдо Y1, то объемы спроса также возрастут. Это означает, что вся кривая спроса смещается вправо. При определенной цене РА количество туров, на которое имеется спрос, первоначально было Q(на кривой спроса D(Y0)). С повышением дохода до Yспрос при том же уровне цены РА возрастает до Q(на кривой спроса D(Y1)).

 
Рис. 3.7. Эластичность спроса на туризм по доходу

Эластичность  спроса по доходу из определения может  быть выражена следующим уравнением:

 или 

где ∆Q - изменение объема спроса Q на туры 
∆Y - изменение дохода Y. 
 
Эластичность спроса по доходу может варьироваться от нуля до бесконечности. Когда эластичность по доходу находится в пределах между нулем и единицей, спрос считается неэластичным по доходу, т. е. вне зависимости от изменения в доходах спрос останется более или менее стабильным. Если эластичность больше единицы, то спрос эластичен по доходу, и это означает, что по мере роста семейного дохода или доходов определенного сегмента рынка и при неизменных ценах на путешествия спрос на туры возрастет. Эластичность может быть равна и единице. 
 
Товары низкого качества являются исключением из этого правила. В данном случае нет прямой зависимости между доходом и количеством продукции, на которую имеется спрос. 
 
Согласно закону Энгеля с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, и увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие (сюда же относится и туризм). 
 
Товары можно разделить на три группы: 
 
1) товары низшего ранга - в основном продовольственные, которые обеспечивают минимальное физическое существование; 
2) товары нормального качества - некоторые продовольственные и промышленные товары; 
3) высококачественные, особо модные товары и товары-раритеты. 
 
При увеличении доходов спрос на товары первой группы сначала увеличивается, затем стабилизируется, а потом начинает снижаться; спрос на товары второй группы сначала растет, затем стабилизируется, а потом вновь начинает расти; спрос на товары третьей группы сначала круто идет вверх, а потом стабилизируется. 
 
Туризм, по сути, является товаром нормального качества, хотя определенные его сегменты имеют характеристики низкокачественных товаров. Поэтому предполагается, что семья, чей доход повысился, путешествует больше. В то же время данная семья может теперь отдыхать в отеле, а не в кемпинге, как раньше, или путешествовать самолетом вместо наземного транспорта. Таким образом, кемпинг и наземный транспорт в данном случае можно считать товарами более низкого качества, поскольку повышение доходов привело к снижению спроса на них. В то же время объемы туризма увеличились, а следовательно, туризм -товар нормального или высшего качества. 
 
В общем туризм считается эластичным по доходу (ε> 1). Он связан с необязательными (дискреционными) расходами, и поэтому очень подвержен влиянию изменений в доходах потребителей. Туризм - это одна из первых статей расходов, которая сокращается вслед за уменьшением дохода и зачастую увеличивается в большей пропорции по мере повышения дохода. Тем не менее существует мнение, что туризм неэластичен по доходу (ε< 1), по крайней мере в процветающих странах. Для населения Швеции, например, ежегодный отдых - это неотъемлемая часть семейного календаря. В случае, если семейный доход существенно понизился, шведы пожертвуют другими благами, чтобы позволить себе путешествовать в целях рекреации. Очевидно, что в данном случае эластичность по доходу снижается но мере увеличения благосостояния нации. Но для того чтобы утверждать, что туристский спрос неэластичен по доходу (даже в Швеции), нет достаточных оснований. Фактически значительная часть эмпирических оценок эластичности по доходу дала значения гораздо больше единицы. Это означает, что туристский спрос является эластичным по доходу. 
 
Каждый потребитель испытывает на себе влияние вкусов и предпочтений других потребителей. Выделяются три типичные формы влияния окружающих людей на потребителя, которые порождают в поведении покупателя три эффекта: 
 
1) эффект присоединения к большинству; 
2) эффект сноба; 
3) эффект престижного потребления (эффект Веблена).  
 
