Соотношение спроса и предложение на туристские услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Процесс исследования рынка является связующим звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение.
Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, сложившаяся в результате взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них
Цель моего реферата: соотнести спрос и предложение на туристском рынке с углублением в теорию вопроса, рассмотреть методы анализа и прогноза конъюнктуры туристского рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Структура рынка туристских услуг………………………………..…....4
Закон спроса и предложения в туризме
График спроса и предложения……………………………………….9
2.2 Эластичность спроса………………………………………………...12
Особенности спроса в туризме……………………………………...21
Конъюнктура туристского рынка………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Реферат по организации.docx

— 248.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургского Государственного Университета Сервиса  и Экономики

Дисциплина: Организация, нормирование и оплата труда на предприятии туризма 
 
 
 

 Реферат

                 на  тему:

«Соотношение спроса и предложение на туристские услуги» 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса 

              группы 0608 дневного отделения, ИТМЭО

Михайлова Мария Владимировна

                                         Проверила: Таирова Нина Антоновна 
 
 

Санкт-Петербург

2011

     СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Структура  рынка туристских услуг………………………………..…....4
  2. Закон спроса и предложения в туризме
    1. График спроса и предложения……………………………………….9

    2.2 Эластичность спроса………………………………………………...12

    1. Особенности спроса в туризме……………………………………...21
  1. Конъюнктура туристского рынка………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..31

Список использованной литературы………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Процесс исследования рынка является связующим  звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и  интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности  маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение. 

      Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, сложившаяся в результате взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение  спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них

        Цель моего реферата: соотнести спрос и предложение на туристском рынке с углублением в теорию вопроса, рассмотреть методы анализа и прогноза конъюнктуры туристского рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура  рынка туристских услуг. 

Рынок туризма можно определить как  общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения купли-продажи  туристского продукта в данное время  и в определенном месте. 
При характеристике туристского рынка необходимо учитывать ряд моментов: 
-  основным предметом купли-продажи являются услуги; 
-    кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев; 
-    спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; 
-    туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские ресурсы); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность. 
В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса (рис. 1). 

Рис. 1. Структура туристского рынка

 
В реальной практике оба рынка тесно  связаны между собой, взаимодействуя в резонансном режиме, порождая, стимулируя и определяя содержание и структуру, с одной стороны  туристской индустрии, с другой –  потребительского спроса. 
В связи с этим, как и всякий другой рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим  в маркетинге  туризма существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Наиболее важными типами туристского рынка являются: 
1. С точки зрения пространственных характеристик выделяются рынки: 
-    пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков и в выходные дни); 
-    внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона); 
-    внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны); 
-    международного туризма (поездки за пределы страны) 
2. С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки: 
- целевой, то есть рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели; 
- бесплодный, то есть рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг; 
- дополнительный, то есть рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия; 
- дополнительный, то есть рынок на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг; 
- растущий, то есть рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж; 
- прослоечный, то есть рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.  
 
Туристский рынок имеет также различную качественную структуру (рис. 2). 

Рис. 2. Качественная структура рынка 

Потенциальный рынок составляет 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его  состав входят покупатели, которые  проявляют интерес к приобретению товара. Между тем, одного лишь желания мало. Необходимо располагать средствами для покупки. В завершение, нуждающиеся в товаре и платежеспособные покупатели должны иметь доступ к услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все эти условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.  
Его следует уменьшить на количество покупателей, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, здоровье и т.д.) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного. 
Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность  делать выбор из всего многообразия предлагаемых товаров, в том числе конкурирующих фирм. 
Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В данном случае они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого рынка. 
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Будучи неудовлетворенной размерами продаж фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка и прежде всего за счет обслуживаемой его части. 
Помимо этого, дополнительно к приведенным признакам классификации рынков можно добавить еще ряд рынков,  которые являются характерными только для туристской деятельности и более конкретны  (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 
Классификация рынков по видам и формам туризма

    Признак     Классификационные группировки
    Цель  путешествия     Рынок рекреационного туризма

