Социально-экономическое развития регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33

Работа содержит 1 файл

Реферат особ рег финансирования.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Уточненные  параметры прогноза социально-экономического развития на 2009-2011 годы разработаны  по трем основным вариантам:

     1) Вариант 1а, «инерционный», предусматривает сохранение в 2009 году цен на нефть марки «Urals» на уровне 50 долларов за баррель с последующим повышением до 55 долларов в 2010 году и до 60 долларов за баррель в 2011 году.

     Вариант предусматривает реализацию уже  принятого пакета мер по снижению налогов и поддержке банковского сектора. При этих предпосылках ожидается снижение ВВП в 2009 году на 0,5 % и инвестиций — на 9,5 процента.

     2) Дополнительно проработан вариант 1b, предусматривающий постепенное восстановление восходящей динамики цен на нефть  марки «Urals»  до 60 долларов за баррель в 2009 году, 68 долларов в 2010 году и 74 долларов за баррель в 2011 году. При реализации тех же институциональных условий темп роста ВВП может повыситься за счет более высоких экспортных доходов на 1-1,5 процента  (по отношению к варианту 1а).

     3) Базовый вариант (вариант 2) учитывает эффект дополнительных антикризисных мер, направленных на  оказание поддержки реальному сектору экономики, а также реализацию инвестиционных программ естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов экономики. В этих условиях рост ВВП может достичь 2,4 % при повышении инвестиций на 1,4 процента.

Таблица 3 - Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2009 год

  2008 
оценка
2009 
прогноз
1а  2 1b
Цены  на нефть Urals (мировые), долл. / барр. 94,6 50 50 60
Цены  на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м 409,7 283,5 283,5 302,3
Курс  доллара (среднегодовой), рублей за доллар США 24,9 31-32 30,8-31,8 29-30
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен,   % 13,4 10-12
Экспорт нефти, млн. тонн 244,4 235,0 235,0 245,0
Экспорт природного газа, млрд. куб. м 203,0 208 208 213
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей 42469 40858 42089 42491
темп  роста 106,0 99,5 102,4 100,8
Промышленность,  % 102,0 95,3 96,8 97,5
Инвестиции  в основной капитал,  % 109,2 90,5 101,4 96,8
Реальные  располагаемые доходы населения,  % 104,0 100,2 102,5 101,7
Оборот  розничной торговли,  % 113,6 102,9 103,4 103,4
Торговое  сальдо, млрд. долл. США 177 41 18 60
Экспорт товаров, млрд. долл. США 469 303 303 343
Импорт товаров, млрд. долл. США 292,5 262 285 283
 

     2. Финансовая ситуация и бюджетный  процесс, финансовые интересы  региона. Региональное финансовое планирование.  

     Основой построения структуры программы  социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:

     а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие  предприятия, программы (в том числе  и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;

     б) именно внедрение регионального  бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;

     в) планирование и прогнозирование  регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;

     г) такой анализ дает возможность создать  систему налоговых льгот и  освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.

     Результаты  анализа социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.

     Немаловажным  обстоятельством приоритетности бюджетного процесса в формировании программы  социально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляется  возможность структурирования финансовых источников формирования бюджета (средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, что главное, оценить основные требования инвестора к организационному, законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовых технологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.

     Примером  могут служить требования международных  инвестиционных институтов к развитию регионального законодательства, банковского, аудиторского и страхового обслуживания инвестиционных ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной, экологический и другие займы Мирового Банка).

     Среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование бюджета позволяет увеличить сроки действия налоговых льгот инвесторам, которые зачастую принимаются только на текущий бюджетный год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Социально-демографическая ситуация в регионе.  

     Помимо  общепринятых аспектов анализа социально-экономического положения субъекта федерации: население (численность и половозрастная структура, численность и структура семей, миграция и расселение), уровень и образ жизни (основные источники и уровень доходов, покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления), социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура и образование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условия труда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программ социально-экономического развития регионов отражать: социальные приоритеты региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения; социальные нормативы, которые делают возможным планирование социального развития региона, оптимального использования отчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений, инвестиционных контрактах, создании крупных промышленных систем и объектов; социальную региональную политику, как систему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами и направленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояния региона; систему адресных социальных (в том числе и инвестиционных программ), реализация которых возможна без привлечения бюджетных ресурсов, например, программа форсированного жилищного строительства при финансировании Мирового банка, образовательные программы, поддерживаемые международным грандовыми организациями и фондами, программы развития региональных оптовых рынков промышленных и продовольственных товаров, корпоративно финансированная крупными товаропроизводителями и другими достаточно многочисленными инструментами финансирования социальной сферы. Только в наших базах данных есть информация о 23 гуманитарных фондах, способствующих развитию демократии, достижения всеобщего согласия, созданию демократической инфраструктуры, о 17 фондах поддержки исследований и образования, предоставляющей гранты размером от пяти тысяч долларов США для поддержки исследований в различных областях наук, исследований по охране окружающей среды, обмена опытом.

     Наличие достоверного анализа тенденций социально-демографического развития региона позволяет потенциальным инвесторам, разработчикам и реализаторам программ развития региона прогнозировать направления развития региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, определять свои интересы и, несомненно, служит расширению круга потенциальных инвесторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Финансовые и инвестиционные  инструменты и механизмы.  

     Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета  и региональных программ. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести: организация траста активами региона;гарантирование выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов); бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные региональными, федеральными банками; экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию; целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов; использование доли собственности администрации региона и ее прав в качестве залогового фонда; использование активов области для организации выпуска областных облигаций за рубежом, вексельных займов, ADR GDR администрации; создание субъектами Российской Федерации финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов; проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий региона.

     Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.

     Вызывают  интерес неиспользованные (или редко  используемые) региональные источники финансовых ресурсов:

     1) омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади);

     2) земельные участки непригодные для сельскохозяйственного использования;

     3) акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства;

     4) расширение сферы услуг на основе малоэффективно используемой собственности.

     На  внешнем инвестиционном и финансовом рынках организаторы программы социально-экономического развития региона проводят: работу с крупными международными инвесторами (не только в области проектного финансирования на фондовом рынке, но и через систему муниципальных займов); представление инвестиционного потенциала региона в виде открытых информационных ресурсов в Internet; согласование мер по информационной открытости объектов инвестиций, повышение доверия международных инвестиционных институтов к региональным гарантиям и инвестиционным инструментам; выработку и реализацию новых инвестиционных технологий (в том числе и в среде Internet), создание их инфраструктурного обеспечения; развитие новых форм сотрудничества с другими регионами мира и России; оптимальное использование существующих механизмов технической помощи двух- и многосторонних межправительственных соглашений; программу международного межрегионального сотрудничества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Региональная законодательная и  нормативная базы  

     По  результатам исследования потенциальных  источников внебюджетных и инвестиционных средств, требований этих источников к нормативным и законодательным базам, исходя из опыта деятельности регионов Российской Федерации на инвестиционном рынке и наших разработок, выполненных в ряде регионов России, в регионе должна быть проведена работа по корректному приведению в соответствие с этими требованиями (с учетом экономических интересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процесса реализации программы.

     На  наш взгляд, законодательная база также представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.

     Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.

     Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы  между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.

     В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах.

Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России