Социально-экономическое развития регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33

Работа содержит 1 файл

Реферат особ рег финансирования.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     В-четвертых, на основе основных законодательных  актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.

     Возможно  использование модельных форм региональных законов, уже разработанных нашими специалистами: "О поддержке инвестиционной деятельности", "О залоговом фонде", "Об уполномоченных банках и инвестиционных компаниях", "Об ипотеке", "Об инвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах", "О разграничении полномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации", "О региональных агентствах содействия инвестициям" и другие.

     Использование модельных форм региональных нормативных и законодательных актов позволяет: ускорить процесс их подготовки в условиях конкретных регионов; обеспечить соответствие этих актов федеральным законам и требованиям международным инвестиционным институтам; унифицировать, а значит упростить взаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Межрегиональное и международное  сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность.  

     Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

     По  нашему мнению, возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания "мертвой" инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.

     Мы  имеет практический опыт (с представителями  правительственных и деловых  кругов Испании, Швейцарии) в организации  взаимодействия стран СНГ, субъектов  федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать в целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Система управления социально-экономическим  развитием региона. Организационное  и инфраструктурное его обеспечение  

     Немаловажным вопросом реализуемости программы является наличие профессиональной команды управления, которая может быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурных образований.

     Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций: представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам; организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями; поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов; освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ; создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.

     На  территории России должна быть создана  инфраструктура понятная и привычная  иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции: продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти; оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций; координация деятельности региональных инвестиционных институтов; оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.

     Примером  развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного  рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг "Ринвест", объединяющий КБ "Ринвестбанк", одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.

     В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы  развития региона входит и программа  кадрового обеспечения, основным задачами которой является: организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона; организация управленческого консультирования.

     Складывающаяся  в Российской Федерации новая  иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В конце 1990-х годов, разрыв по объемам валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между разными субъектами Российской Федерации составлял 18,9 раз и превышал различия в уровне развития стран так называемого «золотого миллиарда» и беднейших государств мира. Ситуация региональной дифференциации в России в начале 2000-х годов только усугубилась. В 1998 году душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом – уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты. 

Таблица 4 - Доля отдельных субъектов Российской Федерации  в суммарном ВРП России %

  Доля в 2002 г., %   Доля в 1994 г., %
1. г. Москва      21,1 1.г. Москва      10,2
2. Тюменская область      10,1 2. Тюменская  область      6,3
3. Московская область      3,9 3. Свердловская  область      3,8
4. г. Санкт-Петербург      3,9 4. Московская  область      3,6
5. Республика Татарстан      2,8 5. г. Санкт-Петербург      3,2
6. Свердловская область      2,6 6. Самарская область      3,2
7. Самарская область      2,5 7. Красноярский  край      3,0
8. Красноярский край      2,5 8. Нижегородская  область      2,8
9. Краснодарский край      2,5 9. Башкортостан      2,7
10. Республика Башкортостан      2,3 10. Челябинская  область      2,7
Всего 10 субъектов      54,2 Всего 10 субъектов      41,5
 

     Информационно-рекламное  и организационное сопровождение  программы социально-экономического развития региона, которое может быть выделено в отдельную региональную программу "Инвестиционный потенциал региона" - цельная и взаимосвязанная единой концепцией система информационно-аналитических проектов об экономической и инвестиционной ситуации в российских регионах, о наиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении.

     Наиболее  важным направлением информационного  сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. В, так называемый "Инвестиционный атлас региона", представляющий своеобразную региональную программу продвижения региона на российском и зарубежном инвестиционных рынках (в составе программы социально-экономического развития), по нашему мнению, должны входить следующие основные элементы: Информационно-рекламные теле, видео, печатные материалы о регионе, отраслях его хозяйства, фирмах, видных хозяйственниках и региональных политических деятелях; ВЭБ-сервер региона, его информационных ресурсов в среде Internet, в том числе и система ИКАР" - инвестиционно-компьтерный атлас региона; презентации региона в зарубежных регионах - стратегических партнерах, выбранных в результате анализа потребностей региона в технологическом оборудовании и его региональных экономических приоритетов; целевые поездки представителей зарубежных региональных администраций и деловых кругов, потенциальных инвесторов в регионы России, организация и участие в выставках и ярмарках (в регионах России и за рубежом). 
 
 

     Заключение 

     Комплекс  целевых программ с единым целевым  назначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создать механизмы практической реализации программы социально-экономического развития региона.

     Опыт  реализации федеральных и региональных программ в России за последнее десятилетие  неосознанно создал банк данных типовых  механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных. Унификацией таких организационных  решений - один из надежных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов.

     Необходимо  и осознание того, что в условиях глобализации мировой экономики, стирается  грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ. Они все более выступают в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.

     Таким образом, программу социально-экономического развития региона правильнее называть интегрированной системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономической системы, которой является субъект Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России