Особое значение сейчас приобретает эффект присоединения к большинству, когда потребитель стремится покупать то, что покупают все. Бытует убеждение, что все цивилизованные люди - туристы. Поэтому ранее не путешествовавшие люди стремятся восполнить этот пробел, чтобы не остаться "белыми воронами". Надо отметить, что в послекризисных условиях этот эффект способствует развитию внутреннего туризма, поскольку туризм стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, а зарубежные туристские поездки многим стали недоступны. 
 
Эффект сноба означает, что потребитель туристского продукта хочет отличиться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь тоже имеет место зависимость от окружающих, но она имеет обратную направленность. 
 
Эффект Веблена - это эффект престижного или демонстративного потребления. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме примерами могут служить особо дорогие новинки туристского рынка - туры на выживание. Цены и спрос на них находятся в прямой зависимости друг от друга. 
 
В туристской индустрии существует очень небольшая группа потребителей, у которой практически нет ограничений ни в деньгах, ни во времени. Они являются представителями "праздного" социального слоя, чьи схемы спроса были исследованы американским экономистом и социологом Вебленом. Механизм престижного потребления основан на том, что потребитель руководствуется не реальной ценой, а престижной, не реальной полезностью блага, а показной. И если повышение цены на товар воспринимается представителями "праздного класса" как повышение качества, то вместе с повышением цен увеличатся и спрос, и потребление. Эффект Веблена действует в наиболее дорогих отелях, курортных районах и т. п. Вследствие высоких цен существует определенная гарантия того, что состоятельные клиенты этих привилегированных мест отдыха будут общаться там с людьми той же социальной прослойки. 
Спрос подвержен сильному влиянию предложения и ограничивается им. При использовании в процессе планирования показателей спроса необходимо учитывать и аспекты предложения. 
Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. 
 
Существует правило: если спрос превышает предложение, цены поднимаются, если же предложение превышает спрос - цены снижаются (рис. 3.8).

 
Рис. 3.8. Зависимость цены от спроса

Рассмотрим  различные уровни предложения, которые  может обеспечить туристский регион в соответствии с меняющимся из-за сезонности спросом на туристский продукт. 
 
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики туристского спроса, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней спроса на путешествия на протяжении ряда лет. 

    1. Особенности спроса в туризме

Туризм - это  отрасль услуг, а услуги не могут  храниться - в этом причина того, что спрос в течение года переживает пики и падения. В туриндустрии должны предприниматься все усилия для того, чтобы свести к минимуму сезонные отклонения спроса. Существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Приведенные ниже графики иллюстрируют различные варианты предложения средств размещения и других компонентов предложения в соответствии с изменяющимися в течение года уровнями спроса на туры в конкретный туристский регион. 
 
Так, на рис. 3.9 а показан спрос на определенное туристское направление. Если не предпринимать никаких действий для стабилизации спроса, то можно определить три возможных уровня предложения. На рис. 3.9,6 уровень предложения задан таким образом, что спрос в "высокий" сезон полностью удовлетворяется. Это предполагает, что туристы, приезжающие в туристский район в пик сезона, будут с комфортом размещены, перегрузки отелей и материальной базы не будет. В то же время в "низкий" сезон регион будет страдать от чрезвычайно низкого уровня загрузки отелей, что, очевидно, повлияет на прибыльность. С другой стороны, если предложение будет поддерживаться на низком уровне (рис. 3.9,в), то вся материальная база туризма будет настолько загружена, что снизит поток желающих отдохнуть в данном туристском регионе. Туристы не будут удовлетворены, а будущее этой туристской зоны будет представляться очень сомнительным. 
Если же предложение зафиксировать между уровнями спроса в "высокий" и "низкий" сезоны (рис. 3.9,г), т. е. найти среднюю величину, то проблема некоторым образом смягчается. Тем не менее из-за этого в периоды небольшого спроса загрузка отелей будет весьма незначительной, а в пиковые периоды отели будут перегружены - ни то, ни другое нежелательно.

