Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33
Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на 2009-2011 годы разработаны по трем основным вариантам:
1) Вариант 1а, «инерционный», предусматривает сохранение в 2009 году цен на нефть марки «Urals» на уровне 50 долларов за баррель с последующим повышением до 55 долларов в 2010 году и до 60 долларов за баррель в 2011 году.
Вариант
предусматривает реализацию уже
принятого пакета мер по снижению
налогов и поддержке
2) Дополнительно проработан вариант 1b, предусматривающий постепенное восстановление восходящей динамики цен на нефть марки «Urals» до 60 долларов за баррель в 2009 году, 68 долларов в 2010 году и 74 долларов за баррель в 2011 году. При реализации тех же институциональных условий темп роста ВВП может повыситься за счет более высоких экспортных доходов на 1-1,5 процента (по отношению к варианту 1а).
3) Базовый вариант (вариант 2) учитывает эффект дополнительных антикризисных мер, направленных на оказание поддержки реальному сектору экономики, а также реализацию инвестиционных программ естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов экономики. В этих условиях рост ВВП может достичь 2,4 % при повышении инвестиций на 1,4 процента.
Таблица 3 - Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2009 год
2008 оценка |
2009 прогноз | |||
1а | 2 | 1b | ||
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. | 94,6 | 50 | 50 | 60 |
Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м | 409,7 | 283,5 | 283,5 | 302,3 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 24,9 | 31-32 | 30,8-31,8 | 29-30 |
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, % | 13,4 | 10-12 | ||
Экспорт нефти, млн. тонн | 244,4 | 235,0 | 235,0 | 245,0 |
Экспорт природного газа, млрд. куб. м | 203,0 | 208 | 208 | 213 |
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей | 42469 | 40858 | 42089 | 42491 |
темп роста | 106,0 | 99,5 | 102,4 | 100,8 |
Промышленность, % | 102,0 | 95,3 | 96,8 | 97,5 |
Инвестиции в основной капитал, % | 109,2 | 90,5 | 101,4 | 96,8 |
Реальные располагаемые доходы населения, % | 104,0 | 100,2 | 102,5 | 101,7 |
Оборот розничной торговли, % | 113,6 | 102,9 | 103,4 | 103,4 |
Торговое сальдо, млрд. долл. США | 177 | 41 | 18 | 60 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 469 | 303 | 303 | 343 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 292,5 | 262 | 285 | 283 |
2.
Финансовая ситуация и
Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:
а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;
б) именно внедрение регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;
в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;
г) такой анализ дает возможность создать систему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.
Результаты
анализа социально-
Немаловажным обстоятельством приоритетности бюджетного процесса в формировании программы социально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляется возможность структурирования финансовых источников формирования бюджета (средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, что главное, оценить основные требования инвестора к организационному, законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовых технологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.
Примером
могут служить требования международных
инвестиционных институтов к развитию
регионального
Среднесрочное
и долгосрочное финансовое планирование
бюджета позволяет увеличить сроки
действия налоговых льгот инвесторам,
которые зачастую принимаются только
на текущий бюджетный год.
3.
Социально-демографическая ситуация в
регионе.
Помимо
общепринятых аспектов анализа социально-
Наличие
достоверного анализа тенденций социально-демографического
развития региона позволяет потенциальным
инвесторам, разработчикам и реализаторам
программ развития региона прогнозировать
направления развития региональных рынков
промышленных и продовольственных товаров,
определять свои интересы и, несомненно,
служит расширению круга потенциальных
инвесторов.
4.
Финансовые и инвестиционные
инструменты и механизмы.
Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести: организация траста активами региона;гарантирование выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов); бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные региональными, федеральными банками; экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию; целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов; использование доли собственности администрации региона и ее прав в качестве залогового фонда; использование активов области для организации выпуска областных облигаций за рубежом, вексельных займов, ADR GDR администрации; создание субъектами Российской Федерации финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов; проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий региона.
Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.
Вызывают интерес неиспользованные (или редко используемые) региональные источники финансовых ресурсов:
1) омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади);
2) земельные участки непригодные для сельскохозяйственного использования;
3) акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства;
4) расширение сферы услуг на основе малоэффективно используемой собственности.
На
внешнем инвестиционном и финансовом
рынках организаторы программы социально-экономического
развития региона проводят: работу с крупными
международными инвесторами (не только
в области проектного финансирования
на фондовом рынке, но и через систему
муниципальных займов); представление
инвестиционного потенциала региона в
виде открытых информационных ресурсов
в Internet; согласование мер по информационной
открытости объектов инвестиций, повышение
доверия международных инвестиционных
институтов к региональным гарантиям
и инвестиционным инструментам; выработку
и реализацию новых инвестиционных технологий
(в том числе и в среде Internet), создание их
инфраструктурного обеспечения; развитие
новых форм сотрудничества с другими регионами
мира и России; оптимальное использование
существующих механизмов технической
помощи двух- и многосторонних межправительственных
соглашений; программу международного
межрегионального сотрудничества.
5.
Региональная законодательная
По результатам исследования потенциальных источников внебюджетных и инвестиционных средств, требований этих источников к нормативным и законодательным базам, исходя из опыта деятельности регионов Российской Федерации на инвестиционном рынке и наших разработок, выполненных в ряде регионов России, в регионе должна быть проведена работа по корректному приведению в соответствие с этими требованиями (с учетом экономических интересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процесса реализации программы.
На наш взгляд, законодательная база также представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.
Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих,
система регионального
Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России