Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:48, контрольная работа
1 Управление социально-экономическим развитием территории, сущность и структура
2 Организационно-правовые основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования
3 Зарубежный опыт социально-экономического развития муниципальной территории
Вопросы местного значения охватывают обширную область общественных отношений, регулируемых специальным, отраслевым законодательством и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Органам местного самоуправления следует иметь в виду, что для полного уяснения правового регулирования тех или иных вопросов местного значения зачастую недостаточно руководствоваться одним федеральным законодательством. Многие нормы федерального законодательства, к примеру, в таких сферах деятельности, как здравоохранение, образование и др., конкретизируются, находят свое развитие в законодательстве субъектов Российской Федерации, подзаконных актах нормативного характера (приказы, инструкции и т.д.), издаваемых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития нормативно-правовой базы.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рисунок 5) [5, с.145].
Рисунок 5 – Состав нормативно-правовой местного самоуправления в РФ
Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Муниципальные правовые
акты не могут противоречить
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.
Конституция РФ признает
и гарантирует местное
Федеральный закон 2003 года
N 131-ФЗ относит к полномочиям федераль
– определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;
– правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.
Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.
К другим Федеральным законам второй группы относятся Законы «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основах муниципальной службы в РФ», «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».
Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов – от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством.
Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.
Федеральный закон относит
к полномочиям органов
В конституциях (уставах)
субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый
субъект РФ принимал закон об организации
местного самоуправления на своей территории,
а также пакет других законов по вопросам
местного самоуправления. К их числу относятся,
например, законы о выборах в органы местного
самоуправления, местных референдумах,
муниципальной службе, административно-
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Их система представлена в таблице 1 [5, с.139].
Таблица 1 – Система муниципальных правовых актов
Принимающие правовые акты |
Типы правовых актов |
Наименование правового акта или решаемые вопросы |
Население на референдумах и сходах |
Решения |
Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения |
Представительный орган |
Решения |
Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы организации деятельности представительного органа |
Председатель представительного органа |
Постановления и распоряжения |
Вопросы организации деятельности представительного органа |
Глава местной администрации |
Постановления |
Вопросы местного значения. Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий |
Распоряжения |
Вопросы организации работы местной администрации | |
Глава муниципального образования |
Постановления и распоряжения |
Вопросы председателя представительного органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности) |
Иные должностные лица |
Распоряжения и приказы |
Вопросы, отнесенные к их полномочиям |
Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.
Муниципальное образование
разрабатывает устав
Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.
Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.
С целью исследования организационного механизма управления муниципальным образованием необходимо исследовать структуру органов управления.
Структура органов управления муниципального района представлена на рисунке 6 [9, с.255].
-;
-;
Рисунок 6 – Структура органов управления муниципальным районом Республики Мордовия
Из рисунка 6 видно, что в муниципальном районе Республики Мордовия двухзвенная система муниципального образования, при которой наличие в муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным. В муниципальном районе Глава муниципального района избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.
Совет депутатов муниципального района состоит из 35 (тридцати пяти) депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на четыре года.
Выборы депутатов Совета депутатов муниципального района проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории муниципального образования на основе средней нормы представительства избирателей.
Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления, который избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Совета депутатов муниципального района может быть избран гражданин, проживающий на территории муниципального района и обладающий избирательным правом.
Решение об изменении порядка формирования Совета депутатов муниципального района принимается в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В компетенции Совета депутатов муниципального района находятся:
1) принятие Устава
2) утверждение бюджета
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений муниципального района, а также об установлении тарифов на услуги указанных предприятий и учреждений;
7) регулирование тарифов на
Информация о работе Социально-экономическое развитие территории