 
Рис. 3.9. Изменяющиеся в течение года уровни спроса и предложения

Для максимального  удовлетворения клиентов и круглогодичной эксплуатации оборудования и материальной базы необходимо предпринимать определенные действия. Существуют две возможные стратегии в таких ситуациях. 
1. Многоцелевое использование. Эта стратегия включает совмещение различных аспектов, привлекающих туристов в "высокий" сезон, которые поддерживают туристский спрос на путешествия в данный регион в течение "низкого" сезона. Чем более многофункциональны ресурсы района, тем больше вероятность успеха, так как они могут использоваться круглый год. Фактически пиковый сезон в регионе продлевается. Продление главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы: во-первых, снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей: транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и т. д.; в-четвертых, более рационально используются природные ресурсы. Фестивали, карнавалы, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, устраиваемые и продвигаемые в "низкий" сезон, - тоже примеры стратегии многоцелевого использования. 
2. Дифференциация цен. Эта стратегия подразумевает создание новых рынков в "низкий" сезон с использованием снижения цен в качестве мощного инструмента для отвлечения интереса от турпоездок в "высокий" сезон в целях повышения спроса в межсезонье. 
Рекламные кампании по продвижению турпродукта и усовершенствованный маркетинг также могут влиять на уже сложившиеся схемы спроса. 
Важность повышения спроса в межсезонье, а следовательно, и уровня эксплуатации усиливается тем фактом, что в туриндустрии постоянные издержки довольно высоки по сравнению с эксплуатационными (переменными) издержками. Это значит, что даже незначительное повышение общего годового дохода вызовет пропорционально большее повышение прибыли. Благодаря тем туристам, которые переключатся на межсезонные турпоездки из-за более приемлемых цен, спрос в "высокий" сезон может немного понизиться (рис. 3.10,а). Тем не менее это понижение будет минимальным. Как правило, когда спрос в межсезонье поддерживается стратегией многоцелевого использования, это никоим образом не влияет на спрос в пик сезона. Поэтому общий спрос в течение года значительно возрастает (рис. 3.10,6).

 
Рис 3.10. Снижение влияния сезонности посредством

Кроме рассмотренных стратегий уравновесить спрос в "низкий" и "высокий" сезоны помогают некоторые тенденции  дифференциации цен (а) и стратегии  многоцелевого использования (б) (сплошная линия - первоначальная кривая спроса; пунктирная - кривая спроса, измененная вследствие применения одной из стратегий) в трудоустройстве и схемах отдыха и отпусков. Необходимо учитывать  внешние экономические факторы, которые оказывают влияние на туристскую отрасль: 
- За последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось, поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение менее гарантированными. 
- Рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие издержки, из которых отпуска и пенсии являются самыми дорогостоящими. 
Высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее выгодных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места. 
Исследование тенденций развития отпускного времени, проведенное в 18 странах, на которые приходится 73 % всех расходов на туризм в мире, показало, что их влияние на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет протекать все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 3-4 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых. 
Гибкий график отпусков, возрастающая популярность трехдневных выходных, включающих пятницу или понедельник, разделение отпусков между разными сезонами - все это способствует изменению динамики туристского спроса. 
Итак, появляется новый потребитель туристских услуг с более высоким уровнем дохода, но обделенный временем. Турагентам придется разрабатывать новую маркетинговую стратегию, организовывать новые туры на доступных туристских направлениях. Эти "новые" туристы будут требовать от туриндустрии предоставления им высокоэффективных методов выбора и приобретения туров. А отсрочки и ожидания, ассоциирующиеся с некоторыми видами путешествий, будут рассматриваться ими как крайне нежелательные. 
 
 
 
 
 

    3. Конъюнктура туристского  рынка

     Конъюнктура (лат. conjungere — «соединяю, «связываю») - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени  как результат взаимодействия факторов и условий, которые определяют соотношение  спроса и предложения на туристические  услуги, а похоже уровень и динамику цен на них.

Информация о работе Соотношение спроса и предложение на туристские услуги