    Рынок делового туризма

    Рынок научного туризма

    Использование транспортных средств     Рынок автомобильного туризма

    Рынок железнодорожного туризма

    Рынок авиационного туризма

    Рынок водного туризма

    Вид путешествия     Рынок индивидуального туризма

    Рынок группового туризма

 

В целом, исследование рынка по любому из признаков  осуществляется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров для  данного момента времени и  получение прогнозных значений. В  первую очередь оценивается текущая  ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), а затем определяется емкость рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Закон спроса и предложения  в туризме

    2.1 График спроса  и предложения

Действия  потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и предложения. Этот закон устанавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Суть его состоит в следующем: 
Повышение рыночной цены на туристский продукт при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, напротив, понижение рыночной цены увеличивает величину спроса на туристский продукт. В то же время объем предложения туристских товаров и услуг увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении. Первое утверждение особенно верно в современных условиях кризиса, когда цены поднялись на весь спектр товаров, но на главное место выдвигаются расходы на продукты питания и товары первой необходимости, расходы же на туризм и соответственно спрос опускаются у наших граждан чуть ли не на самую последнюю позицию. Второе утверждение верно, так как производителей турпродукта привлекает сверхприбыль, получаемая некоторыми фирмами, которые работают, например, на уникальных рынках. Так, на Курилах сейчас разрабатываются различные виды туризма: приключенческий каньонинг (спортивное прохождение водопадов и каньонов); восхождение на вершины вулканов; скалолазание; рыбная ловля (в труднодоступных изолированных зонах, на горных реках и озерах с редкими видами рыб), лечебный отдых на островах Кунашир и Итуруп. Аналогов таким турам нет не то что в России, но, наверное, и во всем мире. А значит, туроператоры будут устанавливать монопольно высокие цены на эти поездки. Другие же фирмы по мере своих возможностей тоже попытаются войти на этот рынок в целях получения высокой прибыли, а следовательно, будут предлагать туристам свои туры данной направленности. 
 

Зависимость спроса и предложения от цены можно  представить графически (рис. 3.4). Для  этого по оси ординат откладывается  цена, а по оси абсцисс - количество турпродукта, предлагаемое на продажу.

 
Рис. 3.4. График спроса и предложения

D - кривая спроса 
S - кривая предложения 
Т - точка рыночного равновесия 
Рт - равновесная цена 
Qт - количество товара, при котором достигается рыночное равновесие. 
 
График спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения - восходящей. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место, называется равновесной ценой. 
 
Линейный характер графика спроса - это особый случай. Линейный подход используется в последующих примерах для упрощения. Тем не менее, результаты применимы и к другим кривым спроса. 
 
Российская экономика имеет свои особенности. У нас, к сожалению, при повышении цены на товары, в общем, и туристский продукт в частности предложение не увеличивается, а, напротив, снижается, следовательно, кривая предложения стремится вниз. Это явление получило название "российский парадокс". Кризис августа 1998 г. повлек за собой в среднем трехкратное повышение цен, в то же время он разорил многих предпринимателей и сократил предложение туристского продукта. 
 
Пример. Ниже приведены данные по спросу на путешествия в Испанию, реализуемые российскими фирмами в зависимости от стоимости тура.

Стоимость тура, $ Спрос, тыс. чел
600 140
800 120
1000 100
1200 80
1400 60

Данные  по спросу могут быть представлены в виде кривой спроса (рис. 3.5), где  по оси ординат откладывается  стоимость тура, а по оси абсцисс - количество туристов, вылетевших в  Испанию, купив путевки в российских фирмах.

 
Рис. 3.5. Линейный график спроса

Используя кривую спроса, можно определить величину общей выручки от реализации туристских услуг. Выручка определяется путем  умножения цены туристского продукта на количество продукции, проданной  по этой цене.  
 
Предположим, что стоимость тура в Испанию - $1100. Из рис. 3.5 видно, что туры по данной цене приобретут 90 тыс, туристов (выручка от реализации показана заштрихованной зоной под кривой спроса). Таким образом, общая выручка от реализации туров при цене за тур $1100 составит:

Информация о работе Соотношение спроса и предложение на туристские услуги