Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33
В-четвертых, на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.
Возможно использование модельных форм региональных законов, уже разработанных нашими специалистами: "О поддержке инвестиционной деятельности", "О залоговом фонде", "Об уполномоченных банках и инвестиционных компаниях", "Об ипотеке", "Об инвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах", "О разграничении полномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации", "О региональных агентствах содействия инвестициям" и другие.
Использование
модельных форм региональных нормативных
и законодательных актов позволяет: ускорить
процесс их подготовки в условиях конкретных
регионов; обеспечить соответствие этих
актов федеральным законам и требованиям
международным инвестиционным институтам;
унифицировать, а значит упростить взаимодействие
инвестиционных институтов региона с
потенциальными инвесторами.
6.
Межрегиональное и
Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.
По нашему мнению, возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания "мертвой" инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.
Мы
имеет практический опыт (с представителями
правительственных и деловых
кругов Испании, Швейцарии) в организации
взаимодействия стран СНГ, субъектов
федерации России и региональных исполнительных
структур стран Европы, межбанковского
сотрудничества уполномоченных региональных
банков России, СНГ и европейских банков,
государственных страховых компаний,
обслуживающих инвестиционные ресурсы
европейских товаропроизводителей, непосредственно
товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов
федерации России и соответствующих европейских
государств. Такое взаимодействие (на
различных организационных уровнях) целесообразно
организовывать в целью реализации целевых
государственных, региональных и межрегиональных
программ (например, в области переработки
сельскохозяйственной продукции).
7.
Система управления социально-
Немаловажным вопросом реализуемости программы является наличие профессиональной команды управления, которая может быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурных образований.
Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций: представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам; организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями; поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов; освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ; создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.
На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции: продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти; оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций; координация деятельности региональных инвестиционных институтов; оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.
Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг "Ринвест", объединяющий КБ "Ринвестбанк", одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.
В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является: организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона; организация управленческого консультирования.
Складывающаяся
в Российской Федерации новая
иерархия регионов не всегда обеспечивает
рост связанности в стране. Существующие
старые региональные границы, поддержанные
административно, блокируют процессы
социально-экономического развития, регионы-лидеры
пока слабо влияют на развитие других
территорий. Это выражается, с одной стороны,
в значительных потерях, связанных с автономизацией
хозяйственных и социальных комплексов
отдельных территорий (например, конкуренция
портовых комплексов и транспортных проектов
на Северо-западе России). С другой стороны,
слабая связанность и непродуктивность
взаимодействия регионов в существующей
пространственной конфигурации выражается
в том, что внутри страны возрастает разрыв
в темпах роста экономики между отдельными
субъектами Федерации. В конце 1990-х годов,
разрыв по объемам валового регионального
продукта (ВРП) на душу населения между
разными субъектами Российской Федерации
составлял 18,9 раз и превышал различия
в уровне развития стран так называемого
«золотого миллиарда» и беднейших государств
мира. Ситуация региональной дифференциации
в России в начале 2000-х годов только усугубилась.
В 1998 году душевое производство ВРП в десяти
наиболее экономически развитых регионах
России превышало среднестатистический
уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом – уже в 3,2 раза.
Экономические аутсайдеры увеличили свое
отставание от среднероссийских показателей
с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять-двенадцать
субъектов Федерации из 89 обеспечивали
более 50% ВВП страны. В этих же регионах
сосредоточились основные инвестиции
и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической
ситуации становится основным социальным
противоречием, порождающим политические
конфликты.
Таблица 4 - Доля отдельных субъектов Российской Федерации в суммарном ВРП России %
|
Информационно-рекламное
и организационное
Наиболее
важным направлением информационного
сопровождения программ социально-экономического
развития регионов, являются проекты на
динамично развивающемся рынке Internet-услуг.
В, так называемый "Инвестиционный атлас
региона", представляющий своеобразную
региональную программу продвижения региона
на российском и зарубежном инвестиционных
рынках (в составе программы социально-экономического
развития), по нашему мнению, должны входить
следующие основные элементы: Информационно-рекламные
теле, видео, печатные материалы о регионе,
отраслях его хозяйства, фирмах, видных
хозяйственниках и региональных политических
деятелях; ВЭБ-сервер региона, его информационных
ресурсов в среде Internet, в том числе и система
ИКАР" - инвестиционно-компьтерный атлас
региона; презентации региона в зарубежных
регионах - стратегических партнерах,
выбранных в результате анализа потребностей
региона в технологическом оборудовании
и его региональных экономических приоритетов;
целевые поездки представителей зарубежных
региональных администраций и деловых
кругов, потенциальных инвесторов в регионы
России, организация и участие в выставках
и ярмарках (в регионах России и за рубежом).
Заключение
Комплекс целевых программ с единым целевым назначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создать механизмы практической реализации программы социально-экономического развития региона.
Опыт
реализации федеральных и региональных
программ в России за последнее десятилетие
неосознанно создал банк данных типовых
механизмов решений региональных проблем,
в том числе и эффективных.
Унификацией таких
Необходимо и осознание того, что в условиях глобализации мировой экономики, стирается грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ. Они все более выступают в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Таким
образом, программу социально-
Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России